Теоретические аспекты управление дебиторской задолженностью предприятия

21 мая 9:09

Суть отношений и работы с дебиторской задолженностью уже во многом заложена ее концепцией. В литературе у разных авторов она определяется как:

  1. Сумма задолженности перед предприятием и возникшая в результате хозяйственной деятельности. Часть оборотных средств предприятия; из-за компании, но еще не получил средства. Эта формулировка сразу напоминает нам о проблеме проблемы и аспекте задолженности. Это именно то, что, по сути, можно получить без прикрас и маркетинговых объяснений.
  2. Возникновение дебиторской задолженности – результат развития кредитной системы и, в частности, ее первоначальной формы – коммерческого займа или отсрочки платной поставки товаров и оказания платных услуг. Но эта версия уже показывает другую сторону дебиторской задолженности. Для клиента это важнее, а для нас – прекрасный язык, который вносит более позитивный контекст в обсуждение этого вопроса и работы с ним во взаимодействии с клиентом.
  3. Дебиторская задолженность – это требования компании по отношению к другим компаниям, организациям или клиентам по получению денег, доставке товаров или оказанию услуг. Здесь речь идет о самой значимой части процесса, которая подразумевает всю последовательность событий для получения задолженности компании.

 Согласно стандартам бухгалтерского учета дебиторская задолженность представляет собой сумму задолженности должников перед предприятием на определенную дату. Должниками могут быть как юридические, так и физические лица, которые должны предприятию денежные средства, их эквиваленты или другие активы. Согласно бухгалтерскому учету, можно определить сумму на любую дату, но обычно эта сумма определяется на отчетную дату.

 Дебиторская задолженность может рассматриваться в трех смыслах: во-первых, как средство погашения долга, и, во-вторых, как часть продуктов, проданных клиентам, но еще не оплаченных, и, в-третьих, как один из элементов текущих активов, финансируемых за счет собственных или заемные средства.

 Оборотный капитал компании состоит из следующих компонентов:

  • наличными;
  • дебиторская задолженность;
  • инвентарь;
  • работа в процессе;
  • расходы будущих периодов.

 Поэтому дебиторская задолженность является частью оборотных средств организации.

Условием обеспечения финансовой устойчивости организации является превышение дебиторской задолженности над кредиторской. Другими словами, дебиторская задолженность может быть определена как текущий актив предприятия, возникающий в его маркетинговой деятельности и характеризующий отношение контрагентов к оплате.  на стоимость полученных товаров (работ, услуг).  Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном состоянии. В бухгалтерском учете дебиторская задолженность, как правило, понимается как право собственности, являющееся одним из объектов гражданских прав.

Право организации на получение определенной суммы денег, товаров или услуг от должника является имущественным правом, а имущественные права являются одним из видов имущества, поэтому дебиторская задолженность является частью имущества организации.

Дебиторская задолженность возникает, когда организация выполняет финансовые и деловые операции, связанные с движением запасов, денежных средств или определенных обязательств.  Кроме того, дебиторская задолженность возникает при учете суммы задолженности по взносам учредителей и участников, а также по суммам к получению в рамках финансирования различных мероприятий.

Под дебиторской задолженностью понимается сумма задолженностей, принадлежащих организации со стороны других фирм, предприятий, компаний, а также граждан, являющихся их дебиторами, что соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта [1].

Дебиторская задолженность появляется в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. В зависимости от сроков погашения, дебиторская задолженность делится виды:

  • долгосрочная – погашаемая более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
  • краткосрочная – погашаемая в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Управление дебиторской задолженностью заключается в проведении анализа сравнения величин дебиторской и кредиторской задолженностей. В финансовом положении предприятия крайне необходимо, чтобы кредиторская задолженность превышала дебиторскую задолженностью. Также, управление дебиторской задолженности – это создание резервов по сомнительным долгам и анализ непогашенных платежей дебиторами.

С точки зрения Бланка А.И., Бочарова В.В., Ковалева В.В. и других авторов, дебиторскую задолженность можно определить, как сумму задолженности в выгоду предприятия, которую можно представить, как финансовые обязательства физических и юридических лиц по расчетам за работы и услуги, товары и т.п.», также как часть имущества, часть выручки, активов хозяйствующего субъекта, но одновременно сопровождается высоким риском невозврата долгов [2, 3, 4]. С 2011 года организации обязуются применять ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», устанавливающее порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности организаций оценочных обязательств [5]. В соответствии с данным Приказом Минфина РФ, предприятия обязаны создавать в бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам, который является оценочным значением. Резерв должен создаваться при наличии не только дебиторской задолженности за поставленные товары и материалы, но и под выданные займы и авансы, и прочие виды дебиторской задолженности. Если организация отказывается создать резерв по некоторым задолженностям в бухгалтерском учете, это может быть сочтено, как грубое нарушение правил учета доходов и расходов.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3796-3.PNG

Рис. 1. Виды дебиторской задолженности по контрагентам [6].

