В современном обществе серьезной проблемой остается здоровье нынешней студенческой молодежи. Около половины (56,8%) студентов ведут малоподвижный образ жизни, проводят свободное время дома за компьютером, телевидением и социальными сетями. С каждым годом возрастает число студентов с хроническими заболеваниями различных систем организма (таблица1).
Таблица №1. Число студентов первого курса каждой физкультурной группы в МГУ им. А.А.Кулешова на 2018-2019 год
Группы по физической культуре |
На 11.2018 |
На 11.2019 |
Основная |
834 |
822 |
Специальная |
363 |
382 |
Подготовительная |
421 |
429 |
ЛФК |
17 |
3 |
Освобождение |
45 |
77 |
Физическое развитие — это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма у человека, важнейший показатель здоровья детей и взрослых, обусловлен внутренними факторами и условиями жизни.
Оценка физического развития проводится преподавателями ежегодно, в начале и конце учебного года путем определения нескольких показателей:
- Индекс Кетле, или Индекс Массы Тела. Это соотношение между ростом человека и его массой. Путем определения данного индекса можно судить о наличии избытка или недостатка массы тела (таблица 2).
ИМТ = вес (кг) : {рост (м)}2
Таблица №2. Оценка Индекса Кетле.
Индекс массы тела |
Оценка результата |
16 и менее |
Выраженный дефицит массы тела |
16,5 – 18,4 |
Недостаточность массы тела |
18,5 – 25,4 |
Нормальная масса тела |
25,5 – 30,4 |
Избыточная масса тела |
30,5 – 35,4 |
Ожирение первой степени |
35,5 – 40,4 |
Ожирение второй степени |
40,5 и более |
Ожирение третьей степени |
- Индекс Пинье. Это индекс оценки телосложения. Рассчитывается по формуле:
ИП = Н – (М + ОГКвдох),
где Н – рост тела (см); М – масса тела (кг); ОГКвдох – окружность
грудной клетки на вдохе.
По полученным результатам можно определить тип телосложения: астенический, гиперстенический или нормальный (таблица 3).
Таблица №3. Оценка индекса Пинье.
Значение индекса |
Оценка результата |
10,9 и менее |
Очень крепкое (гиперстенический тип) |
11,0 – 15,9 |
Крепкое (гиперстенический тип) |
16,0 – 20,9 |
Гармоничное (нормальный тип) |
21,0 – 25,9 |
Среднее (нормальный тип) |
26,0 – 30,9 |
Слабое (астенический тип) |
31 и более |
Очень слабое (астенический тип) |
- Индекс Эрисмана (ИЭ). Это индекс оценки грудной клетки.
Рассчитывается по формуле:
ИЭ = ОГКn – Н/2,
где ОГКп – окружность грудной клетки в паузе (см); Н – рост тела (см).
Оценка полученных результатов представлена в таблице 4.
Таблица №4. Оценка Индекса Эрисмана.
Значение индекса |
Оценка результата |
|
юноши |
девушки |
|
2 и менее |
0 и менее |
Недостаточное развитие |
3 – 6 |
1 – 4 |
Среднее развитие |
7 и более |
5 и более |
Хорошее развитие |
- Оценка Экскурсии Грудной Клетки. Этот показатель характеризует развитие органов дыхания. Рассчитывается по формуле:
ЭГК = ОГКвдох – ОГКвыдох,
где ОГКвдох – окружность грудной клетки на вдохе; ОГКвыдох – окружность грудной клетки на выдохе.
Таблица №5. Оценка результатов Экскурсии Грудной Клетки.
Полученный результат |
Оценка результата |
5 и менее |
Недостаточное развитие |
5 – 8 |
Среднее развитие |
8 и более |
Хорошее развитие |
Результаты обследования показали, что более 50% студентов первого курса имеют недостаточную физическую подготовленность. Исходя из этого, занятия по физической культуре должны способствовать укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни и приобщению ослабленных в физическом отношении студентов к активным занятиям физической культурой.
При организации занятий по физической культуре в университете следует учитывать то, что средний возраст студентов приходится на период завершения формирования организма, нервной и репродуктивной систем. Так же следует учитывать индивидуальную переносимость физической нагрузки, хронические заболевания и уровень силовой выносливости.
