В современной науке населенные пункты являются элементами систем расселения. Под расселением понимается процесс распределения населения по территории путем развития существующих и образования новых населенных пунктов, а также сеть населенных пунктов, сложившаяся в результате этого процесса.
Важнейшей характеристикой расселения является его форма. В нашей стране различают две формы расселения:
- Автономная форма расселения, которая формируется при значительной удаленности населенных мест друг от друга и их слабой связанности транспортными коммуникациями. Данную форму расселения образует редкая сеть населенных мест, например, дисперсное (рассеянное, хуторское) расселение в виде разбросанных по территории на расстоянии до 1 км и более отдельных домов (усадеб).
- Групповая форма расселения, которая характеризуется тесными и устойчивыми связями соседних населенных мест в сфере жизни и деятельности населения (производство, труд, культурно-бытовое обслуживание и отдых), а также большим влиянием интегративного фактора на их существование и дальнейшее развитие. Данная форма расселения создает для населенных пунктов и проживающего в них населения наилучшие условия жизнедеятельности.
В настоящее время групповая форма расселения является наиболее предпочтительной моделью развития расселения на перспективу.
Все населенные пункты в Российской Федерации подразделяются на два типа: городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города и поселки городского типа. Поселки городского типа, в свою очередь, подразделяются на городские, рабочие, курортные и дачные. Также в Российской Федерации существуют малонаселенные места с плотностью сельского населения более чем в три раза ниже средней. Для этих мест введено понятие межселенной территории.
Согласно нормам Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) определяются следующие населенные территории:
- муниципальный район;
- муниципальный округ;
- городской округ;
- городской округ с внутригородским делением;
- внутригородской район;
- внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование);
- муниципальное образование;
- межселенная территория. [1]
Российское муниципальное право устанавливает межселенную территорию как территорию, находящуюся в составе муниципального района, но не включенную в городское или сельское поселение. Это может быть как совсем не населенное, так и слабо населенное место. Межселенная территория может появиться после упразднения поселений, когда уменьшается численность населения.
Всероссийская перепись населения показала, в Российской Федерации находится как минимум 80 таких территорий. В Тюменской области количество межселенных территорий составляет 15.
Главным направленим межселенных территорий является решение вопросов межпоселенческого характера и осуществление отдельных государственных полномочий. На межселенных территориях все проблемы местного значения решаются органами местного самоуправления муниципального района.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, определенные Градостроительным кодексом Российской Федерации представлены в таблице 1. [2]
Таблица 1 – Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Поселений |
Муниципальных районов |
Городских округов |
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений. |
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов. |
1) подготовка и утверждение таким документов территориального планирования городских округов. |
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений. |
2) утверждение местных мнормативов градостроительного проектирования межселенных территорий. |
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов. |
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений.
|
3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий. |
3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов. |
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ
|
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ |
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ГрК РФ |
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении им им строительства, им им реконструкции, им им капитального ремонта объектов капитального строительства, им им расположенных на территориях поселений.
|
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих им м межселенных территориях. |
5) выдача разрешений на мстроительство, разрешений мм на ввод объектов в м им эксплуатацию при м им осуществлении мстроительства, мреконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, им м расположенных на территориях таким им городских округов. |
6) принятие ррешений о развитии застроенных территорий.
|
6) ведение информационных им м систем обеспечения им таким градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов. |
6) ведение информационных систем обеспечения таким м градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов. |
|
|
7) принятие решений о развитии застроенных территорий. |
Органы местного самоуправления района устанавливают, изменяют, отменяют местные налоги и сборы на межселенных территориях. Доходы, которые предусмотрены законодательством для местного бюджета, идут в бюджет муниципального района.
Правовое положение на межселенных территориях ругулирует в основном Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) и Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190 (ред. от 02.08.2019).
На основании анализа статей данных нормативно-правовых документов были выявлены особенности и проблемы использования межселенных территории.
Осебенности использования межселенных территорий:
- межселенные территории входят в состав муниципального района;
- межселенные территории включают земли всех категорий, кроме земель поселений.
- данные территории служат базой для появления новых населенных пунктов;
- данные территории могут быть в качестве специализированных территории, в ведении Министерства обороны, других федеральных органов исполнительной власти;
- могут демонстрировать собой прилегающие к территории поселений земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
- могут применяться для размещения промышленных, инженерных, транспортных и иных объектов;
- природная среда межселенных территории является базой санитарного и экологического благосостояния жителей городов и иных поселений. [3]
Проблемы использования межселенных территорий представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Проблемы использования межселенных территорий
Наименование проблемы |
Содержание |
Отсутствие четких критериев в законодательстве для формирования границ межселенных территорий |
Формирование границ между межселенными территориями и поселениями происходит на основании общественного мнения |
Фактическая регистрация населения |
Если фактическое место проживания не соответствует форме прописке, это приведет к лишению социальных гарантий. |
Отсутствие правового регулирования зонирования межселенных территорий |
Ни одна межселенная территория не имеет установленный правовой режим |
Противоречивое положение межселенных территорий в субъектах, богатых природными ископаемыми |
Места добычи полезных ископаемых расположены на межселенных территориях. Поселения претендующие на эти территории, теряют свои потенциальные доходы, так как доход поступает в бюджет муниципального района. |
Неэффективность действий властей в отношений данных территорий |
Попытка разделения межселенных территорий между муниципальными образованиями не осуществлена в полной мере |
Отсутствие органов, имеющих полномочия отстаивать интересы коренного населения |
Организации, ведущие свои разработки, зачастую преследуют свои корыстные цели, для достижения которых не учитывают потребности и интересны народов, разрушая их коренной уклад жизни |
В связи с вышесказанным становится целесообразным продолжение поиска решений вышеперечисленных проблем, что потребует более подробного изучения законодательства. [4]
Немаловажным будет являться анализ существующих данных, связанной с распространением межселенных территорий на территории Российской Федерации и его представление в виде картографических материалов, наглядно отражающих и позволяющих характеризовать объект исследования по разным аспектам. Это является особенно актуальным критерием, поскольку в свободном доступе карты и планы межселенных территорий отсутствуют. [5]
Литература
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/.
- Гурина, А.Н. Особенности использования межселенных территорий в Российской Федерации // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2015. – Выпуск № 3, т. 3.
- Полякова, А.И. Некоторые проблемы правового регулирования муниципальноправового статуса межселенных территорий // Право: современные тенденции. Междунар. науч. конф.: сб. материалов. – Уфа, 2014. – С. 63–65.
- Дышлюк С. С., Павлов Е. В. К вопросу автоматизированного создания тематических карт // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 3 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). — Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 3. — С. 162-165.