Развитие у обучающихся математического мышления закреплено в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Оно отражается в следующих метапредметных результатов освоения образовательной программы:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. [6]
Проанализировав данную информацию, мы видим, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает освоение компонентов математического мышления: анализа, планирования и рефлексии младшими школьниками в процессе обучения.
Для того, чтобы выяснить, достаточное ли внимание уделяется развитию математического мышления младших школьников, был выполнен анализ программ курса «Математика» по УМК, которые реализуются в начальной школе.
В нашей работе анализировались программы по математике, которые включены в следующие УМК: «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Система развивающего обучения Занкова», «Развивающей система Д.Б. Эльконина ‒ В.В. Давыдова».
УМК «Школа России» авторами программы по математике являются М. И. Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. (авторы учебников по математике М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова). Курс является интегрированным, в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2 – 4 классах – по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе). [5]
Основой курса являются представления о целых неотрицательных числах и арифметические действия с ними, а также формирование приемов устных и письменных вычислений. Кроме этого, предусмотрено решение простых и составных текстовых задач, присутствуют задания на составление задач, преобразование решенной задачи и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что в данной программе реализуется обязательный минимум содержания образования.
УМК «Начальная школа XXI века» авторам программы по математике является В.Н. Рудницкая. Одна из важнейших задач курса — формирование основ логико-математического мышления. Авторы составляли программу в соответствии с уровнем возрастных особенностей младших школьников, что в свою очередь способствует полноценному математическому развитию каждого обучающегося. В курсе учитывается, что в начальной школе у детей начинают формироваться элементы учебной деятельности, возникает теоретическое мышление, развиваются способности рефлексии, анализа, мысленного планирования. [4]
Учебный курс «Математика» в УМК «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» отличается тем, что он основан на активно-исследовательском усвоении знаний и умений, а не на репродуктивном обучении. Цель обучения – формирование математических понятий на основе содержательного обобщения. Преобладает проблемный метод обучения. Обучающиеся знакомятся с новыми понятиями с решения учебной задачи, а не с определения.[2]
УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова». Основными принципами обучения математики по данному учебно-методическому комплексу являются задания с повышенным уровнем сложности, по сравнению с другими УМК, а также преобладание теоретических знаний.[3]
Проанализировав УМК мы можем сделать выводы о том, что в каждой из них содержится учебный материал, направленный на развитие математического мышления младших школьников, но целенаправленно работа в этом направлении ведется только при реализации курса математики УМК «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».
Список литературы:
- Волкова, Бантова, Бельтюкова: Математика. 4 класс. Методические рекомендации к учебнику М.И. Моро и др. ФГОС/ Издательство: Просвещение, 2013 г. – 208 c.заведений / Л. П. Стойлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. ‒ 544 с.
- Кудрявцев, В. Т. О различиях систем развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова и Л. В. Занкова [Электронный ресурс]. URL: http://tovievich.ru/news/7711-vtkudryavcev-o-razlichiyah-sistemrazvivayuschego-obucheniya-db-elkonina-vv-davydova-i-lv-zankova.html
- Рудницкая, В. Н. Математика [Текст]: методика обучения / В. Н. Рудницкая. ‒ М.: Вентана-Граф, 2005. ‒ 112 с.
- Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы/ Издательство: Просвещение, 2011 г. – 528 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
- Volkova, Bantova, Bel’tjukova: Matematika. 4 klass. Metodicheskie rekomendacii k uchebniku M.I. Moro i dr. FGOS/ Izdatel’stvo: Prosveshhenie, 2013 g. – 208 c.zavedenij / L. P. Stojlova. – M.: Izdatel’skij centr «Akademija», 2002
- Davydov, V. V. Teorija razvivajushhego obuchenija [Tekst] / V. V. Davydov. – M.: INTOR, 1996. ‒ 544 s.
- Kudrjavcev, V. T. O razlichijah sistem razvivajushhego obuchenija D. B. Jel’konina – V. V. Davydova i L. V. Zankova [Jelektronnyj resurs]. URL: http://tovievich.ru/news/7711-vtkudryavcev-o-razlichiyah-sistemrazvivayuschego-obucheniya-db-elkonina-vv-davydova-i-lv-zankova.html
- Rudnickaja, V. N. Matematika [Tekst]: metodika obuchenija / V. N. Rudnickaja. ‒ M.: Ventana-Graf, 2005. ‒ 112 s.
- Sbornik rabochih programm «Shkola Rossii». 1-4 klassy/ Izdatel’stvo: Prosveshhenie, 2011 g. – 528 s.
- Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart nachal’nogo obshhego obrazovanija / M-vo obrazovanija i nauki RF. – M.: Prosveshhenie, 2010. – 31 s. – (Standarty vtorogo pokolenija).