ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТАКСИ

15 апреля 3:15

Ключевые условия (факторы) конкурентоспособности, влияющие на деятельность такси можно условно разделить на 2 группы.

  1. Внутренние: факторы, характеризующие предприятие (репутация, кадровый потенциал, финансовое состояние предприятия, организация управления); факторы, характеризующие услугу (качество услуг, много вариативность набора предоставляемых услуг); факторы, характеризующие маркетинг (ценовая политика, коммуникационная политика).
  2. Внешние: экономические; социально-демографические; природные (географический); научно- технические; инфраструктура; политико-правовые [1].

На основе вышеописанных условий, рассмотрим факторы конкурентоспособности компании «Такси-Максимум». Внутренние факторы конкурентоспособности «Такси-Максимум» представлены в таблице 1, внешние – в таблице 2.

Таблица 1 – Внутренние факторы конкурентоспособности «Такси-Максимум»

Факторы, характеризующие предприятие

Репутация

Фирма на рынке 6 лет, но ее известность, на рынке услуг по перевозке пассажиров посредством такси, небольшая.

Кадровый потенциал

Профессиональный состав и образовательный уровень кадров в компании «Такси-Максимум» высок. Руководители всех структурных подразделений, а также сотрудники отделов: маркетинга, развития, IT, бухгалтерии – имеют высшее профессиональное образование, соответствующее специфике занимаемой должности. В свою очередь операторы, в соотношении 60/40 имеют соответственно высшее и среднее специальное образование. Работники рассматриваемой организации имеют следующий стаж работы по специальности: сотрудники отдела бухгалтерии: 3-7 лет; сотрудники отдела развития: 1-3 года; сотрудники IT отдела: 2-4 года; сотрудники отдела маркетинга: 3-5 лет. Возрастной состав персонала: до 20 лет- 0 %; 20-30 лет- 56 %; 30-40 лет-32%; свыше 40 лет- 12%.

Финансовое состояние

Финансовое состояние предприятия является удовлетворительным.

Организация управления

В рассматриваемой организации осуществляется линейная организационная структура управления. Таким образом, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким- либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Факторы, характеризующие услугу

Качество услуг

Этика и культура обслуживания. Диспетчеры рассматриваемой компании при общении с клиентами проявляют уважение, тактичность и высокую культуру. Со стороны водителей в целом достаточно низкая культура обслуживания, так как на культуру водителей влиять сложно, ввиду того, что они в штате компании не состоят и постоянно меняются.

Организация расчета с клиентами осуществляется следующими способами: наличный расчет; расчет путем перевода денежных средств с банковской карты клиента, на карту водителя;

бонусами (ими можно оплатить 100% поездки).

3.Работа водителей.

Скорость подачи авто низкая, так как водителей мало. Быстрота исполнения заказа находится на достаточно высоком уровне, так как в целом водители рассматриваемой компании хорошо знают город и имеют большой стаж вождения. Безопасность предоставления услуг зависит от квалификации водителей, а также от технического состояния и марки автомобилей.

Многовариативность услуг

Узкий спектр предоставляемых услуг, к ним относятся: пассажирские перевозки в черте города; пассажирские перевозки за черту города; перевозка домашних животных.

 

Таблица 2 –  Внешние факторы конкурентоспособности «Такси-Максимум»

Экономические

Снижение числа поездок за счет роста конкуренции в отрасли и демпингирования цен конкурентами. Повышение стоимости топлива.

Социально-демографические

В сущности, каждый житель города является потенциальным клиентом такси. Имеет большое значение уровень материального благосостояния населения, так как, чем выше доходы населения, тем чаще люди могут себе позволить пользоваться услугами такси, т. е. тем больше объем рынка.

Политико-правовые

Функционирование фирмы возможно за счет политической стабильности, которая сейчас есть в государстве. Большое значение для фирмы такси, как и для других компаний, имеет политика администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Они переплетены с социально-культурными тенденциями, влияют на налогообложение доходов фирмы, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, контроль цен и заработной платы и т.д.

Природные (географический)

Применительно к «Такси-Максимум» можно отметить, количество заказов зависит от сезона и от погодных условий. Так, например, в морозные зимние дни количество заказов резко возрастает, а в теплые летние дни их количество снижается; также число заказов возрастает в дождливую погоду.

