ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ

31 мая 1:42

В современном обществе серьезной проблемой остается здоровье нынешней студенческой молодежи. Около половины (56,8%) студентов ведут малоподвижный образ жизни, проводят свободное время дома за компьютером, телевидением и социальными сетями.  С каждым годом возрастает число студентов с хроническими заболеваниями различных систем организма (таблица1).

Таблица №1. Число студентов первого курса каждой физкультурной группы в МГУ им. А.А.Кулешова на 2018-2019 год

Группы по физической культуре

На 11.2018

На 11.2019

Основная

834

822

Специальная

363

382

Подготовительная

421

429

ЛФК

17

3

Освобождение

45

77

 

Физическое развитие — это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма у человека, важнейший показатель здоровья детей и взрослых, обусловлен внутренними факторами и условиями жизни.

Оценка физического развития проводится преподавателями ежегодно, в начале и конце учебного года путем определения нескольких показателей:

  1. Индекс Кетле, или Индекс Массы Тела. Это соотношение между ростом человека и его массой. Путем определения данного индекса можно судить о наличии избытка или недостатка массы тела (таблица 2).

 

ИМТ = вес (кг) : {рост (м)}2

 

Таблица №2. Оценка Индекса Кетле.

Индекс массы тела

Оценка результата

16 и менее

Выраженный дефицит массы тела

16,5 – 18,4

Недостаточность массы тела

18,5 – 25,4

Нормальная масса тела

25,5 – 30,4

Избыточная масса тела

30,5 – 35,4

Ожирение первой степени

35,5 – 40,4

Ожирение второй степени

40,5 и более

Ожирение третьей степени

 

  1. Индекс Пинье. Это индекс оценки телосложения. Рассчитывается по формуле:

 

ИП = Н – (М + ОГКвдох),

 

где Н – рост тела (см); М – масса тела (кг); ОГКвдох – окружность

грудной клетки на вдохе.

По полученным результатам можно определить тип телосложения: астенический, гиперстенический или нормальный (таблица 3).

Таблица №3. Оценка индекса Пинье.

Значение индекса

Оценка результата

10,9 и менее

Очень крепкое (гиперстенический тип)

11,0 – 15,9

Крепкое (гиперстенический тип)

16,0 – 20,9

Гармоничное (нормальный тип)

21,0 – 25,9

Среднее (нормальный тип)

26,0 – 30,9

Слабое (астенический тип)

31 и более

Очень слабое (астенический тип)

 

  1. Индекс Эрисмана (ИЭ). Это индекс оценки грудной клетки.

Рассчитывается по формуле:

 

ИЭ = ОГКn – Н/2,

 

где ОГКп – окружность грудной клетки в паузе (см); Н – рост тела (см).

Оценка полученных результатов представлена в таблице 4.

Таблица №4. Оценка Индекса Эрисмана.

          Значение индекса

Оценка результата

юноши

девушки

2 и менее

0 и менее

Недостаточное развитие

3 – 6

1 – 4

Среднее развитие

7 и более

5 и более

Хорошее развитие

 

  1. Оценка Экскурсии Грудной Клетки. Этот показатель характеризует развитие органов дыхания. Рассчитывается по формуле:

 

ЭГК = ОГКвдох – ОГКвыдох,

 

где ОГКвдох – окружность грудной клетки на вдохе; ОГКвыдох – окружность грудной клетки на выдохе.

Таблица №5.  Оценка результатов Экскурсии Грудной Клетки.

Полученный результат

Оценка результата

5 и менее

Недостаточное развитие

5 – 8

Среднее развитие

8 и более

Хорошее развитие

 

Результаты обследования показали, что более 50% студентов первого курса имеют недостаточную физическую подготовленность.  Исходя из этого, занятия по физической культуре должны способствовать укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни и приобщению ослабленных в физическом отношении студентов к активным занятиям физической культурой.

 При организации занятий по физической культуре в университете следует учитывать то, что средний возраст студентов приходится на период завершения формирования организма, нервной и репродуктивной систем. Так же следует учитывать индивидуальную переносимость физической нагрузки, хронические заболевания и уровень силовой выносливости.

