ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

31 марта 6:55

Монополия – явление, при котором в монополизированной экономической отрасли функционирует одна фирма, продукт которой уникален, поскольку не имеет близких субститутов, а у покупателя при сложившейся ситуации нет реальных альтернатив при приобретении данного продукта (товара).  Раннее монополия характеризовала как «власть одного», когда во всей монополизированной экономической отрасли действовали: один хозяйствующий субъект (производитель или продавец) и множество покупателей (потребителей).

Одним из видов современных монополий (среди временных, государственных и т.д.) является естественная монополия. Естественная монополия является сферой экономики, которая функционирует в момент, когда весь рынок охватывается одним хозяйствующим субъектом.

Естественные монополии появляются в тех областях экономики, где применяется существенный размер постоянных издержек производства, что будет сопровождаться значимой экономией в размерах производства. Конкурентная борьба в сфере деятельности естественных монополий неосуществима и в силу того, что наиболее крупная компания постоянно имеет преимущества в части издержек над своими конкурентами, а маленькие компании в данных обстоятельствах, по-видимому, не готовы выдержать конкурентной борьбы и будут вытеснены с рынка [2, с. 31].

Естественные монополии на сегодняшний день выступают гарантами целостности, безопасности, результативности экономики. Естественные монополии представляют существенную значимость в функционировании экономики, таким образом, они осуществляют значимые функции, среди которых: системообразующая (естественные монополии для экономики государства имеют организующее свойство: они формируют определенное устройство образования отечественной экономики, и несомненно, выдерживают отрицательные результаты при любых неполадках в деятельности этих областей); стабилизирующая функция (естественные монополии меньше предрасположены влиянию кризисов в экономике, вследствие чего они способны формировать нужное поведение на средне- и долгосрочную перспективу); функция обеспечения безопасности (своей направленностью естественные монополии нередко предоставляют государственную независимость).

Российское законодательство определяет естественную монополию как рыночную структуру в области транспорта, водоснабжения, электросвязи и некоторых других. Таким образом, субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. К примеру, ОАО РАО «ЕЭС России», «Газпром» — одни из известных субъектов естественных монополий.

Протекание современных рыночных процессов в экономике требует надлежащего эффективного правового регулирования деятельности естественных монополий, механизм которого будет способен обеспечить нормальное функционирование рынка, создать благоприятные условия для развития конкурентной среды [5, с. 111-112].

Такой правовой механизм был уже сформирован Российской Федерации в начале 1990-ых гг. со становлением рыночных элементов в экономике государства. Именование такого правового механизма – «антимонопольная политика государства». Данное понятие предполагает определенный комплекс мер, которые будут направлены на демонополизацию экономики, на контроль и мониторинг процессов концентрации на рынках, на подавление монополистических действий, а также недобросовестной конкуренции, на устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке.

Регулирование государством деятельности естественных монополий необходимо для ликвидации «провалов рынка» по отношению к общественным благам, производство которых мало интересует частный бизнес; для обеспечения с помощью антимонопольного законодательства «включения» конкурентного механизма везде, где он способен более эффективно, чем монополия, использовать производственные ресурсы. Когда существующая система госрегулирования устаревает и возникают «провалы регулирования», отрицательные последствия которых становятся более значимыми, чем негативный эффект от «провалов рынка», актуализируется задача качественного улучшения системы регулирования.

Государство может повлиять на деятельность естественных монополий внешне, к примеру, путем принятия регламентирующих актов или корректируя налогообложение, либо внутренне: через присутствие представителей государственных органов (с правом принятия решения) в самих компаниях.