Преподаватель физкультуры, работающий с физически неподготовленными учениками, должен знать особенности воздействия физических упражнений на организм, уметь выбирать средства и методы физической культуры, необходимые для определенных заболеваний, и оценивать эффективность их воздействия на организм в целом.
При проведении занятий по физическому воспитанию важно, чтобы преподаватель уделял особое внимание и был осторожен при использовании физических упражнений, которые потенциально опасны и вредны для учащихся. При наличии заболевания необходимо строго дозировать физические нагрузки и исключать физические упражнения, которые противопоказаны для их выполнения по состоянию здоровья.
Студентам с ограничениями по сердечно-сосудистой системе противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой или учащением дыханием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением.
Студентам с респираторными заболеваниями (хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма и т. Д.) Противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, перенапряжение.
При нефротических заболеваниях (нефрит, пиелонефрит, нефроптоз и др.) физическая активность значительно снижается, исключается бросание и прыжки, не допускается гипотермия организма.
При заболеваниях нервной системы упражнения, вызывающие нервное напряжение, ограничены, а время игры ограничено.
При висцеральных заболеваниях исключаются упражнения, способствующие повышению внутриглазного и внутричерепного давления, например, кувырки, прыжки, стойка на руках головой вниз и упражнения, вызывающие значительное напряжение.
При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки и метания.
Продолжительность урока составляет 80 — 90 минут. Каждый урок тщательно спланирован учителем и должен состоять из трех этапов:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
В отличие от занятий по физическому воспитанию для учащихся без отклонений в состоянии здоровья, продолжительность подготовительного и заключительного этапов увеличивается, основного – сокращается.
Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях.
В подготовительной части объясняются цели задачи урока, определяется ЧСС и ЧДД. Подготовительная часть длится от 20 до 40 минут, в зависимости от целей обучения, и выполняется для плавной подготовки функциональных систем организма к выполнению физических нагрузок в основной части урока. Выполняются строевые упражнения, дозированная ходьба и медленный бег с изменением темпа и направления движения, общие развивающие упражнения в различных исходных положениях, с использованием спортивного инвентаря и без него, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на формирование правильной осанки и предотвращение нарушений зрения. Начальная скорость выполнения упражнений медленная и постепенно увеличивается до среднего. Упражнения выполняются без задержки дыхания, не должны вызывать перенапряжения и утомления.
Необходимо тщательно следить за правильностью выполнения упражнений и разбирать ошибки, допущенные студентами. Особое внимание следует уделить правильному сочетанию дыхания с различными типами упражнений.
Основная часть занятия длится от 25 до 40 минут. В этой части урока основные задачи направлены на развитие функциональных способностей организма, усвоение материала программы и повышение уровня физической подготовки учащихся.
Упражнения подбираются в зависимости от раздела учебной программы и состояния здоровья учащихся. Используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, упражнения с инвентарем (например, метания, броски), прыжки, упражнения на развитие координации, подвижные игры малой интенсивности.
Заключительный этап длится 10-15 минут и направлен на восстановление функций организма до исходного уровня. Выполняется медленная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, определяется сердечный ритм и частота дыхания, подводятся общие итоги занятия и дается задание для самостоятельного выполнения учащимися дома.
В каждое занятие по физической культуре должны включаться комплексы оздоровительной и корректирующей гимнастики:
- общеразвивающие упражнения — 50%;
- упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, — 30%;
- упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений органов зрения, — 10%;
- дыхательная гимнастика — 10%
На каждом занятии должна создаваться благоприятная обстановка, уверенность в том, что учащиеся могут восстановить свое здоровье с помощью физических упражнений. Студенты должны знать и понимать цель того или иного упражнения, что способствует более осознанному и активному обучению и выполнению заданий.
Список литературы:
- Гаттаров, Р.У. Исследование показателей функционального состояния студентов трех медицинских групп здоровья / Р.У. Гаттаров, Т.В.Потапова, С.М.Зубков и др. // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». — 2007. — №16 (88). — вып.12. — С.43-49.
- Панасюк, Н. Б. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой со студентами / Н. Б. Панасюк // Актуальные проблемы совершенствования физического воспитания в учебных заведениях: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции / редкол.: В. К. Пестис [и др.]. – Гродно: ГАУ, 2018. – С.296–300.