АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

17 июля 6:13

Характер нарушений поведения может быть разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, бродяжничестве, суицидальных тенденциях и т.д.

В академической литературе под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих расстройств – от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений. Широкое толкование этого термина выражается в противоположных тенденциях – под «девиантным поведением» понимают [1, c. 34]:

— систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали;

— социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям;

— специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним.

 

Исходной позицией теоретической модели процесса возникновения девиантных отклонений является положение о том, что данный, относительно долгий, процесс проходит определенные стадии, которые отвечают возрастным и психологическим особенностям учащихся и отражаются в своеобразии взаимодействия условий жизни, развития, общения, деятельности, воспитания учащихся, усиливая или ослабляя влияние формирующих факторов [3, c. 54].

Смысл психолого-педагогического руководства процессом развития системы отношений заключается в том, чтобы организовать систему психологических воздействий с учетом специфики возраста, индивидуально психологических особенностей воспитанников, предупреждая возможные конфликты между воздействиями среды, целенаправленными воспитательными действиями и личностным восприятием ребенком окружающей действительности.

В исследовании определена следующая классификация мотивов девиантного поведения у несовершеннолетних:

1) биологические мотивы, обеспечивающие физиологические потребности;

2) общие «гуманные» мотивы, удовлетворяющие личные нужды родных и близких;

3) корыстные мотивы с целью материального обогащения;

4) инфантильные мотивы, где доминируют гедонистические цели с романтическим и приключенческим оттенком

5) мотивы самоутверждения в рамках реакции подражания референтной группе;

6) агрессивные мотивы, приводящие к хулиганству, актам вандализма, мести, убийствам;

7) мотив страха, возможен в двух вариантах:

а) подчинение в силу психологической зависимости от членов группы или ее лидера и

б) принуждение в силу физической зависимости и прямых угроз расправы.

Именно здесь ярко оказывается борьба мотивов, когда субъект осознает противоправность деяния, но не может управлять своими действиями в полной мере [7, c. 473].

Отмечается неосознаваемая мотивация поведения некоторых несовершеннолетних. Причин неосознаваемых мотивов девиантного поведения много. Это в основном зависит от особенностей личностного развития. Неосознаваемые мотивы были связаны с неадекватной самооценкой личности несовершеннолетнего и, зачастую, с дисгармоничной структурой его личности.

В некоторых случаях неосознаваемая мотивация поведения носит компенсаторный характер, нередко связана с развитием у подростка комплекса неполноценности, наблюдается связь неосознаваемых мотивов поведения с отсроченным во времени действием, закрепленным у подростка с детства психотравмирующего опыта. Незаслуженно жестокое отношение к ребенку, эмоциональная изоляция, неблагоприятный психологический климат семьи, постоянные негативные оценки деятельности и поведения могут оставить свой отпечаток в эмоциональной структуре личности и по определенным условиям порождать соответствующие формы поведения. В психологической литературе встречаются утверждения, что девиантное и делинквентное поведение наблюдается при стремлении к удовлетворению искаженных и деформированных потребностей [5, c. 27].

Склонность к разнообразным нарушениям поведения у подростков обусловливается следующими причинами:

1) акселерация физическая;

2) акселерация социальная;

3) психическая акселерация: стремительное развитие интеллекта и способностей, хотя нередко сохраняются почти детские интересы, чувство ответственности, большая податливость случайным воздействиям, эмоциональная неустойчивость.

Возникает диспропорция между акселерацией и социальным статусом, между физическим развитием и некоторыми формами психического созревания. Пубертатная дестабилизация нервно-психического состояния способствуют возникновению специфических поведенческих реакций:

1) реакция эмансипации;

2) реакция группирования — стремление к группированию со сверстниками;

3) реакция увлечения — может достигать степени нарушения поведения в силу чрезмерной интенсивности (забрасывается обучение, все дела), или в силу необычности и даже асоциального содержания самых увлечений (например, коллекция патронов, которые не разорвались);

4) реакции, обусловленные сексуальными влечениями, которые формируются, — онанизм, ранние связи, промискуитет, преходящий гомосексуализм и др.

Важнейшую роль в жизни подростков играет коллектив. Ведущим мотивом их деятельности является стремление занять достойное положение среди сверстников, найти верного друга. На их самосознание, самооценку решающее влияние оказывает мнение товарищей, а не учителей и родителей.

