Современный этап развития российского государства характеризуется рядом преобразований в сфере борьбы с преступностью. Основными направлениями уголовно-правовой политики являются сокращение практики назначения наказания в виде лишения свободы и расширение применения мер уголовно-правового реагирования, в том числе наказания, не связанных с изоляцией от общества лиц, осужденных, которые впервые совершили преступление небольшой или средней тяжести, в том числе и несовершеннолетним.
Проанализировав судебную практику, мы видим, что данная практика показывает о стабильном увеличении роста общего числа осужденных к обязательным и исправительным работа.
Так, в 2014 году к обязательным работам были приговорены – 22 211 человек. К исправительным работам – 6 580 человек. В 2015 году, к обязательным работам – 74 047 человек, а к исправительным работам – 60 794 человека. В 2016 году, к обязательным работам были приговорены – 141 092 человека, а к исправительным работам – 51 689 человек. А уже в 2017 году, к исправительным работам – 54 753 человека, а к обязательным работам – 128 279 человек [1].
В то же время отмечается увеличение числа несовершеннолетних, осужденных к данным видам наказания. В 2015 году, к исправительным работам – 286, а к обязательным – 3829 несовершеннолетних. В 2016 году, к обязательным работам – 5580, а к исправительным – 327 несовершеннолетних. В 2017 году, к исправительным работам – 314, а к обязательным – 4900 несовершеннолетних[2].
Данные статистические данные говорят о – гуманизации правоприменительной деятельности в сфере применения наказания, которые непосредственно соответствуют международно-правовым рекомендациям, которые изложены в основных НПА, например: Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 года; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года; Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) от 14.12.1990 года и ряде других.
Международно-правовая позиция заключается в поощрении разработки и активного применения альтернатив тюремному заключению, а также в систематической оценке практики их применения[3]. Такое увеличение практики назначения наказаний в виде исправительных и обязательных работ свидетельствует о реализации такой тенденции в РФ, поскольку порядок их исполнения не связан с изоляцией осужденных, а следовательно, не приводит к прерыванию важных социальных связей и не требует существенной социальной адаптации, ресоциализации и затрат на их содержание после отбывания наказания.
Обязательные и исправительные работы в соответствии с частью 1 статьи 45 УК РФ назначаются только в качестве основных видов наказания. Их исполнение предполагает обязательное привлечение осужденного к труду. Указанные виды наказаний могут применяться как к взрослым, так и к несовершеннолетним. Исполняются они по месту жительства осужденных уголовно-исполнительной инспекцией.
Для понимания сущности обязательных и исправительных работ целесообразно провести их сравнительно-правовой анализ.
Во-первых, обязательные работы заключаются в выполнении осужденным общественно полезной работы в свободное от основной работы или учебы время, а исправительные работы отбываются осужденным на основном месте работы, если оно имеется, а осужденные, не имеющие основного места работы, отбывают наказание в виде исправительных работ в местах, определенные органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией по месту его жительства, которые определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией по месту его жительства.
Во-вторых, различаются сроки и продолжительность выполнения этих видов работ.
В-третьих, обязательные работы в отличии от исправительных, выполняются осужденными бесплатно. При отбывании наказания в виде исправительных работ, у осужденного с заработной платы удерживается процент в доход государства, размер которого определяется судом в пределах от 5 % до 20 %.
В-четвертых, обязательные работы всегда отбываются реально, а исправительные работы могут назначаться условно.
В-пятых, при отбывании исправительных работ осужденному может предоставляться ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней. Предоставление отпуска при отбывании осужденным обязательных работ не приостанавливает отбывание наказаний.
Несмотря на то, что обязательные и исправительные работы назначаются довольно часто, сравнительно-правовой анализ данных видов наказаний выявил ряд противоречий, затрудняющих их исполнение.
Прежде всего, это несовершенство законодательной структуры порядка исполнения и отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ. Так, в п. 56 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 года № 142 (далее – Инструкция), в случаи злостного уклонения (не выход на обязательные работы) без уважительных причин и нарушения трудовой дисциплины[4].
Однако такие действия в соответствии с ч. 1 ст. 29 УИК РФ представляют собой нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде обязательных работ и влекут предупреждение правонарушителя об ответственности. Содержание злостного уклонения, выявленное в части 1 статьи 30 уголовно-исполнительного кодекса РФ, предусматривает, что злостное уклонение от отбывания наказания в виде обязательных работ признается осужденным: более двух раз в течение месяца, не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; более двух раз в течение месяца нарушать трудовую дисциплину; скрывшийся, с целью уклонения от отбывания наказания.
В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, они заменяются судом принудительными работами или лишением свободы. Изложенное свидетельствует о необходимости внесения изменений в содержание п. 56 указанной Инструкции путем замены понятия «злостное уклонение» на «уклонение осужденного от отбывания наказания».
Необходимо согласование положений, предусмотренных ч. 3 ст. 49 УК РФ и ст. 60 указанной Инструкции. Часть 3 ст. 49 УК РФ установлена обязанность суда заменить наказание в виде обязательных работ в случае злостного уклонения от его отбывания. Однако, исходя из содержания п. 60 Инструкции, можно сделать вывод о возможности отказа судом в замене обязательных работ другим видом наказания.
Практика показывает, что такие исключительные случаи могут возникнуть, например, в случае злостного уклонения несовершеннолетнего от отбывания обязательных работ, поскольку принудительные работы данной категории осужденных не назначаются, а возможность назначения наказания в виде лишения свободы также существенно ограничена положениями, предусмотренными частями 6 и 61 статьи 88 УК РФ. Учитывая вышеизложенное, целесообразно в части 3 статьи 49 УК РФ указать все обстоятельства, позволяющие суду отказать в замене обязательных работ другими видами наказания. Это существенно ограничит судебный произвол и
определит сферу судебного усмотрения в данном вопросе. Такие рекомендации относятся к части 4 статьи 50 Уголовного кодекса РФ.
