Для высшего учебного заведения распределение учебной нагрузки по кафедрам, с закреплением учебных дисциплин за преподавателями кафедр, является одной из главных задач. Эта ответственная функция управления образовательных программ становится все более трудоемкой. В настоящее время в ВУЗе реализуется большое количество образовательных программ по различным направлениям подготовки. Наличие профильной подготовки по образовательным программам влечет за собой увеличение числа дисциплин, закрепленных за кафедрами. При распределении нагрузки между сотрудниками кафедры необходимо учесть, что кадровый состав достаточно многочислен и динамичен. Качественное решение поставленной задачи оказывает положительно влияние на организацию учебного процесса. Актуальность разработки программного продукта для автоматизации в процессе распределения учебной нагрузки при организации учебного процесса высшего учебного заведения уже невозможно игнорировать. При формировании и распределении учебной нагрузки учитываются следующие факторы:
– учебные планы высшего учебного заведения на учебный год разбиваются на блоки, общеобразовательный и специализированный. Это облегчает распределение различных видов учебной работы между кафедрами, помогает принимать во внимание не только равномерность распределения, но и индивидуальные особенности каждой кафедры и ее весомость в жизни университета. Общеобразовательные кафедры имеют нагрузку на первых курсах, выпускающая несет основную нагрузку на последних курсах обучения;
– сформировать для каждой кафедры университета нагрузку на учебный год, разбитую на семестры с учетом формы обучения;
– подготовить сведения для составления учебного расписания занятий по факультетам с разбивкой по семестрам, с учетом форм контроля.
Подобные программные комплексы уже разрабатывались в Воронежский институт ФСИН России [1, 2, 3, 4], Воронежском государственном техническом университете [5, 6]. Программный продукт реализован как подсистема «Автоматизация формирования учебной нагрузки ВУЗа», представляющей собой комплекс подсистем и единой базы данных. Информационная система построена на web-технологиях и использует многоуровневую клиент-серверную архитектуру. Наличие браузера и допуска к локальной вычислительной сети организации позволяет пользователю работать с базой данных на рабочем месте. Вся обработка данных происходит на сервере.
Для автоматизации процесса распределения учебной нагрузки по кафедрам необходимо организовать базу данных для хранения информации о факультетах, кафедрах, направлениях подготовки бакалавриата, специалитете, магистратуре, преподавательском составе, изучаемых дисциплинах, количестве групп и контингенте студентов.
Платформой для реализации базы данных служит MySQL.
В состав базы данных входят следующие таблицы:
Таблица № 1, Таблицы базы данных
№ |
Название |
Назначение |
1. |
Faculty |
Информация о факультетах университета |
2. |
Cathedra |
Информация о кафедрах на факультетах |
3. |
Teacher |
Информация о преподавателях кафедр |
4. |
Plany |
Информация о дисциплинах в соответствии с учебными планами |
5. |
Direction |
Информация о названии направлений подготовки |
6. |
Group |
Информация о группах по образовательным программам |
7. |
Students |
Информация о студентах в учебных группах |
Распределение учебной нагрузки по кафедрам университета осуществляется с учетом следующих ограничений:
1) ограничение по объему учебных часов на образовательную программу в зависимости от количества обучающихся студентов по данной образовательной программе;
2) ограничение по видам учебных занятий в зависимости от кадрового потенциала, имеющегося на конкретных кафедрах университета;
3) по возможности осуществить равномерное распределение учебной нагрузки между факультетами и кафедрами;
4) создание единой базы данных позволит оптимизировать учебный процесс, значительно сократить нагрузку по вузу благодаря возможности чтения лекций по одной дисциплине для параллельных потоков одновременно.
Функционирование разработанного программного средства «Автоматизация формирования учебной нагрузки ВУЗа» осуществляется на специально отведенном сервере.
Программное средство «Автоматизация формирования учебной нагрузки ВУЗа» позволяет разработать план учебной работы кафедры на учебный год.
Программное средство «Автоматизация формирования учебной нагрузки ВУЗа» позволит существенно сократить время, затрачиваемое на процесс формирования учебной нагрузки высшего учебного заведения, легко и просто корректировать и редактировать таблицы баз данных, вносить в них изменения через интерфейс программного средства. Преимуществом разработанного ПС по сравнению с рутинным неавтоматизированным формированием является исключение ошибок и неточностей в запрограммированной учебной нагрузке. При автоматизации процесса появляется возможность многократной доработки при последующем рассмотрении разных вариантов формирования учебной нагрузки ВУЗа.
Список использованной литературы:
- Болгова Е.В., Касаткина Т.И., Кузьменко Р.В., Москаленко А. Г. Математическое моделирование и оптимизация расчета учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава кафедры // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2019. № 1. С. 39-50.
- Болгова Е.В., Касаткина Т.И., Россихина Л.В., Кузьменко Р.В. Подходе к распределению учебной нагрузки на основе уровней компетентности профессорско-преподавательского состава // Сборнике: Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. 2019. С. 339-342.
- Касаткина Т.И., Болгова Е.В., Россихина Л.В., Кузьменко Р.В. Применение математического моделирования при распределении учебной нагрузки // Сборнике: Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. 2019. С. 349-351.
- Касаткина Т.И., Болгова Е.В., Россихина Л.В., Кузьменко Р.В., Дмитриев Е.В., Душкин А.В. Математическая модель оптимизации образовательного процесса для информационно управляющей системы // Промышленные АСУ и контроллеры. 2019. № 5. С. 33-43.
- Собенина О.В., Абдухалипов Р.А. Автоматизация управления учебным процессом // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Т. 8. № 12-2. С. 48-50.