Проблема экологии городских территорий приобретает в настоящее время все большую актуальность. Как утверждают эксперты, уже около половины человечества проживает в городах, а ко второй половине 21 века этот показатель возрастет до 70% и превысит 80% в промышленно развитых странах. 
 В России численность городского населения составляет 73%, а в Северо-Западных участках страны, где природные условия не позволяют заниматься сельским хозяйством, достигает 94%. Исходя из этого, загрязнение окружающей среды в настоящее время является крайне распространенным явлением: почти в каждом крупном населенном пункте России присутствует повышенное содержание загрязняющих веществ различного типа.
Самара – это город – миллионник Среднего Поволжья России, расположенный напротив Самарской Луки, на левом берегу реки Волги, между устьями рек Самары и Сок. Город имеет неправильную изрезанную на севере форму. Является административным центром Самарской области. Его население составляет 1 156 644 человека на 2019 год. Он является городом, в котором показатель загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами больше на 43%, чем в среднем по всей России. Но почему же это произошло?
Во-первых, исходя из информации о количестве жителей города можно сделать вывод об одном из основных факторов глобального загрязнения воздуха в атмосфере – обильном автомобильном движении: каждый 3 горожанин по данным «АВТОСТАТ» в Самаре имеет свой личный транспорт, который он эксплуатирует каждый день в течение достаточно большого количества времени, например, в пробках и так далее. Из-за этого легковые автомобили являются одной из ключевых причин загрязнения, ведь количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу, напрямую зависит от времени, затраченного на перемещение человека по городу, площадь которого составляет около 541 км2.
Для наглядности приведу в пример исследование, которое провел «АВТОСТАТ» в 2017 году: при парке легковых автомобилей, чуть превышающем 390 тыс. единиц, и населении около 1 200 000 человек в Самаре на тысячу жителей приходится 334 легковых автомобиля. То есть, каждый третий житель города имеет автомобиль. Это самый высокий показатель среди остальных городов [2]. Полное сравнение автомобильного парка представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Рейтинг парка легковых автомобилей среди городов – миллионников России [2]
| № | Город | Парк Тыс. шт. | Население тыс. чел. | Обеспеченность на тыс. чел., шт. | 
| 1 | Самара | 390,0 | 1171,0 | 334 | 
| 2 | Санкт-Петербург | 1565,3 | 5225,7 | 319 | 
| 3 | Воронеж | 318,4 | 1032,4 | 308 | 
| 4 | Москва | 3782,8 | 12330,1 | 307 | 
| 5 | Казань | 368,5 | 1217,0 | 303 | 
| 6 | Екатеринбург | 446,5 | 1477,7 | 302 | 
| 7 | Красноярск | 312,5 | 1067,9 | 293 | 
| 8 | Ростов-на-Дону | 319,2 | 1119,9 | 285 | 
| 9 | Уфа | 311,6 | 1121,4 | 278 | 
| 10 | Нижний Новгород | 352,0 | 1275,5 | 276 | 
| 11 | Новосибирск | 433,1 | 1584,1 | 273 | 
| 12 | Омск | 321,3 | 1178,1 | 273 | 
| 13 | Челябинск | 320,4 | 1192,0 | 269 | 
| 14 | Волгоград | 256,3 | 1016,1 | 252 | 
| 15 | Пермь | 246,5 | 1041,9 | 237 | 
Таблица демонстрирует нам серьезность сложившейся ситуации. Но в ней приведен лишь личный транспорт, а ведь в городе есть и железнодорожный вокзал, который, к слову, является крупнейшим в Европе, автовокзал, речной вокзал и аэропорт.
Если мы постараемся комплексно рассмотреть проблему влияния транспорта на экологическую обстановку, то увидим, что он действительно оказывает огромное воздействие на загрязнение воздуха, ведь помимо легковых автомобилей ежедневно свой вклад в него вносит общественный транспорт: автобусы (461 шт. на начало 2019 г.), трамваи, поезда и, разумеется, самолеты, прилетающие и улетающие с достаточно высокой интенсивностью.
Исходя из этих данных можно сделать вывод, что транспорт– основной источник загрязнения и он также сильно влияет на экологическую обстановку Самарского региона, в частности, на состояние воздуха в городской атмосфере.
