ТЕРРИТОРИЯ И КЛИМАТ КАК КРИТЕРИИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭЛЕМЕНТ ЮРИДИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

28 сентября 3:55

Правовое регулирование общественных отношений носит разносторонний характер и охватывает большинство сфер деятельности человека. Юридический факт как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения имеет принципиальное значение для реализации права и исполнения обязанностей. Рассматривая  категорию «юридический факт», ученые традиционно выделяют динамическую составляющую в ней: например, Ю.К. Толстой указывает, что юридические факты -это  обстоятельства, с наличием или отсутствием которых норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения[4,с. 13],   А.В. Мицкевич,  называет их   жизненные обстоятельства, с которыми закон, правовые нормы связывают наступление юридических последствий[3, с. 462].  При этом, автор последнего определения, подчеркивает, что юридический факт важен не сам по себе, а важно «его  установление или подтверждение»,   и это «одна из главных задач практической деятельности каждого юриста»[3, с.462].По мнению В.Б. Исакова, юридическим фактом может быть признанным в результате юридической квалификации фактическое обстоятельство[2, с.109]  Предлагая различные классификации юридических фактов  в своей работе, Долинская В.В. выделяет основные виды  следующие: события, действия, сроки, состояния[1, с.98].

Территориальный признак (нахождение и деятельность определенных участников правоотношений в конкретной местности в зависимости от административно-территориального деления, состояния климата) является одном из тех факторов, которые определенным в законе  образом могут влиять на  возможности реализации прав  субъектов правоотношений. С этой точки зрения,  подобный подход находит свое отражение в  мнении Чеговадзе Л.А., которая  настаивает на том, что состояние субъекта, объекта, срока, места происходящего может быть признано правовым, когда обладает определенными свойствами и признаками, которым закон придает определенное значение, с наличием которых связывает определенные правовые последствия[5, с. 152].

 

Если взять в качестве для области исследования отдельную отрасль права или группу смежных отраслей права, то можно отследить определенные тенденции развития правового регулирования и выявить правовые последствия использования территориального признака.

В трудовом законодательстве РФ и законодательстве о социальном обеспечении РФ   содержится достаточно большая группа норм, связанная с территориальным признаком, который в федеральном законодательстве фиксируется различным образом. Предположительно, указание на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности обусловлено преемственностью законодательства со времен существования советского государства.  Так, Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»[6], принятый на заре становления российского государства, осуществляет правовое регулирование правоотношений в отношении граждан, которые находятся в неблагоприятных климатических условиях. Закон регулировал на момент вступления в силу одновременно трудовые, пенсионные, жилищные правоотношения и отношения в сфере социального страхования и на текущий момент претерпел значительные изменения, в большей части нормы закона утратили юридическую силу( из 38 статей действуют 13, из 8 разделов сохранили юридическую силу только 4). Подобные изменения были обусловлены рядом причин, в частности, экономическими, социальными, политическими и правовыми.

Трудовой кодекс Российской Федерации[7] вступивший в силу практически на десять лет позже анализируемого ранее закона, хотя и содержит в тексте термин «районы  Крайнего Севера и приравненные к ним местности»(Глава 50 ТК РФ), помимо этого, называет и иную юридическую категорию «особые климатические условия» , как признак для дифференцированного подхода к регулированию оплаты труда работников( ст.148 ТК РФ).

Статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» [9]  содержит норму о сохранении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Нормами федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ [8] также предусмотрены права на увеличение размера пенсии за счет применения районных коэффициентов (например, ст. ст. 14-17). При этом, в тексте появляется и новый термин (помимо обозначенного нами ранее «районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности»)- «районы с тяжелыми климатическими условиями, требующие дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан». Представляется, законодатель расширил перечень территорий, которые не являются благоприятными или нормальными для жизнедеятельности человека (то есть требуют создания дополнительных условий и предоставления гарантий и компенсаций за проживание и работу граждан в них).

Неоднократно в отношении особых климатических условий и причин необходимости отдельно урегулировать гарантии и компенсации для граждан, проживающих и работающих в них, высказывал Конституционный Суд Российской Федерации. В качестве тех объективных причин, которые вызывает необходимость установления дифференцированного подхода суд называет:

1)негативное воздействие, которое оказывает на здоровье человека проживание и осуществление трудовой деятельности в регионах с особыми климатическими условиями;

  • риск преждевременной утраты трудоспособности;
  • необходимость возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой в особых климатических условиях,
  • выравнивание уровня жизни населения в этих регионах.

При этом в качестве стратегической   цели в этом случае, судебный орган определяет осуществление  в  полной мере  предназначения социального государства путем создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[10].

При изучении нормативных правовых актов регулирующих службу в правоохранительных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ можно  выявить и иные территории, которые с точки зрения федерального законодателя подразумевают создание системы мер социальной  поддержки, например, в виде оплаты проезда к месту отдыха(Порядок оплаты проезда сотруднику уголовно-исполнительной системы, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дислоцированных в субъекте российской федерации, входящем в уральский, сибирский или дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории российской федерации, а также одному из членов его семьи, к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) российской федерации и обратно, утвержденный  Приказом ФСИН России от 24.04.2013 N 207). [11]

Таким образом, в законодательстве РФ появилась новая юридическая категория «местность с неблагоприятными или экологическим  условиями».

Подводя промежуточные итоги по выявлению  территориального признака в качестве фактора влияющего на правоотношения, можно сделать вывод о том, что  он может быть рассмотрен в качестве сопутствующего в юридическом факте, который можно охарактеризовать как состояние субъекта права(физического лица),отражающее территорию, климат и иные объективные обстоятельства, которые отличаются от нормальных в целях  компенсации негативного воздействия на организм человека и членов его семьи, а также снижения рисков снижения трудоспособности и сохранения стабильного социального статуса гражданина.

В качестве тенденции развития законодательства РФ в сфере дифференцированного подхода к территориальному, климатическому признакам необходимо сказать о расширении понимания необходимости предоставления гарантий и компенсаций для граждан, проживающих, работающих и служащих.

Список литературы

1.Долинская В.В. Понятие и классификации юридических фактов: очерк систематизации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 4. С. 91 — 103.

2.Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. -144 с.

3.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003.- 544 с.

4.Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л., 1959.-88с.

5.Чеговадзе Л.А. Основания и условия гражданско-правовых состояний // Экономические споры: проблемы теории и практики. 2002. N 4. С. 150-156.

6.О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях . Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1//Российская газета. № 73.16.04.1993

7.Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2002.№ 1 (ч. 1).Ст. 3.

8.О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.

9.О страховых пенсиях. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ//Собрание законодательства РФ.  2013. № 52 (часть I). Ст. 6965.

10.По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш.Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П//Собрание законодательства РФ. 2017. № 51. Ст. 7913.

11.Об утверждении Порядка оплаты проезда сотруднику уголовно-исполнительной системы, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи, к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно. Приказ ФСИН России от 24.04.2013 № 207//Российская газета. №125. 13.06.2013.