СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ЕДИНОБОРСТВАХ, ИГРОВЫХ И ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА.

17 февраля 7:44

Учебно-тренировочный процесс реализуемый в группах спортивного совершенствования в высших учебных заведениях включает интегральную подготовку спортсменов и наряду с педагогическими средствами подготовки содержит психологическую подготовку и психологическое сопровождение. По нашему мнению одним из эффективных способов психологического сопровождения спортсменов, наряду с оперативным контролем текущего состояния, является проведение данной работы с учетом индивидуально-типологических особенностей спортсменов. Несмотря на то, что изучению индивидуально-типологических различий спортсменов было посвящено достаточное количество научных работ выдающихся ученых, в своем исследовании мы склонны придерживаться теории ведущих тенденций Л.Н. Собчик, которая на наш взгляд наиболее органично и емко способна раскрыть суть рассматриваемой проблематики.

Концептуальная основа теории ведущих тенденций базируется на взглядах о том, что личностные характеристики генетически детерминированы и определяют свойства нервной системы и гормональный статус человека. На этой основе в онтогенезе человека формируются темпераментные особенности. На базе темпераментных особенностей в процессе взаимодействия с окружающей средой у человека развиваются спецфические черты характера. И уже на этом фундаменте в процессе самопознания и самореализации формируется высший уровень – морально-нравственные устои, жизненные смыслы и т.д. Таким образом, личность с позиции Л.Н. Собчик представляет собой продукт взаимодействия генетического, социального факторов и собственно активного личностного начала, характеризующегося индивидуальной избирательностью по отношению к явлениям окружающего мира, а также собственным стилем усвоения полученной информации. В основе такой индивидуальной избирательности лежат индивидуально-типологические особенности – ведущие тенденции.

Согласно Л.Н. Собчик ведущая тенденция – это «дефиниция, включающая в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства». Необходимо отметить, что личностное свойство Л.Н. Собчик понимается широко и включает в себя особенности мотивационной и эмоциональной сферы, когнитивный стиль, коммуникативные свойства.

В своем подходе Л.Н. Собчик выделяет восемь основных тенденций, представляющих собой пары полярных характеристик: агрессивность – тревожность; спонтанность – сензитивность; интроверсия – экстраверсия; ригидность – эмотивность. Комбинации наиболее выраженных ведущих тенденций очерчивают четыре характерных для человека типа личности, каждый из которых характеризуется определенным когнитивным стилем – индивидуальным стилем восприятия и переработки информации: 1 тип (максимальные интроверсия, сензитивность и тревожность) — абстрактно-аналитический когнитивный стиль; 2 тип (максимальные тревожность, эмотивность и экстраверсия) — наглядно-образный когнитивный стиль; 3 тип (максимальные интроверсия, ригидность и агрессивность) — формально-логический и 4 тип (максимальные экстраверсия, спонтанность и агрессивность) — целостный, интуитивный когнитивный стиль

Соотнесение подхода Л.Н. Собчик с психологическими характеристиками деятельности в разных видах спорта позволило нам обосновать предположительное наличие определенных индивидуально-типологических качеств спортсменов, которые предрасполагают их к максимальной эффективности в определенном виде спорта.

К циклическим видам спорта (бег, лыжные гонки), на наш взгляд, наиболее органично будут подходить лица 3-го типа по Л.Н. Собчик, обладающие максимальной выраженностью интроверсии, ригидности и агрессивности. Выраженная ригидность на фоне сильного типа нервной системы будет предрасполагать к выполнению длительных монотонных нагрузок характерных для данного вида спорта. Рассматриваемый вид спорта предполагает индивидуальную спортивную деятельность, не требующую взаимодействия в коллективе, в следствии чего будет наиболее приемлем для лиц с выраженной интроверсией. Учитывая, что данный вид спортивной деятельности не носит экстремального характера, он наиболее приемлем для лиц 3-го типа, характеризующегося ригидностью установок, наибольшей устойчивостью мотивационной направленности.

В следствии того, что циклические виды спорта в большей степени предполагают наличие определенного, достаточно жестко зафиксированного плана поведения спортсмена, не предполагающего учета постоянно резко меняющихся внешних факторов они будут в большей степени подходить представителям третьего типа, для которых характерен формально-логический когнитивный стиль, предрасполагающий к наличию жестких стереотипов, а также лучшему восприятию и переработке информации в виде схем и алгоритмов.

К игровым видам спорта (футбол, волейбол) по нашему мнению предрасположены лица 2-го типа по Л.Н. Собчик. Поскольку игровые виды спорта предполагают работу в группе, то для данной категории спортсменов оптимальным будет наличие выраженной экстраверсии, лежащей в основе потребности спортсмена работать в команде. Необходимость работы в постоянно меняющихся условиях среды требует от спортсменов игровых видов спорта подвижности нервных процессов, которая присутствует у лиц второго типа (выраженная лабильность). В целом выраженная лабильность, тревожность и экстравертированность составляют предиспозицию для формирования наглядно-образного когнитивного стиля, представители которого нуждаются в эмоциональном компоненте при обработке информации из окружающей среды, что хорошо реализуется в игровых видах спортивной деятельности.

К единоборствам (самбо, дзюдо, рукопашный бой) в большей степени предположительно подходят лица 4-го типа по Л.Н. Собчик. Так, выраженная спонтанность в совокупности с опережающим типом мышления, отсутствием склонности к длительным размышлениям и предрасположенностью к активным действиям позволяет стремительно, в том числе и на интуитивном уровне, реагировать на действия соперника и производить атаку.

Целостное схватывание и усвоение информации из окружающей среды, при котором по отдельным деталям возможно восстановление общей картины мира, при отсутствии детального анализа ситуации, в совокупности с характерной для данного стиля оптимистичностью, проявляется в виде склонности лиц данного типа к риску, что также органично вписывается в психологическую характеристику единоборств как вида спортивной деятельности.

Таким образом, теория ведущих тенденций Л.Н. Собчик позволяет описать наиболее благоприятствующие различным видам спорта типы лиц, что целесообразно использовать при формировании групп спортивного совершенствования по различным видам спорта и определении состава команд по игровым видам, а также при психологическом сопровождении спортсменов специализирующихся в игровых и циклических видах спорта и спортивных единоборствах.

Список литературы.

  1. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб.: Питер., 2012.-352 с.
  2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. / Л.П. Матвеев. – СПб, 2005. – 378 с.
  3. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — СПб., 2008. – 624 с.