ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ

6 января 8:26

На территории РФ принята государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности», целью которой является усиление позиций России в глобальной экономике и повышение вклада внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в социально-экономическое развитие страны. Вследствие реализации данной государственной программы ожидаются следующие результаты:

1) совершенствование экспортной специализации Российской Федерации;

2) повышение доли машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров;

3) увеличение в 1,5 раза числа организаций — экспортеров товаров;

4) существенное повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка (Doing Business) по показателю «Международная торговля» (40-е место к 2024 году) и др.[1].

С целью облегчения проведения исследования проблем в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации необходимо указать основные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование внешнеторговых отношений, участником которых выступает Российская Федерация. Так, к таковым относятся:

1) Конституция РФ;

2) ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

3) ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4) ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др.

При этом данные ФЗ — лишь мизерная часть той правовой базы, которая посвящена урегулированию вопросов в сфере торговли РФ с другими государствами.

Также следует отметить, что область внешнеторговой деятельности РФ регулируется в большей мере федеральным законодательством РФ.

Особенностью государственного регулирования в сфере внешнеторговой деятельности  является частая прямая отсылка к международно-правовым актам. В п. 4 статьи 15 Конституции РФ определено, что общепризнанные международные принципы имеют приоритет над национальной правовой системой и последняя строится на началах, установленных международными договорами и соглашениями. Однако прямые ссылки на международные акты в  нормативно-правовых актах РФ встречаются редко. Примером выступает ст. 31 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в которой определяется, что при ввозе отдельных категорий товаров могут устанавливаться особые требования, но базируясь на положениях законодательства Таможенного Союза[2].

Российская Федерация стала участницей тысяч международно-правовых актов в различных сферах, тем самым приняв на себя разного рода обязательств в зависимости от области, которую тот или иной акт регулирует. Следует отметить, что такое количество заключенных договоров и принятие на себя обязательств говорит о по-настоящему активно внешнеторговой политике РФ. Однако при данных обстоятельствах нельзя игнорировать, конечно, свои национальные интересы. Поэтому заключение договоров должно быть грамотно просчитано со стороны Правительства РФ и других специализированных органов власти, чтобы проводить выгодную для государства и народа линию политики в сфере торговых отношений.

Торговля не является исключением — Россия присоединилась к множеству многосторонних соглашений и заключила огромное количество двусторонних договоров. Примерами многосторонних соглашений выступают:

         1)  «Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Подписан в г. Москве 11.04.2017);

         2) Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.);                                                                                                                           3) Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами — участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли (1999 г.) и ряд других.

         «Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» содержит ряд приложений, которые выступают в качестве расширенного толкования обязательств государств-участников данного соглашения и определяют нормы, которые являются базисом для отношений в сфере таможенного регулирования. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» — наиболее систематизированный международный нормативно-правовой акт в данной сфере.                                                                    На приоритетность данного международного акта в сфере таможенного регулирования стран ЕЭС указывает п. 4 статья 1. «Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», в котором сказано, что в случае возникновения противоречий между настоящим Кодексом и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, применяются положения настоящего Кодекса [6].

         В качестве примера того, что Россия выполняет возложенные на себя обязательства по приведению национального законодательства в соответствие с международными договорами является статья 38 Таможенного кодекса ЕЭС и статья 23 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в которых установлено положение об определении таможенной стоимости товара имеет место отсылка к 5 главе Таможенного кодекса, где уже подробно определен поярок назначения данной стоимости товара[6,7].

         Теперь следует перейти  к двусторонним международным соглашениям, которые заключены между Российской Федерацией и другими зарубежными государствами. К таковым относятся:

         1) Договор между РФ и  Польшей о торговле и экономическом сотрудничестве (1993 г.);

         2) Договор о дружбе, торговле и сотрудничестве между РФ и Парагваем (2000 г.);

         3) Соглашение между Правительством РФ и Правительством  Египта о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве (1994 г.) и другие.

         Так, данные виды договоров направлены на урегулирование внешнеторговой деятельности конкретно между теми государствами, которые заключили это соглашение. Например, исходя из положений договора между Россией и Польшей стороны договорились о совместном развития промышленности путем создания на территории одного из государств либо на территории третьей страны промышленных комплексов и сооружений [8].

         При этом данные стороны имеют право ставить только такие условия, которые не будут противоречить многосторонним международным соглашениям. Помимо этого на государствах также возлагается обязанность привести национальную правовую базу в соответствие с конкретным договором, который был заключен между странами.

    Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что Российская Федерация в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права и продолжает заключение все большего количество международных договоров с другими государствами и присоединиться к тем или иным международным соглашениям путем вхождения в различные организации.

 

            Список литературы

 

«Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)01.01.2018;

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 330
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»;

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ;

Волгина Н.А. Международная торговля. Учебное издание М.: Изд -КноРус , 2018, с. 274;

Кузнецова Г. В., Подбиралина Г. В. Международная торговля товарами и услугами в 2 ч. Часть 1. 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, 2017, с. 282;

 

Literature

 

1) «Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza» (prilozhenie N 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza)01.01.2018;      

2) Federal’nyj zakon «O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii» ot 03.08.2018 N 289-FZ;

3) Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 15 aprelja 2014 g. N 330 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie vneshnejekonomicheskoj dejatel’nosti»;

4) Federal’nyj zakon «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovanija vneshnetorgovoj dejatel’nosti» ot 08.12.2003 N 164-FZ;

5) Volgina N.A. Mezhdunarodnaja torgovlja. Uchebnoe izdanie M.: Izd -KnoRus , 2018, s. 274;

6) Kuznecova G. V., Podbiralina G. V. Mezhdunarodnaja torgovlja tovarami i uslugami v 2 ch. Chast’ 1. 2-e izd., per. i dop. Uchebnik i praktikum dlja bakalavriata i magistratury, 2017, s. 282;