ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЕДОНИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

31 октября 6:09

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил детально   рассмотреть феномен ангедонии и его компонентов. Ангедония – утрата или отсутствие переживания положительных эмоций, включающее в себя 3 основных компонента: физический, социальный и интеллектуально – эстетический.

На основании феноменологического подхода в структуре ангедонии выделяются следующие компоненты:

  • Физический компонент связан с уменьшением или потерей положительного восприятия и привлекательности стимулов, связанных с основными органами чувств. Характеризуется снижением или утратой позитивного компонента при прослушивании приятных звуков, ощущении запахов, восприятии вкуса, при тактильных ощущениях.
  • Социальный компонент связан со снижением или отсутствием переживания положительных эмоций при общении. Люди с выраженным социальным компонентом не получают удовольствие от материальных благ (заработка, покупок, подарков), продвижения по службе или социальному уровню жизни. Общее ощущение безразличия – утрата привлекательности сторон и радостей от самой жизни.
  • Интеллектуально – эстетический компонент включает снижение или утрату приятных впечатлений от пребывания на природе; ранее привлекательных видов искусств; утрата мотивации к занятию личного хобби (спорт, коллекционирование, рукоделие и т.п.).
  • Консуматорный компонент связан с утратой интереса к совершению какой-либо деятельности и её результатам.
  • Антиципационный компонент – это неспособность предвкушать однозначно приятные события, которые могут произойти.

Способность человека испытывать положительные эмоции (гедония) является врождённой. Социальная ангедония же приобретённое социальное образование личности, которое формируется в социальной среде. В концепции антиципации удовольствия, в которой главным побудителем к действиям, определяющим целеустремлённые поступки, полагают ожидания предстоящего вознаграждения или предвкушения успеха. Отсутствие такого предвидения, ожидания позитивного результата связывают с высокими показателями социальной ангедонии. Субъект, имеющий высокий уровень социальной ангедонии не обладает способностью правильно выстраивать взаимодействие, не получают удовольствие от материальных благ, не продвигаются по службе и социальному уровню жизни, теряют радость от самой жизни.

В подростковом возрасте проявления социальной ангедонии играет большую роль, и пагубно влияет на личность, так как, согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, ведущая деятельность в подростковом возрасте – это общение со сверстниками. Находясь в ситуации постоянного стремления к общению, подростку необходимо активно обучаться выстраивать отношения с другими, обретая новый умения и навыки, получая новый опыт, расширяются представления о других людях, что приводит к анализу их поведения. Посредством полученного нового опыта, подросток начинает адекватно определять, как ему нужно вести себя с теми или иными людьми, находить пути разрешения и выхода из конфликтных ситуации. Если этого не происходит и проявляются признаки социальной ангедонии, то это может привести подростка к одиночеству, депрессии или даже шизофрении.

 

Используемые источники

  1. Рычкова О.В. Нарушения социального интеллекта при шизофрении: дисс. … докт. психол. наук. М., 2013 478 с.;
  2. Степанов. И.Л. Значение ангедонии в прогнозе социально ­ психического   функционирования больных депрессиями. // Материалы 13 съезда психиатров России, 10 ­ 13 декабря, Москва, 2000 г., ­ С. 64;
  3. Холмогорова А.Б. Шизофрения. Глава 2 // Клиническая психология. Т. 2 Частная патопсихология: монография / Под ред. А.Б. Холмогоровой. М.: Издательский центр Академия, 2012 С. 37—127;
  4. Холмогорова А.Б., Рычкова О.В. Нарушение социального познания — новая парадигма в исследованиях центрального психического дефицита при шизофрении. М.: Изд-во «Форум», 2016 288 с.;
  5. Холмогорова А.Б., Рычкова О.В. Нарушение социального познания — новая парадигма в исследованиях центрального психического дефицита при шизофрении. М.: Изд-во «Форум», 2016 288 с.