При осуществлении контроля за деятельностью естественных монополий государство придерживается следующих методов (форм) такого контроля [3, с. 46-50]:

— регулирование цены на основе корзины товаров (естественная монополия имеет право изменять цены в пределах, не превышающих средний уровень стоимости корзины товаров);

— снижение барьеров для входа в отрасль (метод необходим для образования конкуренции в отрасль);

— регулирование нормы прибыли фирмы (компании) (для фирмы устанавливается максимальная норма прибыли, которая не должна быть превышена при выборе цены и объема продаж. Величина прибыли должна быть определена как отношение к используемому капиталу. В таком случае естественные монополии привлекают наибольшее количество капитала, для повышения цены на продукции, причем этот капитал не требуется технологически для выпуска продукции);

— ценовая дискриминация (различные группы населения или различные субъекты платят разную цену за один и тот же товар или услугу. При данном методе происходит перераспределение благ, так богатые компенсируют потери менее состоятельным слоям населения);

— ценообразование (государство определяет тарифы на услуги и товары, производимые естественными монополиями);

— национализация (государство выкупает контрольный пакет акций фирмы естественной монополии);

— принятие стимулирующих нормативных актов (к примеру, касающихся определения норм доходности естественных монополий);

— предписания качественного характера (к примеру, посредством определения «технических заданий» государственные органы власти снимут с себя ответственность за оперативное управление, при этом сохранят в то же время право принятия стратегических решений);

 — независимый надзор за рынком деятельности естественных монополий (с помощью его осуществления можно будет выявлять поведение участников этого рынка, отслеживать «перекос» конкурентных цен, давать возможность этим участникам извлекать прибыль из неэффективного стратегического поведения.

Как уже было отмечено, обеспечению социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений способствует антимонопольная политика, регулирование которой осуществляется государством. Государство в лице государственных органов власти и муниципальных органов власти реализует контроль за соблюдением законов и нормативных актов, относящихся к конкурентному праву.

Рассмотрим основные этапы, которые связаны с формированием механизма правового (законодательного) регулирования деятельности естественных монополий. Так, первый этап правового регулирования деятельности естественных монополий характеризуется развитием законодательных механизмов регулирования конкурентных отношений, совершенствованием правовых и организационных основ деятельности государственных органов власти в лице антимонопольных органов во взаимодействии с другими властными органами в целях совершенствования антимонопольной политики государства.

Второй этап правового регулирования деятельности естественных монополий определяется непосредственным регулированием сфер естественных монополий. Второй этап становления механизма правового регулирования связан с ситуацией «небывалого взлета цен» в начале 1990-ых гг.  Уже тогда данная экономическая проблема побудила государство ввести систему мер ценового регулирования деятельности субъектов, занимающих на рынке доминирующее положение (естественных монополий).

Все последующие этапы правового регулирования деятельности естественных монополий были связаны с дальнейшим становлением и развитием отечественного законодательства в этой сфере.

Так, к 1995 г. уже был разработан и принят первый российский закон, регулирующий деятельность субъектов естественных монополий, в том числе регулирование тарифов и цен на товары, услуги, работы субъектов естественных монополий, — Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». В данном нормативно-правовом акте законодатель впервые указал сферы деятельности субъектов естественных монополий, среди них: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги по передаче электрической энергии и др.

С 1995 г. начинается издание специальных законов, регулирующих деятельность отдельных сфер естественных монополий: Закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»; Закон «О связи»; Закон «О федеральном железнодорожном транспорте» и т.д.

В 1996 г. государство создало организационно-структурные условия для реализации законодательства о естественных монополиях, а именно: сформировало федеральные службы по регулированию отдельных сфер естественных монополий.

Отметим, что позднее принятый Закон «О защите конкуренции» и вовсе регламентировал деятельность государственных и муниципальных органов власти по контролю за деятельностью субъектов естественных монополий [2, с.128].

Так, вопросы правового регулирования естественных монополий рассматриваются в Комитете Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи. В случае разработки специальных конкурентных механизмов в отдельных хозяйственных отраслях такие вопросы могут рассматриваться в специальных отраслевых комитетах Думы.

Законодательные и представительные органы регионов и муниципалитетов не могут создавать каких-либо механизмов в сфере регулирования конкуренции и монополий, их нормы могут лишь реализовывать законодательные положения в данной сфере, определенные на федеральном уровне.

Власти субъектов РФ и органы местного самоуправления наделены полномочиями по регулированию тарифов субъектов естественных монополий в некоторых сферах деятельности. Для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодатель также наделяет субъекты РФ и органы местного самоуправления (далее – МСУ) правом на контролирование в определенных пределах соблюдения законодательства о размещении заказов в части размещения средств региональных и местных бюджетов соответственно. Отметим, что издаваемые нормативно-правовые акты органами субъектов РФ и МСУ не должны противоречить федеральному антимонопольному законодательству.