Во – вторых, в Самаре огромное влияние на окружающую среду оказывает развитая промышленная инфраструктура, так как город является крупным центром машиностроения и металлообработки, создания химии и добыче всяческих полезных ископаемых ресурсов (нефти, газа, горючих сланцев, строительного сырья). Большое количество предприятий различного назначения ежедневно выбрасывает в атмосферу десятки тонн загрязняющих веществ, что является, пожалуй, основным источником сильнейшего превышения нормы содержания их в воздухе. В Самаре находится 150 мощных и средних промышленных предприятий, ежедневно выбрасывающих в воздух многотонные загрязняющие вещества, причём, многие из них располагаются вблизи жилых помещений. Больше всего в этом плане страдает Кировский район города, в котором сосредоточено большое количество заводов и станций:
- Предприятия машиностроения, металлургии и металлообработки:
- АО РКЦ «Прогресс» – одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности, производитель ракет-носителей семейства «Союз», космических аппаратов различного назначения;
- ОАО «Авиакор» – авиационный завод»;
- Закрытое акционерное общество «Алкоа СМЗ» – металлургический завод;
- ООО «Завод приборных подшипников».
 
- Предприятия строительных материалов:
- ОАО «Железобетон»;
- ООО «Домостроительный комбинат № 1»;
- ООО «Легкий керамзит»;
- ООО «Керамзит ЛТД»;
- ФГУП «ПП ЖБИ и СМР».
- Предприятия пищевой промышленности:
- ОАО «Самарский хлебозавод № 5»;
- Кондитерское объединение «Россия»;
- ООО «Самарарыбхоз»;
- ООО «Кока-Кола НВС Евразия» филиал в г. Самаре;
- ЗАО «Чистая вода».
- Предприятия мебельной промышленности:
- ОАО «Авиакор-мебель»;
- ООО «Эдем-Самара-1»;
- Предприятия электроэнергетики:
- ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» «Самарская ТЭЦ» [1].
Одним из самых мощных источников загрязнения окружающего воздуха безоговорочно можно назвать Самарскую теплоэлектроцентраль, одну из самых молодых и технически совершенных в Самарской области, расположенную в Кировском районе. Сама станция обеспечивает больше половины города огромным количеством энергии и является центральной системой отопления его помещений, из которых 80% – жилые дома. В качестве основного топлива в течение долгого времени использовался природный газ, а мазут был лишь резервом, однако в течение последних лет количество используемого на предприятии мазута увеличилось в разы, что усложнило и так непростую экологическую ситуацию в городе. Вблизи города развита добывающая промышленность. Более 70 нефтедобывающих компаний работают там, добывая огромные объемы нефти из недр земли и еще сильнее ухудшая городскую экологию [3].
Самара – крупный транспортный, промышленный и всесторонне развитый административный центр, однако огромная, по сравнению с другими городами – миллионниками, концентрация легкового транспорта, отсутствие перспектив внедрения автобусов, работающих засчёт электроэнергии, частые рейсы поездов и авиационные перелеты негативно сказываются на качестве атмосферного воздуха региона, отравляя его более, чем на 50% от общего объема загрязнения. Остальной его процент исходит от промышленной инфраструктуры города, которая является современной, но загрязняет воздух практически на одном уровне с транспортным фактором из-за нерациональной эксплуатации топлива, выделяющего вредные вещества в атмосферу.
В качестве решения могут выступить: строгий контроль со стороны заинтересованных организаций и населения, переход на менее опасный для окружающей среды альтернативный вид топлива, который сократит загрязняющие выбросы в несколько раз, а также попытки внедрить в транспортную систему безопасные электрические автобусы и, по возможности, автомобили, которые являются, безусловно, дорогими и невыгодными в плане запаса топлива транспортными средствами, однако крайне экологичным способом перемещения по городу.
Список литературы:
- «Экология Самары» -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dishisvobodno.ru/eco_s.html
- «Самара – лидер по количеству автомобилей на душу населения» – [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://drugoigorod.ru/carleader-13-04-17/
- «Официальная статистика окружающей среды» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://samarastat.old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ samarastatru/statistics/environment/

