ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ШАХМАТ

20 мая 11:34

В соответствии с общемировой тенденцией в нашей стране вопросы развития различных направлений физической культуры и спорта становятся ключевым направлением социальной политики. Подобная ситуация связана с теми задачами, которые ставит перед собой государство на данный период. В особенности интересно наблюдать развитие и перспективы государственной политики в сфере шахмат.

Шахматы на сегодняшний день стали единственной чисто соревновательной игрой, выражая наглядную фиксацию формы интеллекта, причем не только отдельной личности, но и нации в целом. Данный вид спорта выступает в качестве существенной составляющей культуры государств, а потом приобретает особую актуальность.

Значение шахмат для формирования интеллекта и психологической устойчивости личности приобретает особый смысл. Принимая участие в игровых баталиях, подростки и молодые люди обучаются терпению, усидчивости, настойчивости (в том числе достижения поставленных целей), работоспособности, умению решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренировке памяти, самодисциплине, моральной устойчивости в случае проигрыша и т.д.

Учитывая компьютеризацию современного мира, которая приобрела глобальный характер, дети вынужден сталкиваться с компьютерной техникой, смартфонами еще в юном возрасте. И здесь шахматы также способны оказать существенную поддержку для приобщения подростков к компьютерам. Дети больше воспринимают игровую форму овладения и восприятия информации, вырабатывая естественный контакт с изучаемыми объектами. В этом случае ребенок не попадает под влияние компьютерной техники и сети Интернет, компьютерных игр, не обретает зависимость от них, но начинает, играя, ими руководить, так как уже имеет соответствующие навыки, обретенные при игре в шахматы. Эта игра с элементами азарта и интеллекта очень полезна во всех отношениях.

Центральное место в системе актов, регламентирующих рассматриваемый вопрос, занимает Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2], который закрепляет основные понятия в сфере спорта, правового статуса спортсменов и международных организаций. Примечательно, что данный закон не содержит отсылок к конкретным видам спорта, однако говорит о перечне базовых видов спорта.

Указанный перечень закреплен в Приказе Минспорта России от 25.04.2018 N 399 «Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2018 — 2022 годы». Шахматы упоминаются в качестве вида спорта, не включенного в программу Олимпийских игр в некоторых регионах России: республика Калмыкия, Крым, Удмуртская республика, Нижегородская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. То есть шахматы согласно данному приказу активно развиваются лишь в нескольких регионах. Примечательно, что Саратовская область в данном перечне отсутствует.

Также в 2017 году было утверждено «Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по шахматам на 2018 год. Номер-код вида спорта: 0880002511Я» Министерством спорта России, а также Общероссийской общественной организацией «Российская шахматная федерация».

Данное положение утверждает ряд актуальных вопросов, касающихся официальных спортивных соревнований по шахматам. В частности, в пункте втором данное положение определено, что спортивные соревнования по шахматам в России проводится с целью их развития. Основными задачами проведения шахматных соревнований являются следующие: а) анализ сильнейших спортсменов с целью формирования списка кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации; б) отбор спортсменов в спортивные сборные команды Российской Федерации с целью подготовки к международным спортивным соревнованиям и участия в них от имени Российской Федерации; в) повышение мастерства шахматистов, принимающих участие в соревнованиях; г) подготовка спортивного резерва сборных команд России.

Данное положение запрещает оказывать противоправное влияние на результаты спортивных соревнований, а также участвовать в различных тотализаторах, ставках в сфере шахмат в букмекерских конторах, Иных организациях в соответствии с требованиями, которые установлены пунктом 3 части 4 статьи 26.2. Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2].

Данное положение также подробно определяет права и обязанности организаторов спортивных соревнований, правовой статус участников и зрителей, необходимые вопросы организационного, антидопингового и медицинского обеспечения, а также общие сведения по чемпионату России по шахматам. Положение также предъявляет требования к участникам и условия их допуска. Например, в спортивных соревнованиях согласно данному положению, могут участвовать только сильнейшие спортсмены субъектов России, а также команды, представляющие субъекты.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3758-6.PNG

В данных соревнованиях участвуют спортсмены не моложе 12 лет. Также определяется количественный и качественный состав игроков, порядок подачи заявки на участие, условия подведения итогов, иные актуальные вопросы проведения соревнований.

Иные нормативно-правовые акты не содержат прямого упоминания о шахматах и стратегии их развития. Очевидно, что для гармоничного развития данной отрасли спорта необходима разработка и реализация национальных проектов, появление которых поспособствует популяризации шахмат в различных сферах. Таким образом, прежде, чем вводить шахматы в качестве общеобязательного предмета в школах, необходимо популяризировать данный вид спорта во всех регионах России. Популяризация возможно только путем. Основным механизмом реализации государственной политики в области шахмат должен стать комплексный подход к данной весьма специфической сфере деятельности. С этой целью необходимо обратить внимание на имеющиеся проблемы в данной сфере.

