ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫДАЧИ ЛИЦА ДЛЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

7 января 10:52

Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора представляет собой одну из форм межгосударственного взаимодействия по передаче лица, совершившего преступления, и осуществляется в соответствии с нормами, закрепленными в международных договорах и внутригосударственном законодательстве. Прежде всего, нормативную основу правового регулирования выдачи лиц составляют: международные договора, конвенции, соглашения; национальное законодательство по вопросу оказания международной правовой помощи. Так, Россией ратифицированы многосторонние международно — правовые акты по вопросам выдачи с большинством стран мира. Приведем, например, Минскую конвенцию 1993 года, раздел 4 которой посвящен вопросам  выдачи лиц. Также Европейская конвенция «О выдаче» 1957 года, ратифицированная Россией в 1999 году, в которой закреплен принцип ее приоритета по отношению к положениям иных двусторонних соглашений.

При этом, при отсутствии заключения международно – правовых актов с другими странами, государствами будут применяться принципы международного сотрудничества – речь идет о правилах взаимности.

На уровне национального законодательства РФ не вполне полное урегулирование вопросов касаемо процедуры выдачи лица вызывает определенные трудности, несмотря на то, что приоритет отдается международным источникам. Так, или иначе, правовое регулирование выдачи лица отсылает на нормы российского законодательства, отраженные:

— в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, в которой закрепляется правило о запрете выдачи российских граждан другому государству;

— в ч. 1 — 2 ст. 13 УК РФ, согласно которой граждане РФ не подлежат выдаче другому государству, на территории которого им было совершено преступление. Относительно иностранных граждан, совершивших преступление за пределами РФ и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы другому государству в соответствии с соответствующим международным договором;

— так как ведущую роль по осуществлению выдачи выполняют органы Генпрокуратуры РФ, следовательно, при осуществлении своих непосредственных полномочий они руководствуются своими внутриведомственными актами;

— в ст. 460 – 468 УПК РФ, посвященным процедуре выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора и именно с данного источника — тема международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства получила наиболее детальную нормативно-правовую базу;

Проанализировав положения главы 54 УПК РФ,[1] выявлены следующие пробелы в правовой регламентации института выдачи лица:

— законодательно не определено понятие «выдача преступников», и в научных кругах расходятся мнения относительно понимания данного термина, в связи с чем целесообразно в целях устранения противоречий было бы внести дополнения в ст. 5 УПК РФ, закрепив его общее понятие.

— не предусматриваются образцы процессуальных документов, что в свою очередь может создать существенные затруднения в процессе составления запроса на осуществление выдачи лица, и как следствие в нем может не содержатся вся необходимая информация, что непроизвольно продлевает саму процедуру и нарушает права и свободы гражданина.

— не находит своего отражения существенное условие касаемо требования о языке, на котором должен быть составлен запрос о выдаче.

— отсутствует информации о необходимости осуществления качественного перевода текста на языки договаривающихся государств.

— не определяются максимальные сроки рассмотрения запроса о выдаче лица другому государству.

— отсутствует указание на то, кто из правоохранительных органов должен составлять запросы о выдаче и направлять их в Генпрокуратуру.

Нельзя не взять во внимание и мнения ученых о том, что в УПК РФ существуют пробелы в правовой регламентации ряда вопросов, касаемо выдачи лиц. Так, Строганова А.К.,[2] находит противоречия между некоторыми нормами международных конвенций и российского законодательства, что затрудняет на ее взгляд процедуру выдачи лиц.

Возможно, это вызвано не только недоработками норм УПК РФ, но и  отсутствием единого акта, который бы регулировал данную процедуру наиболее подробно, устранив возможно противоречия и недоработки нынешнего законодательства. Заметим, что, к примеру, Франция, Англия, США, Финляндия уже обладают такими специализированными законами, учитывая, прежде всего национальные интересы своего государства.

Неоднократно российскими учеными поднимались дискуссии и вносились предложения о закреплении выдачи лица в едином федеральном законе, однако этого так и не сделано. При этом, Минюстом РФ в 2013 году уже был подготовлен законопроект ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ»,[3] касающийся урегулирования процедуры выдачи по запросу иностранного государства, однако в Госдуму он так и не внесен.

Выдача лица — сложный процесс, подпадающий в большей степени, в отличие от конституционного, уголовного права, под действие уголовно – процессуального законодательства.  В связи с чем, полагаем, что целях устранения возникших противоречий в уголовно — процессуальном законодательстве, целесообразно подготовить проект единого специализированного закона о выдаче, положения которого бы регулировали сферу международного сотрудничества, и наиболее детально саму процедуру его осуществления. Либо же решить данную проблему путем внесения соответствующего ряда поправок в действующие нормы УПК РФ, ведь недостаточная его регламентация на законодательном уровне снижает с каждым разом эффективность своей реализации на практическом уровне.

Таким образом, нормативное урегулирование правового института выдачи на внутригосударственном российском уровне еще до конца не сложилось, и, безусловно, требует комплексного и глубокого понимания, установления закономерностей и тенденций его развития с позиций теории уголовного процесса.

Использованные источники:

  1. Ugolovno-processual’nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001 N 174-FZ (red. ot 27.12.2019, s izm. ot 30.01.2020) // opublikovan v «Rossijskoj gazete» ot 22 dekabrya 2001 g. N 249.
  2. Proekt Federal’nogo zakona «O vnesenii izmenenij v UPK RF» (podg. Minyustom Rossii) // [Elektronnyj resurs] — SPS «Konsul’tant Plyus» (data obrashcheniya – 21.02.2020).
  3. Stroganova A.K. Usloviya i osnovaniya otkaza v vydache // Rossijskij sledovatel’. – 2002. — № 3. S. 12.

 

[1] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 30.01.2020) // опубликован в «Российской газете» от 22 декабря 2001 г. N 249.

[2] Строганова А.К. Условия и основания отказа в выдаче // Российский следователь. – 2002. — № 3. С. 12.

[3] Проект Федерального закона «О внесении изменений в УПК РФ» (подг. Минюстом России) //  [Электронный ресурс] — СПС «Консультант Плюс» (дата обращения – 21.02.2020).