В современном мире влияние дизайна практически на все сферы жизни человека постоянно возрастает. В настоящее время в рыночных условиях успешные дизайнерские решения способны создавать значительные конкурентные преимущества для различных коммерческих организаций. Современный дизайнер при реализации проектной деятельности должен не только знать текущие потребности рынка, но и на основе их анализа видеть тенденции в своей сфере деятельности, предвосхитить ожидания потребителей и суметь реализовать эти ожидания в своих наработках и решениях.
Успешное решение таких задач основывается на: базовых профессиональных знаниях и умении применять их на практике; креативном, нестандартном мышлении; практическом опыте работы, высоком интеллектуальном уровне дизайнера [2].
К профессиональным знаниям и умениям дизайнера относятся методы творческого мышления. Профессиональное становление будущего дизайнера предполагает обязательное изучение и применение этих методов.
В настоящее время наиболее результативными, современными методами творческого мышления являются следующие методы.
Метод ассоциаций – это такой способ формирования идеи, при котором наибольший эффект достигается в том случае, если дизайнер обращается к различным событиям окружающей жизни как к творческому источнику (любые явления природы, события в общественной жизни, предметы, которые окружают человека в быту). В современном дизайне образно-ассоциативное мышление понимается как новейший способ проектирования. Развитие у дизайнера такого вида мышления позволяет активно реагировать на события окружающей действительности и черпать оттуда необходимые образы и ассоциации. Способность художника к ассоциативному мышлению необходимо в творческом процессе и является основой творчества.
Метод аналогий для решения поставленной задачи использует аналогичные решения, взятые из уже существующих исторических объектов творчества (национальной одежды, народного костюма, исторического костюма, произведений архитектуры и искусства и т.д.). Художник преобразовывает уже существующий объект творчества, трансформируя его в новое проектное решение. Данный метод применяется достаточно часто на начальной стадии создания объекта дизайна.
На рассмотрении и анализе так называемых бионических объектов основан бионический метод. К примеру, если внимательно изучить строение оперения у птиц, то можно на основе полученных знаний спроектировать верхнюю одежду с наслоением материала друг на друга «черепичным» методом для создания новой формы. Расцветка крыльев бабочки вдохновляет на создание яркого платья в стиле «пэчворк». Благодаря такому методу проектирования, у дизайнера устанавливается связь с природой, окружающим миром.
Метод неологии — это метод заимствования идей отечественного и зарубежного проектирования. Однако художник должен не просто слепо копировать изделие, а преобразить его, внести какие-то изменения, вывести на новый уровень, сделав изделие более функциональным.
Метод эмпатии – «вхождение в роль». Например, необходимо разработать специальный костюм для тренировок спортсменов в лесной и горной местности. Дизайнер-проектировщик ставит себя на место спортсмена, как бы «входит в роль» будущего пользователя данного изделия. Ему необходимо рассмотреть все с позиции предмета проектирования: насколько удобной должна быть обувь, материал или ткань эластичными, сохраняющими тепло и при этом «дышащими», в целях безопасности в одежде не должны присутствовать отлетные детали или излишняя шнуровка, карманы должны надежно закрываться и т.д.
Метод передовых технологий используется для проектирования объектов, способных к изменению своего внешнего вида. К примеру, для театральных костюмов можно придумать специальные лампочки-диоды для освещения костюма в полной темноте. Из самых последних разработок известно самоокрашивающееся платье, которое меняет свой цвет благодаря нескольким небольшим трубкам-клапанам, завуалированных под воротник, которые впрыскивают краску в ткань.
Метод «мозгового штурма» используется для коллективного решения задач проектирования. Идеи должны быть сгенерированы и реализованы в кратчайшие сроки. Данный метод достаточно продуктивен, так как люди из разных профессий, не связанных с друг другом, могут выдать интересные идеи. Эффективным этот метод будет лишь в том случае, если соблюдаются несколько важных условий: коллектив должен состоять из нескольких человек, не связанных между собой профессий, каждый участник по очереди высказывает свою точку зрения, не перебивая и не критикую других участников, весь процесс записывается на диктофон, который потом передается экспертам для анализирования высказанных участниками коллектива вариантов решения задач.
Впервые в 1920-х гг. конструктивисты А. Родченко, Л. Попова, В.Степанова использовали в проектировании одежды комбинаторные методы, основанные на принципе комбинирования. К ним отнесли комбинаторику, трансформацию, кинетизм [1].
Комбинаторика — метод формообразования в дизайне, основанный на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изменения пространственных, конструктивных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов.
Трансформация — это метод превращения или изменения формы, которая осуществляется следующим образом: трансформация одной существующей форму в другую, более новую и изменение деталей внутри одной формы.
Кинетизм – любое изменение формы при ее движении. Данный метод заключается в создании динамики конструкции, формы, декора.
Новейшим подходом в моделировании и проектировании в дизайне одежды является метод деконструкции, при котором можно свободно манипулировать формой и посадкой на фигуре. Впервые был представлен дизайнерами из Японии Ё. Ямамото и Р. Кавакубо, которые оказали сильнейшее влияние на дизайнеров Западной Европы. В своих коллекциях они широко использовали асимметрию, неровный необработанный подол у платья, перфорацию, швы наружу, ощущение незавершенности образа, нарушение правил традиционной технологии.
Изучение различных методов творческого мышления способствуют развитию у будущего дизайнера индивидуальных творческих способностей, профессионального мышления. Благодаря этим методам повышается эффективность процесса поиска решения стоящих перед дизайнером проектных задач и накопление опыта и знаний в сфере его деятельности.
Литература
- Композиция костюма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 432 с.
- Мартыненко Н.Д. Процессы формирования творческого мышления обучающихся при создании дизайн-проекта по источникам творчества [Текст] / Н.Д. Мартыненко// Сборник статей Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование» (Новосибирск, 26.12.2019 г.). – Стерлитамак: АМИ, 2019. – С. 115-118.