ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

22 июня 4:39

В настоящее время в эпоху информационной глобализации проблемы нравственного воспитания остро обсуждается. Возникает вопрос: «почему уделяется особое внимание именно нравственному воспитанию?». Эта тема рассматривается в работе А.З. Рахимова, который утверждает, что «Природа дала человеку 2 оружия — интеллектуаль­ное   и   нравственное.   Просвещенный,   интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает чувства человека. Нравственность человека проявляется только в одном — в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов.» [ 3 ]

Подростковый возраст – это время бурного и противоречивого развития личности. По данным исследователей, этот возраст определяется как «переходный», «переломный», «кризисный», «трудный». Ещё Жан-Жак Руссо отмечал этот возраст как «второе рождение», т.к. подросток заново открывает мир вокруг себя: меняются его взгляды, представления, чувства, нравственные суждения, моральные оценки. Поэтому в воспитании подростка возникают определенные трудности, игнорирование которых приводит к педагогической запущенности, к девиантному поведению. Формируя нравственную личность, необходимо преодолевать немало препятствий и прилагая максимум усилий. Рувинский Л.И предлагает путь нравственного воспитания как «целенаправленное создание возможного максимума благоприятных для нравственного развития личности условий».[ 4 ]

Стоит отметить, что ребенок из семьи попадает в детский сад, далее в школу, и именно воспитатели и учителя стоят у истоков формирования личности подростков, где им необходимо учесть нешаблонный подход к каждому ребенку. Но также необходимо учесть, что все-таки основы формирующейся личности уже заложены предшествующим воспитанием, т.е. здесь играет важную роль семейное воспитание. И для того, чтобы грамотно управлять развитием личности, необходимо предварительно изучить степень сформированности потребностей, эмоционально-мотивационной сферы, имеющегося опыта и индивидуальных свойств каждого подростка, то есть, необходимо изучить какие нравственные представления уже сложились у ребенка, соответствуют ли они выдвигаемым обществом требованиям.

Поставленная задача требует рассмотрения психолого-педагогической сущности   представлений, степени  их сформированности у подростков. М.И. Шилова и Н.И. Малиновской отмечают: «…Слово «представление» несет на себе двойную смысловую нагрузку через значение двух элементов ,из которых оно состоит: «ставить» и «перед», что означает: «отсутствующий в данный момент предмет ставится перед глазами, т.е. представляется». [6]

В качестве рабочего определения вслед за М.ВГамезоА.ВСтепаносовой и др. исследователями будем придерживаться следующего определения «представление — это  наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении». [7]

Различают единичные представления и общие. Единичные представления основаны на восприятии определенного предмета и являются суммированными образами восприятия отдельных признаков объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. Общее представление обобщает, но при этом обобщенное содержание заключено в единичный образ. Е.Н. Кабанова-Меллер утверждает, что в формировании обобщенного представления важную роль играет знания о существенных признаках предметов и о вариациях, в которых выявляются эти признаки. В формировании общих представлений, отражающих ряд сходных  предметов, важнейшую роль играет речь, называние одним словом целого ряда предметов. Заключительным результатом представления является то представление, где  образ или вторичный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняется и воспроизводится в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Образы воспринимаются не просто как  «копии внешнего вида вещей… В образе неразрывно слиты восприятие внешнего вида предмета, способ действия с ним, знание и отношение человека к этому предмету». [2]

Таким образом, на основе представлений формируются понятия, которые  определяются как формы  мышления, раскрывающие существенные признаки предмета.  Образование   понятий  является  сложным    мыслительным    процессом, который характеризуется  переходом от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению. Процесс взаимосвязи представлений и понятий в психологии рассматривается через выделение существенных и несущественных признаков и их обобщение.

Учитывая принцип педагогической целесообразности в логике развития мышления целесообразности, выделяют следующие уровни логической оформленности знаний, которые лежат в основе формирования представлений и понятий.

Первый уровень (образ + символ), к которому относятся отражающе-ассоциативное познание и невозможностью формулирования  признаков в виде суждений, где единицей мышления является конкретный образ.

Второй   уровень (символ + образ), где единицей мышления является слово, выделяет одновременно существенные и несущественные признаки.

Третий уровень (общепринятый символ + образ), где единицей мышления является слово, характеризуется выделением только существенных признаков, а также осознанным направлением следования мысли.

