ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСК)

21 мая 1:52

Город начинает формироваться с центра, и на разных этапах он соответствует требованиям и мировоззрению своего времени. В России центр исторического города — это бывшая крепость, кремль, детинец, т.е. можно сказать, что для Российских исторически сложившихся городов характерно то, что бывший город стал центром современного города [1]. Челябинск, как известно, не стал исключением, он был основан в 1736 году как крепость [2], на месте которой в настоящее время располагается историческое ядро, где сосредоточены наиболее значимые архитектурно-исторические, культурные и административные здания. В XVIII веке понятия «центр города» не существовало [1], общественные центры планировались композиционно и обычно формировались вокруг торговых площадей с расположенными на них церквями [3]. Центральные зоны городов являются узловыми точками планировочной структуры, которые имели высокую значимость на протяжении всего времени становления.

На сегодняшний день общественный исторический центр Челябинска не способен обеспечить развивающийся город должным уровнем обслуживания и предоставить качественно новые территории, отвечающие современным требованиям. Город, имеет ряд градостроительных проблем, которые кроются в истории его развития как крупного промышленного центра. Город разрастался вширь, осваивая незастроенные территории, что привело к неадекватно большой площади города и низкой плотности застройки, а также к наличию огромного числа пустырей в городской ткани, несформированному экологическому каркасу и выраженной фрагментированности застройки, как следствие отсутствие целостности планировочного каркаса.

Территория расположена в центральной части Челябинска, частично входит в исторический центр города, и занимает ключевое место вблизи важного композиционного узла – площади Революции. На период исследования участок имеет сложившийся характер застройки. Территория достаточно разнообразна по функциональным зонам, включает в себя различные учреждения и места, которые являются точками притяжения горожан, но все они преимущественно расположены по периметру участка. Центр территории занимают: заброшенное бывшее Челябинское танковое училище, склады и гаражные кооперативы (рис. 1а). Транспортная инфраструктура представлена улицами различного значения, внутриквартальное движение образовано тупиковыми улицами. Преимущество территории заключается в близости железнодорожного и автобусного вокзалов (рис. 1б). Озеленение территории скудное. В складской зоне растения растут хаотично. Жилые дворы озеленены, однако дворовые зоны организованы плохо, оборудование давно не обновлялось, частично территории используются под стихийные парковки (рис. 1в).

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3633-2.PNG

Рисунок 1 –  Градостроительный анализ территории

В результате анализа были выявлены следующие проблемы территории: неэффективная территориальная организация (большие площади складских помещений и гаражей); наличие нефункционирующих объектов; постепенная деградация территорий, рядом с труднопреодолимыми участками; моральный и физический износ зданий и сооружений; хаотичное озеленение, создающее не просматриваемые участки; отсутствие благоустройства дворовых пространств; недостаточная пешеходная проницаемость. «Серая зона» в центре делит город на две несвязанные между собой части, каждая из которых живёт своей жизнью, не развиваясь в полной мере.

Проведя социологическое исследование, мы пришли к гипотезе, что часть исследуемой территории может стать отличным местом для размещения университетского кампус. Это даст Челябинску уникальный шанс пойти по пути качественного развития. Тем более мысль подтверждается в проекте нового генерального плана Челябинска. Там в качестве одного из фокусов развития города — создание среды образовательного комплекса, то есть, строительство новых учебных, исследовательских корпусов, центров творческой и спортивной студенческой жизни, что как раз и может явиться важной составной частью функционала застройки новых осваиваемых территорий общегородского центра, поскольку практически все университеты в настоящее время расположены прямо и в ареале территорий исторического центра [4].  

Для того, чтобы понять, как разместить кампус, был проанализирован опыт размещения студенческого городка в мировой практике.

На сегодняшний день под словом «кампус» мы понимаем, как правило, «учебные помещения, научно-исследовательские институты, жилые помещения для студентов, библиотеки, аудитории, столовые» [5]. Кампусы как градостроительные объекты различны по своей специфике в разных странах и в целом можно выделить 3 основных модели их размещения: локальное загородное, локальное в границах города и рассредоточенное в городской структуре.

