ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ АНГЕДОНИИ

1 октября 9:56

Ангедония — это чувство отвращения к жизни, «усталость от жизни», «потеря бодрого настроения в противовес живому чувству жизни» (И.А. Сикорский; 1990).

    Ангедония — это «невозможность эмоционального удовлетворения от следования побуждению» (С.Ю. Циркин; 2005).

    Ангедония — это «качественная и количественная характеристика снижения или утраты чувства удовольствия и стремления к нему, дефицитарность восприятия и переживания эмоций радости, удовольствия и стимулов их вызывающих» (О.П. Вертоградов; 1980, В.С. Ефремов).

Один из первых европейских психологов Т. Рибо, первый начал использовать термин «ангедония». Под этим термином он подразумевал потерю способности получать удовольствие, у людей с соматическими расстройствами.  Но Рибо не предал такой важности, которую концепт получит в психиатрии. Данный феномен в своих работах рассматривал У. Джеймс, он определил ангедонию как тип патологической депрессии. Исследователи, в области психоанализа, выявили высокую значимость нарушенной способности к получению удовольствия для психического здоровья человека. З.Фрейд акцентировал внимание на неспособность испытывать удовольствие у больных с психическими расстройствами, но понятие «ангедония» он не использовал.

Про ангедонию как результат накопленного человеком опыта негативных переживаний говорил С. Радо [17], источником отрицательных эмоций он считал социальные и психосоциальные факторы, это роднит его концепцию с психоаналитическими моделями. Пауль Мил говорил о лицах с генетически детерминированной первичной ангедонией, которые воспринимают жизнь с негативной точки зрения, полной угроз и неудач, и в результате чего они сохраняют высокий уровень тревоги и напряжения. [16].

Исследователи Л. Чапман и Дж. Чапман изначально придерживались теории о ключевой роли проявления физической ангедонии (в виде общего физиологического дискомфорта, неудовольствия, глобально плохого самочувствия), что близко к биологическому дефекту, отмеченному в концепциях З. Фрейда, С. Радо, П. Мила [6]. А социальную ангедонию данные исследователи трактовали как вторичную, как результат неуспешного, неудовлетворительного социального опыта взаимодействия. Л. Чапман и Дж. Чапман так же стали разработчиками первых шкал для измерения уровня ангедонии: физической — Physical Anhedonia Scale и социальной — Social Anhedonia Scale.

Позже был предложен улучшенный вариант опросника социальной ангедонии — Revised Social Anhedonia Scale (RSAS) [8]. Важным является тот факт, что высокий балл по этой шкале, это надёжный показатель предрасположенности к шизофрении, тогда как измерение физической ангедонии эмпирически не подтвердилось [14, 17]. Данный вывод сделан на основе лонгитюдного исследования продолжительность которого составила более 10 лет [5]; знаменитый и передовой в своё время Нью-Йоркский проект исследования лиц из группы риска (The New York High-Risk Project) – утвердил значимость ангедонии как фактор риска развития психоза [9].

Механизмы ангедонии были исследованы с позиции бихевиоризма, а именно с помощью научения. Концепция антиципации (предвидения) удовольствия (anticipatory pleasure), в которой главным побудителем к действиям, предопределяющим целеустремлённые поступки, полагают ожидания предстоящего вознаграждения или предвкушения успеха [7]. При отсутствии такого предвидения, ожидания позитивного результата связывают с высокими показателями социальной ангедонии [10].

Иная пояснительная концепция ангедонии основывается на представлении о её тесной связи с моделью мотивации социального взаимодействия, приближения (approach motivation). Понимание термина «мотивация», в таком смысле, даже предлагалось в качестве способа измерения ангедонии [11]. При рассмотрении процесса запечатления человеком субъективно позитивных эмоций продемонстрирована взаимосвязь ангедонии с когнитивными процессами – избирательностью памяти в отношении отрицательных и положительных стимулов и событий [3, 4, 12, 13].

В работах современных зарубежных исследователей чаще предлагается трактовка ангедонии как сложного явления, с выделением первичной гипогедонии – предиспозиции, основанной на генетическом факторе, и вторичной гипогедонии – устойчивой черты или установки, отображающей опыт взаимоотношений личности с жизнью в целом.  [15]. Многократное экспериментальное подтверждение находили во взаимосвязи ангедонии с мотивацией социального поведения и социального научения, её отношение к выбору целей поведения и общей его ориентации (на общественную активность, взаимодействие или, наоборот, отказ от такой активности и изоляцию).

Российские исследователи, продолжая традиции московской школы патопсихологии, также приводят доказательства того, что отношение нарушений социального познания и поведения связанны с мотивационными и эмоциональными характеристиками личности, её отказом от активного социального взаимодействия [1, 2]; такая взаимосвязь логично следует из теоретических разработок в отечественной психологии.