Преподаватель физкультуры, работающий с физически неподготовленными учениками, должен знать особенности воздействия физических упражнений на организм, уметь выбирать средства и методы физической культуры, необходимые для определенных заболеваний, и оценивать эффективность их воздействия на организм в целом.

При проведении занятий по физическому воспитанию важно, чтобы преподаватель уделял особое внимание и был осторожен при использовании физических упражнений, которые потенциально опасны и вредны для учащихся. При наличии заболевания необходимо строго дозировать физические нагрузки и исключать физические упражнения, которые противопоказаны для их выполнения по состоянию здоровья.

Студентам с ограничениями по сердечно-сосудистой системе противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой или учащением дыханием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением.

 Студентам с респираторными заболеваниями (хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма и т. Д.) Противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, перенапряжение.

При нефротических заболеваниях (нефрит, пиелонефрит, нефроптоз и др.) физическая активность значительно снижается, исключается бросание и прыжки, не допускается гипотермия организма.

При заболеваниях нервной системы упражнения, вызывающие нервное напряжение, ограничены, а время игры ограничено.

При висцеральных заболеваниях исключаются упражнения, способствующие повышению внутриглазного и внутричерепного давления, например, кувырки, прыжки, стойка на руках головой вниз и упражнения, вызывающие значительное напряжение.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки и метания.

Продолжительность урока составляет 80 — 90 минут. Каждый урок тщательно спланирован учителем и должен состоять из трех этапов:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

В отличие от занятий по физическому воспитанию для учащихся без отклонений в состоянии здоровья, продолжительность подготовительного и заключительного этапов увеличивается, основного – сокращается.

Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях.

В подготовительной части объясняются цели задачи урока, определяется ЧСС и ЧДД. Подготовительная часть длится от 20 до 40 минут, в зависимости от целей обучения, и выполняется для плавной подготовки функциональных систем организма к выполнению физических нагрузок в основной части урока. Выполняются строевые упражнения, дозированная ходьба и медленный бег с изменением темпа и направления движения, общие развивающие упражнения в различных исходных положениях, с использованием спортивного инвентаря и без него, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на формирование правильной осанки и предотвращение нарушений зрения. Начальная скорость выполнения упражнений медленная и постепенно увеличивается до среднего. Упражнения выполняются без задержки дыхания, не должны вызывать перенапряжения и утомления.

Необходимо тщательно следить за правильностью выполнения упражнений и разбирать ошибки, допущенные студентами. Особое внимание следует уделить правильному сочетанию дыхания с различными типами упражнений.

Основная часть занятия длится от 25 до 40 минут. В этой части урока основные задачи направлены на развитие функциональных способностей организма, усвоение материала программы и повышение уровня физической подготовки учащихся.

         Упражнения подбираются в зависимости от раздела учебной программы и состояния здоровья учащихся. Используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, упражнения с инвентарем (например, метания, броски), прыжки, упражнения на развитие координации, подвижные игры малой интенсивности.

         Заключительный этап длится 10-15 минут и направлен на восстановление функций организма до исходного уровня. Выполняется медленная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, определяется сердечный ритм и частота дыхания, подводятся общие итоги занятия и дается задание для самостоятельного выполнения учащимися дома.

В каждое занятие по физической культуре должны включаться комплексы оздоровительной и корректирующей гимнастики:

  • общеразвивающие упражнения — 50%;
  • упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, — 30%;
  • упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений органов зрения, — 10%;
  • дыхательная гимнастика — 10%

На каждом занятии должна создаваться благоприятная обстановка, уверенность в том, что учащиеся могут восстановить свое здоровье с помощью физических упражнений. Студенты должны знать и понимать цель того или иного упражнения, что способствует более осознанному и активному обучению и выполнению заданий.

 

Список литературы:

  1. Гаттаров, Р.У. Исследование показателей функционального состояния студентов трех медицинских групп здоровья / Р.У. Гаттаров, Т.В.Потапова, С.М.Зубков и др. // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». — 2007. — №16 (88). — вып.12. — С.43-49.
  2. Панасюк, Н. Б. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой со студентами / Н. Б. Панасюк // Актуальные проблемы совершенствования физического воспитания в учебных заведениях: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции / редкол.: В. К. Пестис [и др.]. – Гродно: ГАУ, 2018. – С.296–300.