А п. 55 указанной инструкции необходимо расширить перечень деяний, совершающих нарушения осужденными к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания, следующим образом: появление на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Целесообразность такого дополнения обусловлена масштабами распространенности алкоголизма, наркомании и токсикомании в Российской Федерации, особенно среди осужденных, а также опасностью последствий нарушений трудовой дисциплины.
Законодательное регулирование начала срока отбывания исправительных работ требует единого подхода. Так, в п. 82 указанной Инструкции признается день выхода осужденного на работу. Данное положение противоречит ч. 2 ст. 42 УИК РФ, которая предусматривает, что начало срока отбывания исправительных работ осужденным дифференцировано в зависимости от наличия у него основного места работы или его отсутствия. Принимая во внимание изложенное, и понимание юридической силы анализируемых нормативных правовых актов, требует пересмотра положения п. 82 Инструкции в соответствии с ч. 2 ст. 42 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, законодатель не предусматривает специальный порядок формирования рабочих мест для осужденных к исправительным работам. На практике нередки случаи, когда работодатели, организации которых включены в перечень мест отбывания наказания в виде исправительных работ по решению органов местного самоуправления, отказывают в приеме осужденных на работу. В то же время органы местного самоуправления иногда не во всех случаях договариваются с самими работодателями о включении их в соответствующий документ[5].
Проблематичным является исполнение наказания в виде исправительных работ исключительно по месту жительства осужденного, поскольку на огромной территории Российской Федерации находится много более мелких населенных пунктов, где трудно трудоустроить осужденного на период отбывания наказания, особенно в условиях высокой безработицы в стране.
Анализ положений в УИК РФ и, в частности, главы 4 УИК РФ «Исполнение наказания в виде обязательных работ» позволяет констатировать отсутствие законодательного регулирования порядка проведения воспитательной работы с осужденными. Применительно к исправительным работам в части 3 статьи 39 УИК РФ называется только орган, осуществляющий воспитательную работу. На сегодняшний день УИК РФ не определила порядок, основные направления воспитательного воздействия на осужденных и особенности взаимодействия уголовно-исполнительной инспекции с администрацией организации, в которой она работает. Указанная Инструкция[6] также не уделяет должного внимания этому вопросу. Выше изложенное, свидетельствует о необходимости законодательного регулирования порядка воспитательной работы с осужденными к обязательным и исправительным работам, в том числе расширенного понимания субъектов, выполняющих такие работы. В ее реализации целесообразно участие не только уголовно-исполнительной инспекции, но и администрации учреждения, в котором работает осужденный, а также органов местного самоуправления, общественных и религиозных организаций и объединений граждан. Четкое распределение обязанностей всех субъектов, оказывающих воспитательное воздействие на осужденного в УИК РФ, будет способствовать их точному исполнению.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть положительную тенденцию увеличения применения наказаний в виде обязательных и исправительных работ. Однако эффективность данного процесса будет способствовать реализации изложенных выше предложений по оптимизации законодательного регулирования порядка и условий применения указанных наказаний в уголовном и Уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.
Список литературы
- Гарнаев Р.Н., Зарипов Р.Р., Шайхисламов Р.З. Проблемы исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ в юридической практике // Казанский педагогический журнал. 2015. №3 (110).
- Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: утвержденная приказом Министерства Юстиции РФ от 20 мая 2009 года № 142 (с изм. и допол. на 22.08.2014 г.) // [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/ 902163467
- Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) от 14 декабря 1990 года. (Приняты Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ okyo_rules.shtml
- Отчет об осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. Сводные статистические данные о состоянии судимости в России. Данные судебной статистики [Электронный ресурс] // http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4477
List of references
- Garnaev R. N., Zaripov R. R., Shaikhislamov R. Z. Problems of execution of punishments in the form of compulsory and corrective works in legal practice / / Kazan pedagogical journal. 2015. No. 3 (110).
- Instruction on the organization of execution of punishments and measures of criminal-legal character without isolation from society: approved by the order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of may 20, 2009 No. 142 (with izm. and extra. on 22.08.2014) // [Electronic resource] // http://docs.cntd.ru/document/ 902163467
- The United Nations standard minimum rules for non-custodial measures (Tokyo rules) of 14 December 1990. (Adopted by UN General Assembly Resolution 45/110) [Electronic resource] // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ okyo_rules.shtml
- The report of the convicts who committed a crime as a minor. Summary statistics on the state of criminal records in Russia. Data of judicial statistics [Electronic resource] // http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4477
[1] Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания / Сводные статистические данные о состоянии судимости в России за 2014-2018 года. Данные судебной статистики [Электронный ресурс] // http://www.cdep.ru/index.php?id=5 (дата обращения: 20.04.2018 г.)
[2] Отчет об осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. Сводные статистические данные о состоянии судимости в России за 2015-2017 года. Данные судебной статистики [Электронный ресурс] // http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4477
[3] Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) от 14 декабря 1990 года. (Приняты Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/tokyo_rules.shtml
[4] Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: утвержденная приказом Министерства Юстиции РФ от 20 мая 2009 года № 142 (с изм. и допол. на 22.08.2014г.) // [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/902163467
[5] Гарнаев Р.Н., Зарипов Р.Р., Шайхисламов Р.З. Проблемы исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ в юридической практике // Казанский педагогический журнал. 2015. №3 (110).
[6] Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: утвержденная приказом Министерства Юстиции РФ от 20 мая 2009 года № 142 (с изм. и допол. на 22.08.2014г.) // [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/902163467