ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 1:29

В 2017 году Правительством Российской Федерации принят курс на формирование в стране цифровой экономики. В целях реализации намеченной политики на федеральном уровне утвержден ряд документов стратегического планирования, ключевыми из которых являются Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, программа «Цифровая экономика в Российской Федерации» и одноименная национальная программа.

Актуальность вопроса цифровизации национальной экономики обусловлена широким распространением цифровых технологий среди населения. По оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций в 2018 году общий вклад Интернет-экономики в экономику страны достиг 3,9 трлн. руб. Еще 1,6 трлн. руб. принес сегмент мобильной экономики. 86% населения России ежедневно пользуются Интернетом, преимущественно используя в указанных целях мобильные устройства (в противовес стационарным компьютерам)[1]. Ежегодно растет число государственных услуг, предоставление которых организовано в электронном виде.

Экономические условия, в которых взят курс на цифровизацию российской экономики, едва ли можно назвать благоприятными. Так, степень износа основных фондов на конец 2017 года в России составила 47,3%. В разрезе организаций, осуществляющих деятельность в области информации и связи, данный показатель достиг 60,5%[2]. Число специалистов в сфере ИТ-технологий в России составляет порядка 1,9 млн человек, то есть 2,4% работающего населения, – в два раза меньше аналогичного показателя в США и Великобритании[3].

В данном контексте практический и научный интерес представляет проблема своевременности перехода российской экономики к цифровой форме.

Стратегией развития информационного общества на период 2017 – 2030 годов установлено, что цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства.

По результатам анализа используемого в государственной политике определения можно выделить концептуальную проблему – является ли информация самостоятельным фактором производства, тем более – ключевым?

Знания, являющие собой информацию, переработанную и подготовленную к продуктивному применению, лишь в середине XX века стали рассматриваться как неотъемлемый ресурс процесса воспроизводства. На сегодняшний день теоретические основания для классификации знаний как самостоятельного фактора производства окончательно не оформлены, что во многом обусловлено их особыми характеристиками – неистощимостью и дискретностью (неделимостью). К тому же, нематериальная природа знаний и информации не предусматривает возможности создания реальных товаров на их основе без использования конвенциальных факторов производства – земли, труда и капитала.

Более обоснованным и практически применимым является понимание цифровой экономики как экономики, основанной на широком применении цифровых технологий[4]. Положенное в основу государственной политики, такое определение придаст цели формирования цифровой экономики в Российской Федерации конечный и реалистичный характер, однако оно потребует законодательного разъяснения понятия широты применения цифровых технологий.

Базовыми направлениями цифровизации российской экономики в понимании федеральной программы являются эффективное нормативное регулирование, развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры, формирование исследовательских компетенций и обеспечение информационной безопасности.

Нормативная среда в сфере информационных технологий в Российской Федерации, в целом, носит урегулированный характер[5]. Однако необходимая для создания цифровой экономики кадровая обеспеченность не представляется достаточной. Ежегодно высшие и средние специальные учебные заведения страны подготавливают не более 60 тыс. специалистов ИТ-профиля, что уже сегодня приводит к кадровому дефициту в размере порядка 400 тыс. специалистов. Вместе с тем, в условиях цифровой экономики именно квалифицированные кадры являются носителями уникальных знаний и компетенций, обеспечивающих мультипликационный эффект от использования основных средств производства и гарантирующих конкурентоспособность страны на мировых рынках.

Как следствие кадрового «голода» в российской экономике наблюдается отставание по направлениям формирования исследовательских компетенций и обеспечения информационной безопасности.

Инфраструктурные условия для перехода к цифровой экономике также не представляются благоприятными в связи с высокой изношенностью фондов как в информационно-телекоммуникационной отрасли, так и по экономике в целом.

Вдобавок к перечисленным факторам, в современной российской действительности существуют иные условия, препятствующие переходу к цифровой экономике, не попавшие в поле рассмотрения законодателя.

К ним относится высокая степень цифрового неравенства регионов, выражающаяся в первую очередь в вопросах доступа граждан к технологиям. Так, доля жителей, пользовавшихся Интернетом в 2017 году, в наиболее и наименее цифровизированных регионах России (Ямало-Ненецким АО и Орловской области, соответственно) разнится почти в полтора раза[6]. Кроме того, между субъектами Российской Федерации неравномерно распределено государственное финансирование развития ИТ-технологий.

