ПРОБЛЕМЫ ПОДАЧИ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ГАДЖЕТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ

21 мая 7:21

В современных условиях развития информационных технологий совершенствуется как стратегия, так и тактика обучения в высшем учебном заведении. Безусловно, что основными характеристиками выпускника выступают его компетентность и мобильность, поэтому в процессе изучения различных учебных дисциплин уделяется внимание самому процессу познания, его эффективность достигается через познавательную активность самих студентов. Качество познания зависит и от предмета, и от его усвоения, подачи материала: может быть индивидуальный или коллективный подход, акцент на внимание, на восприятие информации [2, с.32].

На практике в высшем учебном заведении используют следующие виды работы с аудиторией. Традиционная лекция представляет собой монолог с последовательным изложением материала, при этом преподаватель с помощью своих навыков, умений и способов работы, рассказывает и доносит до слушателей информации о дисциплине. Известны также и нетрадиционные способы работы с аудиторией. Так, например, под проблемной лекцией понимается лекция, где в начале преподаватель ставит перед аудиторией вопросы, а также предлагает проблемные ситуации, которые связаны с информацией о дисциплине. Лекция «пресс-конференция» также относится к нетрадиционной форме подачи информации. Также лекция — беседа или «диалог с аудиторией» носит нетрадиционный характер.

Необходимо отметить и проблемы восприятия лекционного материала, которые заключаются в следующем [1, с.54]:

— отключение внимания (например, голос лектора, особенности произношения информации);

— высокая скорость умственной деятельности;

— антипатия к чужим мыслям;

— избирательность внимания;

— потребность реплики.

Поэтому для большинства студентов качественное усвоение материала —  трудная задача. Важно подчеркнуть, что проблема усугубляется, если еще и воздействуют помехи, они возникают, например, между лектором и аудиторией.

Использование в процессе изучения различных средств информационных технологий позволяет открыть дополнительные возможности для качественного восприятия, важно отметить:

— компьютерную визуализацию информации: реальных объектов изучения и виртуальных;

— хранение больших объемов информации в архиве: графической или текстовой информации;

— легкую доступность информации;

— автоматическое решение как вычислительных, так и информационно-поисковых задач;

— возможность контакта с преподавателем в любой момент времени в случае необходимости [5, с.89].

Для того, чтобы сосредоточить внимание студентов и заинтересовать их на лекционных занятиях преподаватели могут предоставлять информацию:

— на мультимедийном проекторе;

— на планшете;

— с помощью видеоочков (мобильный экран, который обладает стереоэффектом и системой линз и подает изображение на каждый глаз смотрящего, данное устройство создано для личного просмотра информации).

На лекционных занятиях по информационным технологиям могут быть использованы шлемы виртуальной реальности (устройство, которое позволяет частично погрузиться в виртуальную реальность, создать зрительный и акустический эффект присутствия).

Преподаватель может провести лекцию с использованием мультимедийного проектора, при этом демонстрировать на нем всю необходимую информацию. Возможен вариант с заранее подготовленным выступлением – докладом или презентацией студента, с использованием компьютера на рабочем месте преподавателя, который подключен к мультимедийному проектору, выступающий технологическим элементом грамотности и позволяющий повысить уровень наглядности, а также возможность для студентов наглядным образом предоставить результаты своей научной работы.

Используемые на лекции программные и технические средства вносят свою специфику, совершенствуют традиционные методы обучения. Таким образом, преподаватель выступает консультантом на лекции, способствуя развитию познавательной активности студентов, позволяет более качественно усвоить материал. Для преподавателя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.

В лекционном классе каждое учебное место может быть оборудовано планшетом, у каждого студента будет индивидуальный, информацию от лектора смогут одновременно получать все студенты [4, с.95].

В рамках исследования проблемы восприятия лекционного материала среди 50 студентов был проведен опрос о важности применения информационных технологий.

 Среди респондентов больше было мужчин (60%), чем женщин (40%), многие из них находились на третьем курсе обучения (75%) преимущественно гуманитарного направления обучения (80%).

На вопрос «Как Вы считаете, лекция на мультимедийном проекторе проходит более интересно?» большинство респондентов (65%) согласились, высказав мнение, что, если бы с первого курса обучения лекции проходили именно в этом формате, то их оценки были гораздо выше (рис.1).

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3662-3.PNG

Рис.1. «Как Вы считаете, лекция на мультимедийном проекторе проходит более интересно?»

 

Определено, что 90% респондентов хотели бы, чтобы их лекции проходили с использование индивидуального планшета, так как это более удобно и индивидуально.

На вопрос «Как Вы относитесь к тому, чтобы на следующей лекции выступить с докладом с использованием компьютера на рабочем месте преподавателя?» откликнулось лишь 30% респондентов, посчитав, что у них это получится плохо. Необходимо также отметить, что 80% респондентов считают, что используемые на лекции программные и технические средства совершенствуют традиционные методы обучения (рис.2), материал усваивается намного быстрее обычного, студенты с особым вниманием и желанием идут на следующую лекцию.

Рис.2. «Совершенствуют ли программные и технические средства традиционные методы обучения?»

 

Итак, с помощью проведенного исследования можно сделать вывод, что применение информационных технологий позволяет изменить некоторые способы предоставления учебного материала, традиционно осуществляемого в учебном процессе, что поспособствует качеству изучения материала, повысит успеваемость студентов.

 

Список литературы:

  1. Мельников В.А. Образовательный процесс в современном ВУЗе: учебник / В.А. Мельников. – М.: Образование, — 2019. — 339 с.
  2. Носова С.С. Информационные технологии: учебник / С.С. Носова. – М.: Дашков и К, — 2018. — 325 с.
  3. Смирнов Н.Н. Педагогическая практика: учебник / Н.Н. Смирнов. – М.: Мир, — 2018. — 401 с.
  4. Розанова Н.М. Медиапространство: учебник / Н.М. Розанова. – М.: Наука, — 2018. — 328 с.
  5. Сапогов С.С. Методы обучения: Учебник / С.С. Сапогов. – М.: Просвещение, 2018. – 558 с.