ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ДОГОВОРА

13 апреля 6:01

На сегодняшний день все чаще в предпринимательском праве поднимается вопрос касательно определения понятия предпринимательского договора и его роли при практическом применении.

В связи с тем, что в законодательстве РФ отсутствует нормы права, которые регулируют предпринимательский договор в качестве самостоятельного вида договорного отношения, то это формирует недостаточную регламентированность присущих данному договору признаков, характеристик. Поэтому стоит изучить позиции теоретиков по данной проблематике.

О.В. Ефимова в качестве предпринимательского договора определяет особый вид гражданско-правового договора, обладающий следующими особенностями:

1) субъектный состав: между или с участием предпринимателя;

2) опосредование определенной деятельности, то есть данные договоры заключаются в процессе осуществления предпринимательской деятельности;

3) цель исполнения договора — получение прибыли. Данная цель обуславливает необходимость возмездности как одной из отличительных особенностей предпринимательского договора [1].

Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский определяют предпринимательский договор, исходя из положений п.1 ст. 420 ГК РФ, как сделку, но не исключают возможности трактовать и с позиций правоотношения – договорного обязательства. В качестве особенности предпринимательских договоров выделяют, что споры, связанные с их заключением, изменением, расторжением и исполнением, в основном рассматриваются в специальном порядке (арбитражным или третейскими судами) [2].

Однако имеются и противоположные позиции, таковой является позиция Н. В. Рубцовой, которая не относит предпринимательский договор к особой категории гражданско-правового договора. Это положение обосновывает тем, данный договор включает в себе как публично-правовые, так и частноправовые признаки, поэтому не может рассматриваться как отдельный вид договоров.[3].

В свою очередь М.В. Ковалевым определяется положение предпринимательского договора через несколько подходов. Согласно первому подходу, существует особый институт предпринимательского договора, в котором объединяются разные гражданские правовые договоры.

Однако, согласно следующему подходу, похожая ситуация исключена, это связано с тем, что можно столкнуться с коллизиями при установлении юридической сущности договора аренды (ст. 606 ГК РФ), купли-продажи (ст. 454 ГК РФ), подряда (ст. 702 ГК РФ),  и т.д. [4].

В. С. Белых также подчеркивает системный подход  к определению понятия предпринимательского договора и относит его к особому институту предпринимательского права, сочетающего в себе признаки частноправовых и публичных норм, рассматривая его как комплексное понятие [5].

Однако, стоит отметить, что предпринимательский договор, как и любой другой вид договоров — это, по своему содержанию, гражданско-правовой договор, основанный общих принципах частного права.

К тому же понятие «предпринимательский договор», исходя из своего содержания,  указывает на то, что оно подпадает под действие гражданского права, ведь понятие договора закреплено в ГК РФ и рассматривается как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Однако и основы предпринимательского права, так или иначе, в анализируемом виде договоров содержатся по определению.

Рассмотрев вышеизложенные мнения по поводу понятия предпринимательского договора можно прийти к выводу, что в доктрине права не сформировано единая позиция касательно определения места предпринимательского договора в иерархии гражданско-правовых договоров. Поэтому представляется возможным, сформировать следующее определение, исходя из положений статьи 420 ГК РФ, а также признаков, которые выделяются ученными в предпринимательском праве: предпринимательский договор — соглашение двух и более лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на возмездной основе в целях получения прибыли.

К тому же необходимо прийти к выводу, что в предпринимательском договоре с двух сторон могут выступать как одни лишь предприниматели, так и одна только сторона может быть предпринимателем, а другая сторона не преследовать предпринимательских целей. Обосновывается данное положением тем, что предпринимательский договор имеет правовые особенности, которые предопределяются особенностями предпринимательской деятельности, такая особенность имеет место и в том случае, когда одной из сторон выступаешь предприниматель. Но важным тут является чтобы лицо, выступающее в статусе предпринимателя, выступало в этом качестве не только по своему статусу, но и по содержанию правоотношения. То есть требуется, чтобы договор опосредовал предпринимательскую деятельность сторон, был нацелен на осуществление ее результатов, либо на формирование предпосылок для реализации предпринимательской деятельности. В связи с этим статья 2 ГК РФ в круг предпринимательских отношений включает как отношения складывающиеся между предпринимателями, так и отношения складывающиеся с участием предпринимателей.