Вторым сдерживающим условием является исторически сложившееся преобладание на российском рынке крупных корпораций государственного генезиса, в отношении которых малые компании выступают «спутниками». В рамках такой системы мотивы участников экономического процесса для расширения масштабов применения цифровых технологий не представляются ясными.

Иными словами, социально-экономические условия Российской Федерации, в которых инициирован процесс формирования цифровой экономики, едва ли располагают к осуществлению подобной трансформации. До постановки амбициозных целей перехода к новому этапу развития экономики первоочередной представляется задача компенсации отставания России от лидирующих цифровых экономик по перечисленным направлениям.

Особую важность данная задача представляет в контексте минимизации рисков, возникающих с переходом к цифровой экономике. Наибольшую опасность представляют риски киберугроз и углубления цифрового неравенства[7]. На сегодняшний день российская экономика не в полной мере располагает ресурсами, необходимыми для противостояния перечисленным угрозам. Увеличение масштабов применения цифровых технологий, связанное с переходом к новому укладу, только усугубит проблему, так как потребует еще больших ресурсов для урегулирования ИТ-сферы. Более того, в условиях цифровизации всех отраслей экономики неспособность обеспечивать должный уровень информационной безопасности сделает уязвимой ко внешним угрозам всю национальную экономику, а не только ее отдельные сферы как сейчас.

Учитывая особенности реализации экономической политики в Российской Федерации, можно предположить, что аккумуляция ресурсов для перехода к цифровой экономике, компенсации текущего отставания и минимизации рисков будет происходить за счет доходов населения.

Таким образом, вопрос возможности и своевременности создания в Российской федерации цифровой экономики требует дополнительных научных и практических обоснований.

 

Список использованных источников:

  1. Ким Н. С., Белов В. И. Государственное управление реализацией программы «Цифровая экономика РФ». В сборнике: Государство и бизнес. Экосистема цифровой экономики: материалы XI Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2019. С. 157-159.
  2. Степень износа основных фондов в Российской Федерации, по видам экономической деятельности по полному кругу организаций, на конец 2017 года. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/effect/macr8.htm
  3. Белов В. И. Пути повышения экономического роста в Российской Федерации // В сборнике: Государство и бизнес. Экосистема цифровой экономики: материалы XI Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2019. С. 119-121
  4. Белов В. И., Василевский Д. А. Развитие промышленного сектора как основа роста экономики Российской Федерации // Управленческое консультирование. № 5. 2018. С. 102-112.
  5. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Официальный Интернет-портал Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.ru/info/35568/
  6. Рейтинг регионов России по активности пользования Интернетом [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://d-russia.ru/rejting-regionov-rossii-po-aktivnosti-polzovaniya-internetom.html
  7. «Цифровые дивиденды». Доклад Всемирного банка о мировом развитии – 2016. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/23347/210671RuSum.pdf?sequence=16

        

 

[1] Ким Н.С., Белов В.И. Государственное управление реализацией программы «Цифровая экономика РФ». В сборнике: Государство и бизнес. Экосистема цифровой экономики: материалы XI Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2019. С. 157-159.  

[2] Степень износа основных фондов в Российской Федерации, по видам экономической деятельности по полному кругу организаций, на конец 2017 года. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/effect/macr8.htm

[3] Белов В.И. Пути повышения экономического роста в Российской Федерации // В сборнике: Государство и бизнес. Экосистема цифровой экономики: материалы XI Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2019. С. 119-121.

[4] Развитие промышленного сектора как основа роста экономики Российской Федерации // Управленческое консультирование. № 5. 2018. С. 102-112.

[5] Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Официальный Интернет-портал Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа:  http://government.ru/info/35568/

[6] Рейтинг регионов России по активности пользования Интернетом [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://d-russia.ru/rejting-regionov-rossii-po-aktivnosti-polzovaniya-internetom.html

[7] «Цифровые дивиденды». Доклад Всемирного банка о мировом развитии – 2016. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/23347/210671RuSum.pdf?sequence=16