Безусловно, в процессе формирования представлений и понятий большое значение придаётся слову, взаимовлиянию слова, представления и понятия. Б.Г.Ананьев утверждает, что ребенок представляет себе не только то, что видел, слышал, осязал, а также то, что было впечатлением других людей, но передаётся ему языком, устной или письменной речью. В данном контексте, слово для человека представляет собой специфический раздражитель, который  и способен вызвать представление. Отсюда, введение слова способствует убыстрению образования соответствующих представлений у детей в 8-10 раз. [5]

Анализируя вышесказанное, можно сделать выводы, что связь между представлениями и понятиями идет в следующем ключе: вначале, восприятие информации и суммирование отдельных признаков явления в образ-обобщение в виде представления, которое отражает сходные признаки изучаемого явления в виде образа-символа, а затем выражение словом-мыслью, отражающие общие существенные свойства признаков явлений.

Рассмотрим  факторы  и  условия  формирования  нравственных представлений у подростков, которые являются теоретической основой построения образовательного процесса. Безусловно, самые первые нравственные представления у подростка складываются еще в детском возрасте под влиянием семьи и детского сада. Совершая поступки в детском саду или в школе, ребенок усваивает: что можно и что нельзя, а также что хорошо и что плохо, исходя из отношения воспитателя или учителя к ситуации. В это время за детьми закрепляются такие качества, как послушный, непослушный, спокойный, капризный. Первые нравственные представления закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Взрослея, ребенок набирается большего опыта жизни, что сказывается на его нравственности, поведении, характере, а также личности, которая сформировала в себе совокупность определенных ценностей, чувств, культуры поведения и общения.

Полученные ранее представления, в подростковом возрасте видоизменяются, из-за  возникновения у подростка представления о том, что он уже не ребенок, основным мотивом которого является стремление быть и считаться взрослым. Этот процесс является основополагающим в развитии личности. В данный период в своем самосознании подросток выражает уже новую жизненную позицию по отношению к людям и миру, определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций. Социальная активность подростка заключается в большей восприимчивости и усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и их отношениях. Это имеет далеко идущие последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии во множестве норм, правил, ограничений и особой «морали послушания», которая существует для детей, зафиксировано их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых[1]. В детстве у ребенка складываются представления о нормах и требованиях, предъявляемые  обществом к детям. И для ребенка, в отличии от взрослого, многое еще под запретом. И при переходе в категорию “взрослый”  нормы и сила требования значительно меняются, то есть, происходит четкая переориентация с одних норм и ценностей на другие, это и определяет процесс становления ребенка взрослым. Изначально подросток проявляет свое стремление походить на взрослых внешне, далее он старается приобрести качества, умения, права и привилегии те, в которых значительно проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.

Однако, процесс становления личности в подростковом возрасте сложен и противоречив, «кодекс морали» подростка в его поведении нередко вызывает явные противоречия принятым в обществе нормам, принципам, нравственным идеалам. Что указывает на деформированность нравственных представлений у подростков и сказывается на их поведении.

Таким образом, обусловленные психологическим развитием на данном возрастном этапе,  для подростка характерны следующие виды поведения: неуравновешенное, взрывное, аморальное, эгоистичное, девиантное и т.д. Поэтому чтобы избежать ошибок в их поведении, важно чтобы подростки имели правильные, ясные нравственные представления с окружающим миром. Под влиянием семьи, товарищей, школы, улицы, средств массовой информации и пр. формируются нравственные представления о нормах, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении, складываются представления о нравственных идеалах, на которые подростки хотят быть похожими.

 

Литература.

  1. В мире подростка[Текст] : научно-популярная литература / Под ред. А.А. Бодалева. — М. : Медицина, 1980. — 296 с.  
  2. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: АПН РСФСР, 1962. — 374 с.
  3. Рахимов, А. 3. Роль нравственного воспитания в формировании личности Текст. / А.З. Рахимов // Классный руководитель. 2001. — № 6. -С.11-12.
  4. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности / Л.И. Рувинский. -М.: Изд-во МГУ, 1981. — 184 с.
  5. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избр. психол. тр. / Под ред. А. А. Бодалева ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М. : Изд-во «Ин-т практ. психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. — 382, [1] с. — (Психологи Отечества: Избранные психологические труды: в 70 т. / Гл. ред. Д. И. Фельдштейн). — Библиогр.: 377-381 с.
  6. http://med.niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-psychology/fc/slovar-207.htm#zag-241