ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

21 мая 5:10

Франчайзинг, как одна из форм ведения бизнеса, используется многими странами с рыночной экономикой. В России его начали применять в 1990х годах после краха социалистической системы. Во многом этому способствовали открытие границ и приход на российский рынок иностранных компаний.

Несмотря на то, что Россия уже почти 30 лет идет по пути рыночных преобразований, масштаб развития франчайзинга в стране по-прежнему отстает от Европы и США, и на то есть несколько причин. Это и непростая ситуация с поддержкой малого и среднего предпринимательства, и непонимание бизнес-сообществом и государством тех экономических и финансовых выгод, которая несет в себе эта модель, и прочие факторы.

Сильной стороной этой формы организации бизнеса является широкий спектр выгодополучателей: для начинающего предпринимателя — шанс запустить свое дело с меньшим риском прогореть и возможность получать стабильный доход, для крупных компаний — расширение сфер влияния и экспансия на собственном и зарубежном рынках, а для государства — наличие в руках проверенного временем отлаженного инструмента поддержки бизнеса.

Вопреки существующим проблемам, связанным с развитием франчайзинга в России, уже больше отечественных компаний обращается к этой форме ведения бизнеса. Бесспорно, ее внедрение в экономику страны будет расти, чем некоторые предприниматели пользуются уже сейчас.

Кроме того, находящийся в движении процесс глобализации мировой экономики усиливает внутреннюю и внешнюю конкуренцию. А это означает, что фирмы должны гарантировать своим потребителям одинаково высокий уровень качества продукции независимо от масштабов ее распространения.

Сущность франчайзинга заключается в том, что крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания (франчайзер) заключает договор с мелким самостоятельным предприятием (франчайзи) о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании (франшиза).

В последние годы динамика развития франчайзинга в России показывает рост, и далее это будет продемонстрировано. По данным сайта Franshiza.ru, 2019 год оказался очень благоприятным для возникновения новых франчайзеров. По большей части это молодые региональные проекты. По итогу года рынок франчайзинга вырос на 16%, а рост интереса покупателей к франчайзингу составил 10%.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3618-1.PNG

Рис. 1. Количество франшиз в России (на начало года)

 

Известно, что многие сети занимаются распространением франшиз в пассивном режиме, не инвестируя средства для привлечения новых партнеров. По итогу 2019 года объем рынка франчайзинга в России оценивался в 2,8 триллионов рублей, а количество занятых во франчайзинговых сетях — в 1,4 млн. человек.

Большинство компаний-франчайзеров в России — это отечественные концепции. В территориальном разрезе 73% из них представлены в регионах, а остальные 27% — в Москве. Столичные компании удерживают такой процент по большому счету из-за новых предложений от уже действующих франшиз.

Что интересно, 48% отечественных франчайзеров, которые активно занимаются развитием своих сетей, имеют филиалы, представленные за пределами России. В основном это страны-соседи: Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и другие. Растет количество франчайзеров, выходящих на рынки Европы, Ближнего Востока и Азии.

Быстрее всего в плане франчайзинга в стране развивается сегмент оказания услуг населению. Сегмент общепита растет благодаря существующим концепциям фаст-фуда. Тяжелее обстоят дела в сегменте розничной торговли, который имеет тенденцию к сокращению.

Рис. 2. Структура франчайзинга в России на начало 2020 года

 

Можно констатировать, что рынок франшиз «молодеет» — средний возраст франшизы на отечественном рынке составляет 4 года. При этом средний возраст компании, запускающей свою франшизу (с момента создания до предложения франшизы другим) — 3 года.

Если взглянуть на финансовую сторону вопроса и оценить инвестиционный потенциал заинтересованных в приобретении франшиз лиц, то можно отметить, что покупатели франшиз в основном готовы тратить на нее до 1 млн. рублей, что является альтернативой банковским кладам и наемному труду.

Рис. 3. Бюджет покупателей франшиз (на начало 2020 года)

 

Если оценивать спрос на франшизы, то можно заметить, что в нем доминирует сфера услуг — 46%.

Рис. 4. Сферы интереса покупателей франшиз в России,
на начало 2020 года

 

Таким образом, для развития франчайзинга в России имеются большие возможности. Представленная статистика демонстрирует тенденцию к росту франшиз, а покупатели готовы тратить больше средств на их приобретение. При этом государство должно продолжать работу по поощрению заключения франчайзинговых сделок и совершенствовать нормативно правовую базу.

 

Список литературы:

  1. Иванов Г.Г. Франчайзинг в торговле: учебное пособие. — М.: ИД Форум, Инфра-М, 2018. — 1004 с.
  2. Официальный сайт Российской Ассоциации Франчайзинга. URL: rusfranch.ru (дата обращения: 08.03.2020).
  3. Франшиза.ру — каталог франшиз, сотни предложений франчайзинга. URL: franshiza.ru (дата обращения: 09.03.2020).

 

References:

  1. Ivanov G.G. Franchajzing v torgovle: uchebnoe posobie. — M.: ID Forum, Infra-M, 2018. — 1004 s.
  2. Oficial’nyj sajt Rossijskoj Associacii Franchajzinga. URL: rusfranch.ru (data obrashhenija: 08.03.2020).
  3. Franshiza.ru — katalog franshiz, sotni predlozhenij franchajzinga. URL: franshiza.ru (data obrashhenija: 09.03.2020).