На наш взгляд, многие исследователи склонны изучать ангедонию прежде всего, как одну из особенностей эмоциональной сферы, а не как системообразующую функцию, во многом определяющую поведение и адаптацию индивида. Высокий уровень ангедонии является большим препятствием не только для адаптации индивида в обществе, но и для индивидуальной психоконсультации, психотерапии и групповых тренингов. Преодоление ангедонистического барьера является важной частью психологической помощи.

Используемые источники

  1. Холмогорова А.Б. Шизофрения. Глава 2 // Клиническая психология. Т. 2 Частная патопсихология: монография / Под ред. А.Б. Холмогоровой. М.: Издательский центр Академия, 2012 С. 37—127;
  2. Холмогорова А.Б., Рычкова О.В. Нарушение социального познания — новая парадигма в исследованиях центрального психического дефицита при шизофрении. М.: Изд-во «Форум», 2016 288 с.;
  3. Aleman A., Hijman R., de Haan E.H., Kahn R.S. Memory impairment in schizophrenia: A meta-analysis // American Journal of Psychiatry. 1999 Vol. 156 P. 1358—1366;
  4. Ashby F.G., Isen A.M., Turken A.U. A neuropsychological theory of positive affect and its influence on cognition // Psychological Review. 1999 Vol. 106 (3). P. 529—550 doi: 10.1037/0033-295X.106.3.529;
  5. Chapman L.J., Chapman J.P., Kwapil T.R., Eckblad M., Zinser M., Putatively psychosis-prone subjects 10 years later // Journal of Abnormal Psychology. 1994. Vol. 103 (2). P. 171—183. doi: 10.1037/0021-843X.103.2.171;
  6. Chapman L.J., Chapman J.P., Raulin M.L. Scales for physical and social anhedonia // Journal of Abnormal Psychology. 1976 Vol. 85 P. 374—382;
  7. Corr P.J., Pickering A.D., Gray J.A. Personality and reinforcement in associative and instrumental learning // Personality and Individual Difference. 1995 Vol. 19 P. 47—71. doi: 10.1016/0191-8869(95)00013-V;
  8. Eckblad M.L., Chapman L.J., Chapman J.P., Mishlove M. The Revised Social Anhedonia Scale. Unpublished test (copies available from L.J. Chapman, University of Wisconsin, Madison, WI), 1982;
  9. Erlenmeyer-Kimling L., Cornblatt B., Rock D., Roberts S. et al. The New York High-Risk Project: anhedonia, attentional deviance, and psychopathology // Schizophrenia Bulletin. 1993 Vol. 19 (1). P. 141—153. doi: 10.1093/schbul/19.1.141;
  10. Gard D.E., Kring A.M., Gard M.G., Horan W.P., Green M.F. Anhedonia in schizophrenia: Distinctions between anticipatory and consummatory pleasure // Schizophrenia Research. 2007 Vol. 93 (1—3). P. 253—260. doi: 10.1016/j.schres.2007.03.008;
  11. Germans M.K., Kring A.M. Hedonic deficit in anhedonia: support for the role of approach motivation // Personality and Individual Differences. 2000 Vol. 28 (4). P. 659—672. doi: 10.1016/S0191-8869(99)00129-4;
  12. Heinrichs R.W., Zakzanis K.K. Neurocognitive deficit in schizophrenia: a quantitative review of the evidence // Neuropsychology. 1998 Vol. 12 P. 426—445;
  13. Horan W.P., Green M.F., Kring A.M., Nuechterlein K.H. Does Anhedonia in Schizophrenia Reflect Faulty Memory for Subjectively Experienced Emotions? // Journal of Abnormal Psychology. 2006 Vol. 115 (3). P. 496—508. doi: 10.1037/0021-843X.115.3.496;
  14. Kwapil T.R. Social anhedonia as a predictor of the development of schizophrenia-spectrum disorders // Journal of Abnormal Psychology. 1998 Vol. 107 (4). P. 558—565 doi: 10.1037/0021-843X.107.4.558;
  15. Meehl P.E. Primary and Secondary hypohedonia // Journal of Abnormal Psychology. 2001 Vol. 110 (1). P. 188—193. doi: 10.1037/0021-843X.110.1.188;
  16. Meehl P.E. Schizotaxia, schizotypy, schizophrenia // American Psychologist. 1962 Vol. 17 P. 827—838. doi: 10.1037/h0041029;
  17. Rado S. Psychoanalysis of behavior: The collected papers of Sandor Rado. Vol. 2 New York: Grune and Stratton, 1962.