Статус школьника в коллективе определяется, прежде всего, его личностными качествами. Наиболее авторитетным в общении школьникам присущие хорошие способности в сочетании с такими качествами, как коммуникативность, верность в дружбе, эмоциональная уравновешенность. К числу неблагоприятных качеств относится аффективность, что проявляется в драчливости, упрямстве [6, c. 710]. Нетрудно понять, почему в особо трудном положении находятся подростки, вовлеченные в замкнутую систему неблагоприятных обстоятельств, которую они самостоятельно порой не способны разорвать. Сложившееся отрицательное отношение к нормам коллективной жизни, негативные навыки и привычки поведения, сочетаются с недостатками коммуникативных качеств, затрудняющих их положение среди сверстников.

В таких условиях невозможность самоутверждения положительным путем толкает ребенка на негативное самоутверждение. Это, в свою очередь, вызывает соответствующие санкции со стороны педагогов (и нередко со стороны коллектива) и приводит к тому, что авторитет школьника, и без того неудовлетворительный, падает еще больше. Если младший школьник только переживает, но слабо осознает свое неблагоприятное положение в коллективе, то младшие подростки в определенной степени понимают неблагополучие своих отношений. Пытаясь заполнить вакуум общения, они вынуждены искать новые связи в сфере свободного общения. Опасность пребывания подростков в таких группах заключается в том, что здесь они имеют возможность удовлетворить примитивные потребности, сформированные ранее в результате неблагоприятных условий жизни [4, c. 27].

Если доминанта отклонений у младших подростков заключается в искривлении представлений о социальных нормах жизни детского коллектива и в возникновении негативных привычек поведения, то у старших подростков возникают отклонения в представлениях о значимости общественных норм поведения.

Поступки старших подростков чаще всего достаточно глубоко осознаются с точки зрения последствий. Это еще не антисоциальное поведение, когда личность сознательно идет на конфликт с социально-правовыми нормами общества. Но это уже асоциальное поведение в том смысле, что старшие подростки могут нарушать нормы поведения общества, перенося на него свое негативное отношение к нормам жизни первичного воспитательного коллектива. К числу доминирующих факторов относится психологическая изоляция в коллективе.

Для старших школьников характерен повышенный интерес к общению с преподавателями. Однако это не то стремление, которое свойственно подросткам. Если младшему школьнику и младшему подростку общение с педагогами необходимо прежде всего ради познания самого себя, то старшим подросткам и старшим школьникам важно глубже проникнуть в мир человеческих отношений. Поэтому они стремятся найти контакты не со всеми преподавателями, а только с теми, кто действительно сможет удовлетворить их интеллектуальные запросы. Определяющим здесь является соответствие мыслей, высказываний педагога его конкретным делам. Это и является для старших школьников главным критерием ценности полученной от учителя информации, в конечном итоге определяет отношение не только к педагогу, но и к старшим вообще, общественным нормам и правилам в целом. На этой стадии нельзя говорить о негативном отношении к общественным нормам поведения, к моральным ценностям общества. Здесь имеет место сомнение в их объективной значимости в личностном плане [3, c. 54].

Старшие школьники, склонные к девиантности, четко понимают, что моральные нормы общества необходимы и важны.

Представленные психологические портреты детей «группы риска», в будущем пополняют ряды правонарушителей и преступников, позволяют вовремя применить научно обоснованные формы коррекционной работы, тем самым обеспечивая профилактику девиантного поведения [2, c. 73].

Выводы. Подытоживая, можно отметить, что изучение особенностей становления личности, развития его физических и духовных качеств на разных этапах онтогенеза усматривается важным не только в теоретическом аспекте, но и в практическом.

Теоретические исследования особенностей аномального психического развития детей на разных возрастных этапах раскрывают динамику формирования девиантных новообразований в «латентный» период и предоставляют возможности их эффективного выявления, учета и коррекции.

 

Список использованной литературы

 

  1. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления / Ральникова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2015. – №3. – С. 34-41
  2. Дроздецкая И.А. Психология девиантного поведения Учебно-методическое пособие / И.А.Дроздецкая. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. – 108 с.
  3. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 1. – С.54-60.
  4. Родермель Т.А. Девиантное поведение подростков: философский и клинико-психологический аспекты / Т.А.Родермель. – М.: Научный инновационный центр Международный институт стратегических исследований, 2019. – 70 c.
  5. Стуканов В.Г. Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних / В.Г.Стуканов. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2019. – 146 с.
  6. Тараненко А.Н., Идрисова Я.А. Суицидальная настроенность молодежи как социально- психологическая проблема общества // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 710–713
  7. Фетискин Н.П. Трудные дети / Н.П.Фетискин, В.В.Козлов. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2018. – 544 с.