Дебиторская задолженность образовывается под влиянием различных факторов. Для того, чтобы управлять дебиторской задолженностью предприятию требуется проводить анализ информации о дебиторах и их платежах, иметь обновленные данные о предоставленных, но неоплаченных на данный момент времени счетах, отслеживать крайние сроки неоплаченных платежей по каждому из счетов; прослеживать кредитную историю покупателя/потребителя, поэтому главным элементом исследования и управления дебиторской задолженностью является ее анализ.

На сегодняшний день, вызванное замедление платежного оборота возрастанием дебиторской задолженности на предприятиях, негативно характеризует экономическое развитие страны. Поэтому, предприятию нужна оптимизация дебиторской задолженности и обеспечение своевременной инкассации долга, чтобы эффективно управлять дебиторской задолженностью.

Для достижения результативности в управлении дебиторской задолженностью рекомендуем следующее [7].

  • контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности;
  • стимулирование покупателей к досрочной оплате счетов;
  • классификация дебиторов по величине закупок, срокам оплаты истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты и впоследствии своевременный их пересмотр с учетом мониторинга спроса на продукцию, дебиторов, нарушающих сроки оплаты облагать процентом их просроченные платежи;
  • создание широкого круга достоверных покупателей/потребителей, что позволило бы понизить возможную неуплату крупных дебиторов;
  • слежение за соотношением дебиторской задолженности над кредиторской задолженностью;
  • страхование кредитов;
  • ужесточение кредитной политики в условиях дефицита товара, обычно, в такие периоды предприятие, может диктовать свои условия, как продающий;
  • использование факторинга в расчетах.

Необходимо, чтобы на предприятии специалисты проводили анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения либо по периоду оборачиваемости с установленной периодичностью. Такой процесс подробного анализа позволяет спрогнозировать поступления средств, определить дебиторов, к которым необходимо применить дополнительные усилия к возвращению долгов, также провести оценку эффективности управления дебиторской задолженностью. Определяются доли дебиторов, с сомнительной задолженностью в полной сумме, а также дебиторы с каждого из видов по срокам возникновения, т.е. нужно рассматривать динамику изменения для каждой составляющей. Для снижения доли сомнительной дебиторской задолженности решается вопрос о списании безнадежной дебиторской задолженности, что могло бы привести к повышению ликвидности оборотных активов.

Определение сроков предоставляемого покупателям кредита – является одним из главных моментов в управлении дебиторской задолженностью, которое оказывает большое влияние на объемы продаж и получение денежных средств. А его продление, может повлечь за собой расходы дополнительных и встроенных услуг. Необходимо производить оценку платежеспособности контрагента, учитывать насколько он честный, финансовое положение (устойчивость) и имущественное обеспечение. Перед предоставлением кредита нужно тщательно проводить анализ финансовых отчетов контрагента. Предприятию также необходимо быть осторожным в отношении таких клиентов, которые ведут свою предпринимательскую деятельность меньше одного года, поскольку сравнительно большая часть таких коммерческих предприятий зарываются в течение первого периода. Предприятию также можно воспользоваться комплексом финансовых услуг, таких как факторинг. Факторинг предполагает собой возможность перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это сможет привести к чистой экономии, но при сделке факторинга возможно, что может раскрыться конфиденциальная информация.

Также, можно защитить предприятие от непредвиденных финансовых потерь страхованием кредитов. В данном случае, защита страхованием требует оценку ожидаемых средних потерь безнадежного долга, финансовую способность предприятия выдержать потери и стоимость страхования.

Для того, чтобы предупредить на предприятии возникновение задолженности возможно применение управления с установлением кредитных лимитов. Это предельно допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для предприятия, так и по каждому контрагенту пропорционально части выручки за предыдущий период в общем объеме продаж по предприятию и утверждаться генеральным директором. [8]

 

Список использованной литературы

  1. Дебиторская задолженность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--80abeb1breebrggmb.xn--p1ai/bankrotstvo-ooo/debitorskaya-zadolzhennost/ (Дата обращения: 05.03.2020 г.)
  2. Бланк И.А. Управление активами. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2002. –720с.
  3. Бочаров В. В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. М.: Финансы и статистика, 2001. 144 с.
  4. Ковалев, В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 512 с.
  5. Приказ Минфина РФ от 13 декабря 2010 г. N 167н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12182729/#ixzz6G1Mlrb9ahttp://base.garant.ru/12182729/#ixzz6G19lgCzP (Дата обращения: 05.03.2020 г.)
  6. Что такое эффективное управление дебиторской задолженностью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fd.ru/articles/52113-sqk-15-m9-effektivnoe-upravlenie-debitorskoy-zadoljennostyu (Дата обращения: 05.03.2020 г.)
  7. Теоретические основы финансового менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/sOpK0yTlgTk/all.html (Дата обращения: 05.03.2020 г.)
  8. Управление дебиторской задолженностью. Ключевые моменты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketch.ru/notes_on_marketing/accounts_receivable/management_receivables/ (Дата обращения: 06.03.2020 г.)