ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

27 мая 4:04

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полиморфный характер. Она выполняет коммуникативную функцию, интеллектуальную и индикативную функции.

       Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка.

       В речевой функции, носящей системный характер, различают проявления, включающие в себя взаимодействие различных компонентов языка: звуковое произношение, лексику и грамматический строй [2]. 

Изучение лексико-грамматического строя речи включает следующие параметры:

  1. Исследование лексического запаса.
  2. Исследование грамматической структуры предложений.
  3. Исследование предложных конструкций.
  4. Исследование способности словоизменения.
  5. Исследование способности словообразования [6].

На основе анализа таких методик, как методика исследования грамматической структуры речи Г. А. Волковой, методика исследования словоизменения глаголов  Г. В. Чиркиной, методика исследования лексики, связной речи и грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией  В. М. Акименко, методика исследования грамматического строя речи у дошкольников (Исследование грамматического структурирования)                   И. Р. Лалаевой, методика изучения сформированности предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Л. Ф. Спировой, были определены критерии и показатели сформированности лексико-грамматического строя речи [1; 3; 4; 5].

Первый критерий сформированности лексико-грамматического строя речи – лексика, в него входят такие показатели как словарь существительных, глагольный словарь, словарь прилагательных, обобщающие понятия, подбор антонимов.

Синтаксис – второй критерий – раскрывается через умения старших дошкольников с общим недоразвитием речи  составлять предложения по опорным словам, по сюжетной картинке, составлять сложные предложения, верификацировать предложения.

Предложные конструкции – данный критерий предполагает показатели: понимание предлогов, умение называть пространственные предлоги, дифференциация пространственных предлогов.

Наибольшим числом показателей охарактеризован критерий словоизменения. Он включает словоизменение имен существительных (изменение по падежам, употребление формы родительного падежа множественного числа, преобразование имён существительных в именительном падеже единственного числа во множественное и наоборот, согласование имён существительных с числительными), словоизменение имен прилагательных (согласование прилагательных с существительными  в роде, числе и падеже), словоизменение глаголов (дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени, изменение глаголов прошедшего времени по родам, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, исследование понимания и употребления возвратных глаголов).

Последним критерием является словообразование. На данном этапе определяется умения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в образовании прилагательных от существительных, в образовании названия детёнышей животных, глаголов движения с помощью приставок, в использовании в речи возвратных форм глаголов,  в образовании сложных слов.

В результате адаптирования данных методик для исследования лексико-грамматической стороны, нами были разработаны параметры оценивания результатов выполнения заданий.

Оценка показателей лексического компонента речи:

5 баллов — словарь соответствует возрастной норме. Быстро актуализирует слова, знает названия животных, профессий, инструментов и частей предметов, называет профессии людей, может подбирать антонимы, усвоены слова обобщенного, отвлеченного значения.

4 балла – словарь соответствует возрастной норме, но слова актуализирует недостаточно быстро. Знает названия животных, профессий, инструментов и частей предметов, называет профессии людей, может подбирать антонимы, усвоены слова обобщенного, отвлеченного значения.

3 балла — затруднения при актуализации незначительного количества слов. Не усвоены слова обобщенного, отвлеченного значения. Вместо антонимов использует слова, семантически близкие. Среди существительных наблюдаются замены слов путем объединения их в одно родовое понятие. Наблюдается смешение слов на основе сходства.

2 балла — актуализация словаря вызывает затруднения. Не знает многих слов: названий животных, профессий, инструментов, частей предметов. Не усвоены слова обобщенного, отвлеченного значения; испытывает трудности, называя профессии людей; не может подбирать антонимы; неточно употребляет слова. Слова используются в излишне широком значении, в других случаях — в слишком узком.  Распространены замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди существительных наблюдаются замены слов путем объединения их в одно родовое понятие. Наблюдается смешение слов на основе сходства.

1 балл — словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых звукокомплексов, звукоподражаний [3].

Оценка показателей синтаксической структуры:

5 баллов – составление ребёнком грамматически правильных предложений, отражающих содержание смысла предлагаемой картинки.

4 балла – ставится при ответе предложения с пропуском субъекта или объекта действия, если не может исправить ошибку после повторного предъявления инструкции.

3 балла – при пропуске предлогов и нарушений предложных отношений.

2 балла – при допустимом, но нетрадиционном порядке слов в предложении, а также при употреблении двух простых предложений вместо одного сложного.

1 балл – когда дети не могут составить предложение (молчат), а также при перечислении объектов и субъектов действия.

Оценка показателей предложных конструкций:

5 баллов – называет все предлоги.

4 балла –   правильные ответы при замедленном предъявлении задания.

3 балла —    ответы удаются только после помощи экспериментатора.

2 балла —     правильные ответы единичны, несмотря на помощь взросл.

1 балл —      все ответы неправильные [4].

Оценка показателей словоизменения:

5 баллов — правильное выполнение заданий;

4 балла —1—2 ошибки с самостоятельным исправлением;

3 балла — незначительные ошибки с исправлением при помощи экспериментатора;

2 балла — большое количество ошибок;

1 балл — не справился с заданием.

Оценка показателей словоизменения:

5 баллов – задания выполняются правильно, самостоятельно.

4 балла – задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно, по ходу выполнения задания и с минимальной  помощью взрослого.

3 балла – выполнение трудных моделей словообразования недоступно, даже при помощи экспериментатора, остальные задания выполняются правильно.

2 балла – трудные задания недоступны, более лёгкие выполняются только  при помощи экспериментатора.

1 балл – все ответы неправильные.

На основе анализа и синтеза всех оценочных характеристик показателей сформированности лексико-грамматического строя речи, нами были разработаны уровни сформированности лексико-грамматической стороны речи.

Низкий уровень – 5-9 баллов. В ходе исследования 1 участник из 10 в возрасте 9-10 лет с ОНР 2 и 3 уровней достиг данного уровня.

Следующий уровень – ниже среднего – 10-14 баллов.  Два участника показали результаты соответствующие данному уровню.

Средний уровень – 15-19 баллов.  Лишь 2 участника имеют средний уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.

Уровня выше среднего (20-24 балла) достигли 5 участников из 10.

Высокий уровень – 25 баллов.  Ни один из  участников исследования не показал результаты данного уровня.

Таким образом, 50 % учеников имею выше среднего уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи, в равном соотношении показатели  среднего и ниже среднего уровней  (20 %); 10 % имеют низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.

Результаты нашего исследования наглядно демонстрируют актуальность вопроса, касающегося поиска способов повышения эффективности развития лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данная тенденция побуждает на поиски способов повышения качества процесса формирования лексических и грамматических компонентов.

 

Список литературы

  1. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми наруше­ниями. – Ростов на Дону: Феникс, 2015. – 45 с.
  2. Безрукова, С. А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. – 2007 – №6. – С. 40-52.
  3. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики –  Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. – 144 с.
  4. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психологического развития / Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 304 с.
  5. Спирова, Л. Ф. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи / Спирова Л. Ф., А. В. Ястребова А. В. – М. : АПН РСФСР, 1987. – 302 с.
  6. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. – М. : АРКТИ, 2003. – 240 с.