Формирование информационно образовательной среды в средней общеобразовательной школе

13 августа 8:25

Всемирный процесс информатизации общества, широкое распространение новейших высокоэффективных информационных технологий дают возможность говорить о вступлении человечества в так называемую информационную эпоху. Именно поэтому подготовка человека к жизни в информационном обществе является одной из главнейших задач совершенствования и реформирования области образования в России. Прежде всего, к такому реформированию имеют отношение меры по развитию педагогических процессов на базе реализации информационных продуктов, технологий и средств в образовательном процессе. Это необходимо непосредственно для формирования нового образовательного пространства. Особой задачей здесь является также формирование информационно-образовательной среды, целью которой будет полноценное обеспечение поддержки прогрессивных изменений и условий для развития в образовании субъектов, а именно – обучающихся и преподавателей.

Существуют самые разные подходы к определению информационно-образовательной среды учебного заведения. При рассмотрении данного вопроса удалось выяснить, что специалисты этой области дают различные определения и мнения в отношении информационно-образовательной среды.

К примеру, Андреев А.А. даёт такое определение: «Информационная образовательная среда — единое информационно-образовательное пространство, объединяющее информацию, как на традиционных носителях, так и электронных, компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия, дидактические средства» [7].

Солдаткин В.И. в одной из своих работ говорит об информационно-образовательной среде следующим образом: «единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики» [8].

Если же рассматривать информационно-образовательную среду в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, то определение будет звучать так: «комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иные информационно-коммуникационные технологии, коммуникационные каналы, система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде» [9].

При проведении анализа имеющихся различных подходов к определению информационно-образовательной среды можно сказать, что особо четким является определение от Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. Его мы и будем считать основным.

Информационные ресурсы представляют собой совокупность сведений, которые организованы для качественного и полноценного получения достоверной информации. Данные ресурсы подразделяются по их образовательным возможностям на 4 группы:

  1. Специально сформированные информационные ресурсы в качестве целей развития, образования и воспитания. К данной группе относятся самоучители, учебные пособия, учебники, рабочие тетради и другие печатные материалы; различные ресурсы пространства, к примеру, виртуальные тренажеры; образовательные модули, разработанные для изучения материала предмета в рамках дистанционного обучения; ресурсы, позволяющие учащимся самостоятельно пройти проверку и оценить уровень своих знаний по различным предметам и т.д.
  2. Источники, которые изначальным образом были сформированы не для развивающих или образовательных целей, но применяются в образовательном процессе. К ним относится научная, публицистическая и художественная литература, произведения музыки, живописи. В зависимости от методики зависит их освоение.
  3. Ресурсы, необходимые для решения и формирования практико-ориентированных ситуаций, которые можно использовать в образовательных целях. Источником действительных данных выступают справочные материалы. Например, при построении маршрута поездки на учебу или же отдых учащиеся смогут сравнить разные виды транспорта (автомобиль, самолет, поезд, автобус) по удобству прибытия, денежным затратам, проведенному времени в пути, уровню комфортности и времени отправления и т.д. Также они смогут узнать в каком часу отправляется транспортное средство, которое они выбрали, место отправления, как сократить время поездки и т.д. Сведения, которые необходимы для чего-либо, можно получить при помощи информационного пространства. Вследствие применения соответствующего педагогического инструментария и компьютерные игры могут служить объектом исследования (например, оценка ценностной направленности нескольких игр и т.д.).

 4._Информационные ресурсы, которые нельзя использовать в учебном процессе. Это компоненты информационного пространства, которые содержат информацию о нарушении моральных и нравственных норм общества.

Собственно информационно-образовательная среда средней образовательной школы включает в себя следующие элементы:

— Персональные компьютеры и прочее оборудование, систему современных педагогических технологий, коммуникационные каналы, которые определяют образовательный процесс в современной информационной образовательной среде.

— комплекс информационно-образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств коммуникационных и информационных технологий:

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

  1. Фиксацию и мониторинг результатов и хода образовательного процесса;
  2. Процедуры нахождения, формирования, представления, обработки, сбора, оценки и хранения информации;
  3. Ресурсное обеспечение образовательного процесса и его планирования;
  4. Дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (органов управления образования, их родителей или законных представителей, обучающихся, общественности, педагогических работников), в том числе в рамках дистанционного образования;
  5. Информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  6. Мониторинг здоровья обучающихся;
  7. Дистанционное взаимодействие средней общеобразовательной школы с другими организациями социальной сферы: здравоохранения, учреждениями дополнительного образования, службами занятости населения, спорта, учреждениями культуры, досуга, обеспечения безопасности жизнедеятельности [9].