Первая модель — локальное загородное размещение, данная модель характерна для американских и азиатских стран (рис. 2а). В большинстве случаев территория не имеет свободного доступа. Среда отличается большой степенью автономности, преобладает научно-исследовательская и технологическая составляющая над учебной инфраструктурой, 100 %-я обеспеченность жильем, обширное социальное наполнение, в общем, все то, что может понадобиться студентам и профессорско-преподавательскому составу, располагается на территории самого университета. Примерами могут служить: Калифорнийский университет, Принстонский университет, Ланкастерский университет, университеты мегакампуса в Гуанчжоу. 

Вторая модель — локальное размещение в границах города, данная модель характерна для европейских стран (рис. 2б). В большинстве случаев нет свободного доступа, территория достаточно автономна, тесно связана с городом и имеет ограничение в территориальном росте. Данную модель размещения имеют такие учебные заведения как Стэндфордский университет, Гарвардский университет, университет Виллановы, университет Депол.

Третья модель — рассредоточенное размещение в городской структуре
(рис. 2в). Данная модель является самой распространенной среди высших учебных заведений. Кампус занимает небольшие размеры, хотя это сложно назвать кампусом, скорее комплекс университетских зданий и объектов, сосредоточенных в одном месте или разбросанных по всему городу [6]. Можно вспомнить такие учебные заведения как Нью-Йоркский университет, Парижский университет известный в мире как Сорбонна, Геттингенский университет, Токийский университет, также известный как Тодай и университет Цинхуа.  

Рисунок 2 –  Модель организации университетского сообщества

Принимая во внимание анализ мирового опыта и сложившуюся градостроительную ситуацию на участке, именно третья модель больше всего подходит для внедрения на исследуемую территорию. Кампус не должен занять некую обособленную территорию и ограничить городскую среду. (рис. 3а, б, в). Поскольку несколько университетов в настоящее время расположены в ареале исследуемой территорий, размещение кампуса может стать площадкой для междисциплинарного общения, обмена идеями и опытом. Это поможет повысить взаимодействие между университетами, необходимое для эффективного исследовательского и образовательного процесса. Интеграция университетской среды в городскую ткань так же способствует ориентации городов на многофункциональное проектирование.

Рисунок 3 – Теоретическая модель

Ключевым объектом на территории станет современная научная библиотека. Спроектированные вокруг нее, мастерские и научные центры станут площадками для проведения воркшопов и мастер-классов. Создан конгресс-центр с пространством для встреч и проведения мероприятий различного значения. Предусмотрены жилые помещения для студентов и преподавателей, а также столовые и иные объекты общественного питания. Увеличена спортивная зона, запланирован спортивный центр с бассейном и секциями широкого спектра. Внутренняя территория кампуса организована только пешеходными путями, которые могут быть пожарными проездами в случае чрезвычайной ситуации. Продлена пешеходная улица Кирова, данная ось свяжет студенческий кампус с большой рекреационной территорией, городским садом им. Пушкина и с главной площадью города, данная ось может стать интересным туристическим маршрутом, отталкиваясь от которого можно создать целую пешеходную систему города (рис. 4).

Рисунок 4 – Генеральный план

Несмотря на сохранение большей части существующей застройки, изменения в пространственной структуре оказываются значительными для повышения качества жизни в квартале. Градостроительная ситуация в Челябинске характерна для многих исторически сложившихся российских городов, тем самым может служить моделью преобразования для схожей территории.

 

Список литературы

[1] Ребайн Т.Я., Иконописцева О.Г. Формирование общественного центра города в Оренбурге в xvш-xxi вв. / Ребайн Т.Я., Иконописцева О.Г. // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2007. [Электронный ресурс]: URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obschestvennogo-tsentra-goroda-v-orenburge-v-xviii-xxi-vv/viewer (дата обращения: 14.02.2020)

[2] Самигулов Г.Х. Из истории Челябинска: в 3 кн. Крепость и провинциальный город с 1736 по 1781 год/ Г.Х.Самигулов: науч.ред. д-р ист.наук А.Д.Таиров. Челябинск: Каменный пояс, 2015. 140 с.: ил.

[3] Смирнов, Л. В. Челябинск: Градостроительство: вчера, сегодня, завтра / С. Н. Поливанов. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1986. – 160 с

[4] Проект генерального плана города Челябинска 2019 года. Материалы по обоснованию Кн2 Развитие социально – экономического комплекса

[5] Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. — М: Русский язык, 1998

[6] Пучков М. В. Архитектура университетских комплексов:[монография] //Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та. — 2010