Следующая особенность предпринимательского договора заключается в том, что он обладает, во-первых, высшей степенью свободы сторон при заключении договора и разработке его условий, а во-вторых, исключительными условиями, создающими особые требования к стороне, которая осуществляет предпринимательскую деятельность.

Свобода сторон в наиболее отчетливо представляется возможным проследить в двусторонних предпринимательских договорах. Тут в полном объеме функционируют ключевые положения о свободе договора, которые отражены в статье 421 ГК РФ. Фактическая возможность заключения договоров, которые не предусмотрены законом отражаются в смешанных, двусторонних предпринимательских договорах. Это связано с тем, что в данных договорах стороны самостоятельно формируют, согласовывают условия в связи с тем, что они не подвержены ограничением свободы договора воздействием императивных норм.

Необходима также упомянуть о том, что в теории предпринимательского права предпринимательский договор не является «типовым» договором, который регулирует конкретные правоотношения. Предпринимательский договор — это обобщенная категория, включающая в себе разные направления договорных отношений, возникающие в предпринимательской деятельности. К подобным направлениям можно отнести определенные виды гражданских договоров, которые применяются в практической деятельности предпринимателями.

Таким образом, можно сделать вывод, что под предпринимательским договором понимается особый правовой институт, имеющая ряд характерных признаков, а именно: предпринимательский договор, используется как средство для формирования производства, но и как способ организации необходимым количеством товаров, а также услуг для населения; основной целью при заключении данного договора является извлечение максимальной прибыли предпринимателем; специфичный субъектный состав, то есть каждой стороной договора выступают лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью, либо одна из сторон выступает предпринимателем. Для приобретения официального правового статуса субъектам — коммерческим организациям и ИП необходима государственная регистрация, а соответственно, только после регистрации они наделяются правом заключать договоры в сфере предпринимательства; в случае наличия повышенных требований для предпринимателей, то в такой ситуации принцип свободы договора ограничивается; особый порядок рассмотрения споров — в арбитражном или третейском суде, которые возникают в процессе исполнения условий договора, это связано с тем, что в соответствии со статьей 1 АПК правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации; предпринимательский договор регулируется не только гражданским законодательством, но и другими отраслями законодательства.

 

Список используемой литературы:

  1. Ефимова, О. В. Предпринимательское право : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. В. Ефимова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 318 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04287-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 152 — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/454055/p.152 (дата обращения: 05.03.2020).
  2. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014.
  3. Рубцова Н. В. Место предпринимательского договора в системе договоров // Научные труды. Российская академия юридических наук: сб. тр. чл. Рос. акад. юрид. наук (РАЮН) и IX Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 2009). — М.: Юрист, 2009. — С. 951–955.
  4. Ковалев М. В. Предпринимательский договор в системе Российского гражданского права: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.03. — М., 2004. — 25 с.
  5. Белых В. С., Звездина Т. М. Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в науке предпринимательского права // Предпринимательское право. 2018. N 2. С. 4–10.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 01.01.2020) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301

Bibliography:

  1. Efimova, OV. Business law: a textbook and workshop for secondary vocational education / O. V. Efimova. — Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. — 318 p. — (Professional education). — ISBN 978-5-534-04287-0. — Text: electronic // EBU Yurait [site]. from. 152 — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/454055/p.152 (date of access: 05.03.2020).
  2. Skvortsova T.A., Smolensky M.B. Business law: a training manual / ed. T.A. Skvortsova. M .: Justicinform, 2014.
  3. Rubtsova N.V. Place of an entrepreneurial contract in the system of contracts // Scientific works. Russian Academy of Law: Sat. tr tsp Grew up. Acad. legal sciences (RAYUN) and IX International scientific-practical conf. (Moscow, 2009). — M.: Lawyer, 2009. — S. 951–955.
  4. Kovalev M. V. Entrepreneurial contract in the system of Russian civil law: abstract. dis. … cand. legal Sciences: 12.00.03. — M., 2004 .— 25 p.
  5. Belykh V. S., Zvezdina T. M. The concept of small and medium-sized enterprises in the science of business law // Entrepreneurial law. 2018. N 2. P. 4-10.
  6. Civil Code of the Russian Federation (Part One) dated November 30, 1994 N 51-FZ (as amended on January 1, 2020) / Collection of Legislation of the Russian Federation, December 5, 1994, No. 32, Art. 3301