Научно-технические

Возможность заказа такси различным способом: по звонку оператору, через мобильное приложение, с помощью СМС-сообщения, через сайт организации. Осуществление оплаты услуги такси можно осуществлять не только наличным, но и путем перевода денежных средств с банковской карты клиента, на карту водителя.

Инфраструктура

Доступ каждого человека к интернету и сетям сотовых операторов дает возможность каждому клиенту осуществить заказ. Наличие инфраструктуры дорог и автозаправок обеспечивает саму возможность работы такси. Также наличие в городе крупных торговых и деловых центров, аэропорта, вокзала и т.д. обеспечивает целенаправленный пассажиропоток, который удовлетворяется также службами такси.

 

Следующим этапом действий для оценки конкурентоспособности организации является проведение исследования рынка. Проанализируем деятельность четырех основных конкурентов «Такси-Максимум» на рынке услуг по перевозке пассажиров посредством такси:

  1. Такси «Максим» — на рынке с 2003 года. Осуществляет свою деятельность, как в провинциальных городах, так и в мегаполисах.
  2. Такси «Олимп» — компания на рынке более 10 лет. Хорошо себя зарекомендовала и наработала устойчивую базу постоянных клиентов.
  3. Такси «Поехали» — предприятие на рынке 8 лет. Специализируется на организации заказа такси класса «эконом».
  4. Такси «Везет» — на рынке 6 лет. Специализируется на организации заказа такси класса «эконом».

Для оценки конкурентоспособности организации «Такси-Максимум» возьмем методику расчета интегрального показателя. Основа для списка параметров-концепция «4Р» (продукт, цена, каналы сбыта, продвижение на рынке). Для оценки конкурентоспособности ООО «Такси-Максимум» было опрошено 256 человек, которые являются жителями города. Расчет произведен по 7 показателям, которые оценивались от 1 до 5 баллов (1 –минимальное значение показателя, 5 – максимальное). Результаты анкетирования представлены ниже.

По первым двум группам параметров (услуга, цена) в ходе анкетирования были получены следующие результаты (таблица 3).

Таблица 3 –  Оценка факторов конкурентоспособности с учетов коэффициентов весомости

Факторы конкурентоспособности

«Такси-Максимум»

«Максим»

«Олимп»

«Везет»

«Поехали»

Престиж марки

2.8

4

4.5

3.6

2.9

Работа диспетчеров

4.1

4.1

4.3

4

3.8

Скорость подачи авто

2.9

4.1

4.3

3.7

3.1

Работа водителей

3.9

3.9

4.2

3.9

3.4

Многовариативность набора услуг

2.9

3.8

4

3.1

3

Уровень цен

4.8

4.3

4.1

4.3

4.6

Скидки

4.5

3.5

3.1

4.3

3.9

Сумма значений рейтингов

25.9

27.7

28.5

26.9

24.7

Интегральный показатель качества

3.76

4.02

4.17

3.81

3.65

 

Таким образом, по мнению клиентов, рассматриваемые предприятия по уровню конкурентоспособности распределились следующим образом:

1 — «Олимп», 2 — Максим»; 3 — «Везет»; 4 — «Такси-Максимум»; 5 — «Поехали».

На основе проведенного исследования были выявлены основные угрозы: повышение налоговой нагрузки может привести к тому, что бизнес станет нерентабельным; захват крупными конкурентами доли рынка, занимаемой службой такси «Такси-Максимум» спровоцирует снижение числа заказов [2]. Однако за счет доработки мобильного приложения и введения дополнительных сервисов, компания может удержать свое положение в отрасли и привлечь новых клиентов. Также возможна географическая экспансия в пригороды, где уровень конкуренции гораздо ниже. Совершенствование коммуникативной политики благотворно скажется на повышении эффективности функционирования предприятия.

 

Литература

  1. Трухинцова Е.И., Неуструева А.С., Петренко Ю.В. // Анализ конкуренции на рынке автозаправочных станций г. Санкт-Петербург [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37117089
  2. Травкина Е.А. // Разработка рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности услуг такси на основе результатов проведенного маркетингового исследования [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42372985