При популяризации игры в шахматы необходимо обратить внимание на те плюсы, которые предоставляют данные игра для здоровья и развития человека:

  • раскрытие интеллектуальных способностей;
  • развитие головного мозга, так как во время игры в шахматы сразу работают два полушария мозга, что связано с тем, что человек во время игры использует как логическое, так и абстрактное мышление;
  • развитие логического мышления, игрок учиться строить грамотные цепочки событий, продумывать последовательность ходов;
  • развитие абстрактного мышления, игрок сам создает себе потенциальную ситуации и находит из них выход;
  • во время игры используется оперативная и долговременная память, более активно воспринимается цифровая, визуальная и цветовая информация, которую мозг учиться обрабатывать единовременно, данное действие мозга способствует повышению интеллектуальных способностей лица;
  • шахматы учат игроков составлять прогнозы, пытаться сориентироваться в исходе игры, предугадывать ходы противника, принимать решения быстро, зачастую мгновенно, учитывать их последствия.

Особо актуально обучать детей игре в шахматы с самого раннего возраста. Во-первых, это положительно сказывается на интеллектуальном и личностном развитии ребёнка. Во-вторых, это научит детей логике, мыслительному процессу, самоконтролю, концентрации и запоминания информации. Кроме того, игра в шахматы способна сформировать у них волю к победе, эмоциональную устойчивость и твердость характера. Важным элементом партий является игры проигрыш, так как именно в данный момент ребёнок учится анализировать собственные ошибки, предугадывать ходы, также приобретает неоценимый опыт, а именно учиться достойно проигрывать и извлекать из этого выгоду.

 

Литература:

  1. Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 20.02.2020 г.
  2. Приказ Минспорта России от 12.10.2015 N 930 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта шахматы» // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 20.02.2020 г.
  3. Приказ Минспорта России от 25.04.2018 N 399 «Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2018-2022 годы» // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 20.02.2020 г.
  4. Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по шахматам на 2018 год // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 20.02.2020 г.
  5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2010 г. № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 20.02.2020 г.
  6. Брестель Т.Г. Развитие образного и логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 9.
  7. Никанова Е.А. Шахматы как третий урок физической культуры в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 4.
  8. Пуртов А.М. Шахматы как модель информационных процессов // Омский научный вестник. 2014. № 3 (133).
  9. Романина Е.В., Габбазова А.Я. Обучение игре в шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6.

Транслитерированный список литературы:

  1. Federal’nyj zakon ot 04 dekabrja 2007 g. № 329-F3 «O fizicheskoj kul’ture i sporte v Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul’tant Pljus». Data obrashhenija: 20.02.2020 g.
  2. Prikaz Minsporta Rossii ot 12.10.2015 N 930 «Ob utverzhdenii Federal’nogo standarta sportivnoj podgotovki po vidu sporta shahmaty» // SPS «Konsul’tant Pljus». Data obrashhenija: 20.02.2020 g.
  3. Prikaz Minsporta Rossii ot 25.04.2018 N 399 «Ob utverzhdenii perechnja bazovyh vidov sporta na 2018-2022 gody» // SPS «Konsul’tant Pljus». Data obrashhenija: 20.02.2020 g.
  4. Polozhenie o mezhregional’nyh i vserossijskih oficial’nyh sportivnyh sorevnovanijah po shahmatam na 2018 god // SPS «Konsul’tant Pljus». Data obrashhenija: 20.02.2020 g.
  5. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social’nogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 9 avgusta 2010 g. № 613n «Ob utverzhdenii porjadka okazanija medicinskoj pomoshhi pri provedenii fizkul’turnyh i sportivnyh meroprijatij» // SPS «Konsul’tant Pljus». Data obrashhenija: 20.02.2020 g.
  6. Brestel’ T.G. Razvitie obraznogo i logicheskogo myshlenija mladshih shkol’nikov cherez obuchenie igre v shahmaty // Nachal’naja shkola pljus Do i Posle. 2011. № 9.
  7. Nikanova E.A. Shahmaty kak tretij urok fizicheskoj kul’tury v obshheobrazovatel’noj shkole // Fizicheskaja kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2014. № 4.
  8. Purtov A.M. Shahmaty kak model’ informacionnyh processov // Omskij nauchnyj vestnik. 2014. № 3 (133).
  9. Romanina E.V., Gabbazova A.Ja. Obuchenie igre v shahmaty kak sredstvo intellektual’nogo razvitija mladshih shkol’nikov // Psihologicheskij zhurnal. 2004. T. 25. № 6.