На современном этапе правовое регулирование государством деятельности естественных монополий осуществляется посредством формирования и развития целого комплекса законодательства, в числе которого: отраслевые законы и кодексы, определяющие сферы, порядок деятельности, регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий: Законы «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»; «О связи»; «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; «Об электроэнергетике»; «О почтовой связи», «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». Кодексы: Торгового мореплавания; Воздушный; Внутреннего водного транспорта; Водный. Так, например, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает порядок наложения административных взысканий уполномоченными должностными лицами федерального органа регулирования естественных монополий. Закон о защите конкуренции предусматривает в себе положения, касающиеся обеспечения конкуренции при проведении торгов и отборе финансовых организаций в целях оказания некоторых услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд субъектов естественных монополий.

Таким образом, считаем, что на современном этапе сформировалась целостная система правового регулирования отношений в сфере деятельности естественных монополий, которая высоко оценена ведущими мировыми экспертами и признана Организацией экономического сотрудничества и развития в целом соответствующей лучшим мировым практикам.

В статье по теме исследования были рассмотрены все существующие в практике формы (методы) осуществления контроля за деятельностью различных сфер естественных монополий, где приоритетными для России являются: национализация, ценообразование, снижение барьеров для входа в отрасль. Кроме этого, удалось отобразить специфику становления и развития механизмом правового (законодательного) регулирования деятельности субъектов естественных монополий, по итогам рассмотрения которой следует, что правовому регулированию присуще многочисленность нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные стороны (сферы) существования естественных монополий.

Установление государством правового режима для деятельности субъектов естественных монополий прежде всего связан с осуществляемыми на территории Российской Федерации антимонопольного контроля и антимонопольного регулирования, то есть тех мер, которые будут способны сохранить стабильный экономический рост и достичь процветания страны.

 

Список использованных источников

 

  1. Власенко О.В., Тарасов Д.С. Естественные монополии и их проблемы в экономике России. / Власенко О.В., Тарасов Д.С. // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2016. №4.
  2. Писенко К. А., Цинделиани И. А., Бадмаев Б. Г., Казарян К. В. Антимонопольное право: Учебник. — М.: РГУП, 2015. – 420 с.
  3. Сапир Жак. Естественные монополии: проблемы определения и контроля. / Сапир Жак // Проблемы прогнозирования. – 2004. – С. 42-56.
  4. Хайкин М.М. Кныш В.А. Естественные монополии в российской экономике: выбор метода регулирования. / Хайкин М.М. Кныш В.А. // Управленческое консультирование. – 2017. №5. С. 44-55.
  5. Шишкин, М. В.  Антимонопольное регулирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 143 с. 

 

  1. Vlasenko O.V., Tarasov D.S. Estestvennye monopolii i ih problemy v jekonomike Rossii. / Vlasenko O.V., Tarasov D.S. // Sibirskij torgovo-jekonomicheskij zhurnal. – 2016. №4.
  2. Pisenko K. A., Cindeliani I. A., Badmaev B. G., Kazarjan K. V. Antimonopol’noe pravo: Uchebnik. — M.: RGUP, 2015. – 420 s.
  3. Sapir Zhak. Estestvennye monopolii: problemy opredelenija i kontrolja. / Sapir Zhak // Problemy prognozirovanija. – 2004. – S. 42-56.
  4. Hajkin M.M. Knysh V.A. Estestvennye monopolii v rossij-skoj jekonomike: vybor metoda regulirovanija. / Hajkin M.M. Knysh V.A. // Upravlencheskoe konsul’tirovanie. – 2017. №5. S. 44-55.
  5. Shishkin, M. V. Antimonopol’noe regulirovanie : uchebnik i praktikum dlja bakalavriata i magistratury / M. V. Shishkin, A. V. Smirnov. — Moskva : Izdatel’stvo Jurajt, 2018. — 143 s.