Одним из самых близких последователей Николая и Елены Рерих стал их сын Святослав. Он в продолжение своим родителям проявил интерес к восточной религии, а также к альтернативным системам убеждений, таким как теософия. Как и многие представители русской интеллигенции того времени, Николай Константинович Рерих придавал апокалипсическое значение этим судьбоносным событиям, как и многие представители русской интеллигенции. Влияние теософии, буддизма и других форм мистицизма прослеживается во многих картинах Николая и Святослава Рериха. [2] В теософской мистике Николай Рерих, поглощенный тысячелетними ожиданиями, нашел в теософской мистике учение о том, что скоро наступит новая эра. Это побудило их как можно скорее переехать в Индию. Теософия — это учение религиозной философии и метафизики, которое зародилось у Елены Петровны Блаватской. [1] Теософия утверждает, что все религии — это попытки человечества развиваться до большего совершенства, и поэтому каждая религия имеет часть истины. Теософия говорит о том, что все религии — это разные пути к Богу, еще одной особенностью теософии, которая апеллировала к рерихам, был ее тысячелетний характер. Если человечество должно развиваться до большего совершенства, то это означает, что человечество вступает в Новую Эру. И действительно, учение, полученное от Мастера Мория, представляло собой продвижение и развитие теософии. Это учение, ставшее их собственной философией, Рерихи назвали «Агни-йога». [3]
На примере картины, изображенной на рисунке 1, Святослава Николаевича Рериха тема вечной жизни раскрывается на примере образа любви молодой матери к ребенку на фоне яркого пейзажа.
Рисунок 1 — С. Н. Рерих. Вечная жизнь. 1954
Ребенок неравнодушно рассматривает цветок, приотворяя впервые красоту мира. Его мать, в тоже время, закинув голову, смотрит далеко за горизонт, будто заглядывает в дальнейшее развитие судьбы сына. На фоне массивного камня мягко распускаются цветы, которые пришли на смену увядшим. Тем самым, С. Н. Рерих изображает единство законов обновления жизни в природе, ее цикличность на примере цветов, людей, деревьев, камней. Вдалеке показаны вереницей проходящие люди — символ воплощения мысли о смене поколений.
В таблице показано символическое изображение вечной жизни данного периода времени на разных примерах из искусства.
Искусство |
Название |
Примечание |
Литература |
Томас Элиот «Шепот бессмертия» (1915—1918) |
В двухчастном стихотворении иронически сопоставлены одушевленное тление и обесчеловеченная плоть; стремление поэтов-метафизиков и их последователей выйти за грань чувственного восприятия самого человека. |
Живопись |
Казимир Малевич «Черный квадрат» |
Символ вечного и постоянного. |
Архитектура |
Архитектор и скульптор А. Щусев Мавзолей В. И. Ленина (с 1924) |
Символ истории. |
Живопись |
Художник П. Филонов «Формула весны» |
Картину «Формула весны и действующие силы» художник строит, как природа творит из атомов и молекул более крупные образования. Главный принцип его аналитического искусства – организм картины должен расти, как растет все живое в природе. П.Филонов призывал своих учеников: «Упорно и точно рисуй каждый атом, упорно и точно вводи цвет в прорабатываемый атом, чтобы он въелся как тепло в тело или органически был связан с формой как в природе клетчатка цветка с цветком».
|
Живопись, скульптура |
ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) |
Некоторые из выставок тех лет: «Беспредметное творчество и супрематизм», «Цветодинамос и тектонический примитивизм» |
Тема бессмертия — это вечная жизнь, освобожденная от смерти; бесконечное существование. Художники, ученые, футуристы и философы теоретизировали бессмертие человеческого тела, а некоторые предполагали, что бессмертие человека может быть достигнуто в первые десятилетия XXI века. Другие сторонники считают, что продление жизни является более достижимой целью в краткосрочной перспективе, при этом бессмертие ожидает дальнейших исследовательских прорывов. В религиозных контекстах, бессмертие часто утверждается как одно из обетований Бога для людей, которые проявляют доброту или иначе следуют божественному закону. Вопрос о том, какую форму примет бесконечная человеческая жизнь, или существует ли нематериальная душа и обладает ли она бессмертием, является одним из основных вопросов религии, а также предметом домыслов и споров.
Список литературы:
- Елена Блаватская: Ключ к философии. Издательство Эксмо, 2006 г., Серия Великие посвященные. — 800 с.
- ROERICH’S THEOSOPHY BY STANLEY SFEKAS. Professor of Philosophy and Religion University of Indianapolis/Athens Campus
- Рерих Елена Ивановна Агни-йога, 2017 г., Изд: АСТ, Серия: Великие тайн. — 656 с.
- Н. К. Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей. 22 автора под редакцией М. Т. Кузьмина 1978 Москва Изд: «Изобразительное искусство». — 306 с.
- Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев. 1996 г.
- Александр Владимиров: Рерих — Россия — XXI век. Сборник статей. Издательство: Беловодье, 2012 г. — 208 с.