Цель формирования информационно-образовательной среды образовательного учреждения заключается непосредственно в переходе на новую технологическую ступень всех информационных процессов, которые происходят в образовательном учреждении. Для достижения данной цели необходимо, прежде всего, интегрировать технологии информационно-коммуникационного характера в педагогическую деятельность учебного заведения.

Верная и точная организация информационной образовательной среды учебного заведения дает возможность на новом уровне произвести следующие моменты:

— дифференциация обучения;

— мотивация обучающихся;

— обеспечение наглядности представления буквально всех материалов;

— обучение современным способам самостоятельного приобретения знаний, навыков и умений, что безусловным образом, станет условием достижения нового качества образования.

Информационная образовательная среда призвана к охвату всех существующих сфер деятельности учебного заведения, к формированию дополнительных условий для многоаспектного анализа показателей процесса образования. Кроме того, данная среда дает возможность полноценным образом создать представление о состоянии системы общего среднего образования и об изменениях в ней качественного и количественного характера.

При создании информационной образовательной среды важно выявить, какие методы обучения будут особо качественными и эффективными в новых условиях. В информационном пространстве содержание образования является не отобранным структурированным материалом как раньше, а безграничным информационным полем. Однако усвоить его полноценным образом невозможно. Таким образом, необходимы такие методы обучения, которые:

— помогут субъекту процесса образования верным образом ориентироваться во всем многообразии имеющихся данных;

— обеспечат деятельность исключительно с теми данными, которые точно необходимы в рамках изучаемой темы;

— дадут возможность понять нее только полученные итоги, но и собственно путь, который привёл к цели.

Свойственными характеристиками методов обучения в условиях информационной среды считаются:

— коммуникативность;

— ориентация на приобретение образовательных результатов;

— интерактивность;

— субъектная позиция обучающегося;

— рефлексивность.

Таким образом, методы обучения получают характер открытых технологий образования, где перечислены как ступени движения к цели, так и собственно цель. Стоит также отметить, что выбор определенного содержания и приемов внутри данных ступеней имеют зависимость непосредственно от субъекта деятельности.

К технологиям образования, которые целесообразным путём можно применять при обучении в информационной среде, относятся:

-_технология совершенствования и развития критического мышления основная цель которого состоит в том, чтобы научить обучающегося осмысленным и самостоятельным образом взаимодействовать с учебным материалом, а также и с иными источниками информации.

-_проектная технология, цель которой заключается в формировании самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся;

-_мастерская знаний – одна из интенсивных технологий обучения, включающая всех участников в «самостроительство» собственных знаний при помощи критического отношения к существующим данным, к поступающей информации и самостоятельного решения задач творческого характера;

-_технология ситуационного анализа, которая представляет собой метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного непосредственно на обучении посредством решения определенных задач — ситуаций;

-_дистанционные образовательные технологии, являющиеся такими технологиями, которые внедряются, прежде всего, с использованием информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя.

Вышеперечисленные технологии считаются открытыми, а значит они ориентированы непосредственно на получение навыков, развитие отношений, знаний, соответствующих характеристикам обучающихся как субъектов деятельности.

Список литературы:

  1. Зенкина С.В. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда/ С.В. Зенкина, А.А. Кузнецов / Основы общей теории и методики обучения информатики; под общей редакцией А.А. Кузнецова. – М.: Бином, 2009.
  2. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие /А.Г.Асмолов, А.Л. Семѐнов, А.Ю. Уваров. — М.: Федеральный институт развития образования, 2010. — 72с.
  3. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. . ISBN 978-5- 9904706-1-3
  4. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98 – 113.
  5. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образования, № 4, 2003. С. 21 – 27.
  6. Ильиченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дис. канд. пед. наук // Центр креативной педагогики Московской государственной технологической академии. – М., 2002.
  7. Андреев А.А. Основы открытого образования // Отв. Ред. В.И.Солдаткин. – Т. 2. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 680 с.
  8. Основы открытого образования // Отв. Ред. В.И.Солдаткин. – Т. 1. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 680 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 [электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (дата обращения 19.12.2010)