Инновационную политику мы можем представить как совокупность управленческих, организационных, технологических и экономических элементов, с целью реализации решений государственных и муниципальных органов власти. Во время разработки инновационной политики, у исследователей возникает ряд вопросов, по эффективности и продуктивности инновационной системы. Обратим внимание, что прогресс не стоит на месте, и следовательно инновационные системы постоянно прогрессируют, в связи с чем необходимо регулярно обновлять методы развития инноваций.
При нашем уровне развития и масштабности страны, подобная гибкость практически невозможна, это одна из проблем, которая может возникнуть при внедрении инновационной политики. И все таки, реализация инновационной политики, способствует созданию благоприятных условий для самоподдержания системы, которая отвечает по всем государственным стандартам и готов к решению проблем в экономической сфере.
Одна из основных задач, в сфере инновационной политики, является внедрение инноваций в регионах и центральных районах страны. Инновационные системы в регионах должны уделить особое внимание на развитие инфраструктуры, в состав которого входит: научно-исследовательские институты, организации, заинтересованные в разработке и увеличении инновационного потенциала финансовых институтов.
Исходя из этого, инфраструктура дает возможность, не только обеспечивать приобретение новых компетенций, а так же сотрудничать с местными организациями, что в свою очередь повышает развитие инновацинной деятельности. Стоит выделить, тот факт, что диспропорциональное развитие является одной из главных проблем, которая возникла после внедрения инновационной политики государственного и муниципального управления. Чтобы решить данную проблему, необходимо вложить финансовые средства на развитие инфраструктуры в регионах.
Инновации играют решающую роль в экономической и социальной сфере общества. В долгосрочной перспективе, будущий экономический рост напрямую зависит от инновационной деятельности.
В структуру государственной инновационной политики, входит: часть экономической политики, совокупность исторически сложившихся форм, методик, мер влияния на инновационную сферу, такие как экономического, правового, организационного характера, которые сложились между субъектами и объектами регулирования в процессе определения и реализации целей.
Степень экономического развития страны в современном мире, определяется достижениями в сфере науки и техники и степенью их активного использования. Российская Федерации имеет существенный научно-технический потенциал, к сожалению, который мало ориентирован на реализацию конкретных инноваций во всех сферах экономики. Для выхода в лидеры, в ряде отраслей и производств нужны решающие действия со стороны государства.
Таблица 11
Динамика позиций Российской Федерации в глобальном индексе инноваций (ГИИ): 2015–2017 гг.
|
ГИИ |
Ресурсы инноваций |
Результаты инноваций |
Эффективность инноваций |
2015 |
49 |
56 |
45 |
49 |
2016 |
48 |
52 |
49 |
60 |
2017 |
33 |
44 |
47 |
69 |
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: https://www.gks.ru/
Согласно данным в табл. 11, сделаем вывод, что Россия активно улучшает свои позиции по субиндексу ресурсов инноваций. К сожалению, мы наблюдаем, что Россия занимает 69-е место по эффективности инновационной, а это занчит, что мы неполностью реализуем имеющегося инновационного потенциала[1]. Значительную роль в государственной инновационной политике играет развитие инноваций в регионах страны.
Инновационная деятельность предприятий производства в промышленности, с целью расширение рынков сбыта продукции, в основном была направлена на удовлетворение спроса российских потребителей. Удельный вес инновационных предприятий, для которых важнейшим результатом инновационной политики является расширение рынков сбыта в России, составляет 25%. Так в Европейском союзе максимальная оценка, в сфере инноваций, которые выходят на новые рынки, считается для компаний из Нидерландов (39,4%) и Австрии (36%). Менее 15% предприятий промышленного производства выделила подобный результат инноваций в Греции и Финляндии[2].
Из-за снижения инвестиций в развитие производства, введет к сокращению спроса на новую технику, новое оборудование, новые технологии. В свою очередь, это ограничивает развитие российского производства.
На сегодняшний день, мы наблюдаем наличие проблемы, а именно сокращение финансового фонда, которая отражается в недостаточной обеспеченности инновационного развития.
Из этого следует, необходимость поиска новых мер, которые будут ориентированы на формирование и расширение экономической сферы в инновационной политики, а также необходимо задействовать внутренние структуры, для привлечения средств, которые повысят шансы на трансформацию местной экономики.
Использованные источники
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
- Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 165-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года»
- Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 « 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»
- Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 14.10.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»
[1] Каменских М.А. Инновационная активность стран Евросоюза // Российский внешнеэкономический вестник. — 2016. — № 11. — С. 122–133.
[2] Каменских М.А. Инновационная активность стран Евросоюза // Российский внешнеэкономический вестник. — 2016. — № 11. — С. 122–133.