ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

20 сентября 6:23

На современном этапе глобализации противодействие таможенным правонарушениям, затрагивающим экономическую и национальную безопасность стран – является главной задачей международного сотрудничества таможенных администраций государств. В частности, результативное взаимодействие таможенных органов осуществляется с помощью следующих форм:

  • взаимный обмен оперативной информацией;
  • принятие документов, регулирующих взаимодействие таможенных органов в области противодействия таможенным правонарушениям;
  • оказание взаимной помощи при расследовании административных и уголовных дел;
  • организация обучения должностных лиц с целью обмена опытом.

Нормализация международного сотрудничества Федеральной таможенной службы (далее ФТС) России с таможенными администрациями других государств способствует урегулированию множества практических проблем: борьба с контрабандой, международная торговля контрафактной продукцией, а так же незаконному перемещению товаров. В настоящее время ФТС Российской Федерации (далее по тексту — РФ) осуществляет взаимодействие с таможенными органами более чем ста государств.

Результативным методом формирования международного таможенного сотрудничества является институт представительства ФТС РФ в иностранных государствах. Так, на сегодняшний день в иностранных государствах действует 21 представительство. Функционирование представительств направлено на урегулирование международных связей и получение сведений о возможности возникновения рисков экономической безопасности. Так, В 2018 году руководство и должностные лица ФТС России приняли участие в крупных международных форумах и конференциях (Российский инвестиционный форум, конференция Ассоциации Европейского бизнеса «Таможня и бизнес: 10 шагов навстречу», Петербургский международный экономический форум, Восточный экономический форум, Московский финансовый форум). В октябре 2018 года был организован Международный таможенный форум – 2018, целью которого была демонстрация положительных аспектов и достижений в работе ФТС России. В форуме приняли участие более 2 000 представителей органов государственной власти и бизнес-сообщества, проведено около 50 мероприятий официально-деловой программы, включая панельные сессии, круглые столы, мастер-классы и презентации[1].
         В целях реализации международных обязательств по пресечению и пресечению оборота контрафактной продукции  Российская Федерация сотрудничает со следующими организациями:

  • Всемирная торговая организация (далее по тексту – ВТО);
  • Всемирная таможенная организация (далее по тексту – ВТамО);
  • Совет Европы (далее по тексту – ЕС);
  • Евразийский экономический союз (далее по тексту – ЕАЭС) и т.д.

Функционирование ВТО позволяет обмениваться данными в рамках правоохранительной деятельности в оперативном режиме. В 2001 году был учрежден региональный узел связи Москва (далее по тексту RILO-Москва), который координирует деятельность правоохранительных органов государств-участников СНГ.  С момента учреждения RILO-Москва были установлены деловые контакты с RILO-Кельн, RILO-Варшава и RILO-AP (Азиатско-Тихоокеанского региона), были организованы работы по сбору информации по задержанию основных видов контрабанды, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядерных, радиоактивных и опасных материалов. RILO-Москва усовершенствовал информационное взаимодействие таможенных администраций. В частности, в июне 2018 г. был подписан Регламент информационного взаимодействия со странами ШОС, который открыл доступ национальным узлам связи Пакистана, Индии и Китая к коммуникационной платформе RILO-Москва. Это дало возможность осуществления обмена информацией о незаконном перемещении контрабандных товаров на более широком уровне.

В рамках конкретных практических результатов RILO-Москва, за 2017 год во взаимодействии с Интерполом, Европейским Бюро по борьбе с мошенничеством, а также управлением ООН по наркотикам и преступности было проведено 10 международных  правоохранительных операций и два правоохранительных аналитических проекта в рамках таможенного сотрудничества. Результатом проведенных операций стало возбуждение таможенными органами РФ 28 уголовных дел и 911 дел об административных правонарушениях. В 2018 году таможенными органами в процессе проведения таможенного контроля лиц, транспортных средств и грузов, оперативно-розыскных мероприятий, как самостоятельно, так и во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, из незаконного оборота было изъято свыше 153 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. По фактам контрабанды наркотических и сильнодействующих веществ и их прекурсоров возбуждено 556 уголовных дел, в том числе 303 дела – по статье 229.1 УК РФ, 253 дела – по статье 226.1 УК РФ[2].

Подразделениями по борьбе с контрабандой наркотиков таможенных органов совместно с российскими правоохранительными органами в 2018 году проведено 105 оперативно-розыскных мероприятий и международных операций «контролируемая поставка», по результатам которых из незаконного оборота изъято более 32 кг наркотических средств.

По итогам международного взаимодействия в 2018 году ФТС России организовано проведение и обеспечено участие подразделений таможенных органов в 17 специальных международных таможенных операциях и проектах, направленных на противодействие ложному транзиту, таможенным правонарушениям в авиационных перевозках, контрабанде наркотиков, стратегически важных и контрафактных товаров, оружия и боеприпасов, валюты, а также табачной продукции. В процессе проведения спецопераций таможенными органами возбуждено 90 уголовных дел и 2 744 дела об АП.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время таможенные органы Российской Федерации во взаимодействии с таможенными администрациями иностранных государств результативно осуществляют  правоохранительную функцию и обеспечивают экономическую и национальную безопасность государств в сложившихся экономических и политических условиях.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/
  2. Антонович Я.А. Международное таможенное сотрудничество // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. — 2016. — № 4. — С. 85-92.
  3. Быданцева Ю.О. Международное таможенное сотрудничество в области выявления, предупреждения, и пресечения правонарушений в таможенной сфере // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2019. — № 9 (36). – С. 489-495.
  4. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27216:-2018-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588 (дата обращения: 04.03.2020).
  5. Очирова, Н. Э. Международное таможенное право : учебник для вузов / Н. Э. Очирова, А. В. Зубач ; под общей редакцией А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 298 с. -(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03480-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/449989 (дата обращения: 04.03.2020).
  6. Таможенный контроль [Электронное издание] : учеб. пособие для студентов вузов / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. — Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018. (Дата обращения: 04.03.2020)
  7. Федеров А.Г.Правовые основы международного сотрудничества таможенных администраций в сфере правоохранительной деятельности // Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. — 2016. — № 8 (8). — С. 18-21.

 

[1] Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году [Электронный ресурс]. URL:

http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27216:-2018-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588 (дата обращения: 04.03.2020).

 

[2] Быданцева Ю.О. Международное таможенное сотрудничество в области выявления, предупреждения, и пресечения правонарушений в таможенной сфере // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2019. — № 9 (36). – С. 489-495.