К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

18 января 8:19

На сегодняшний день одной из основных задач государственного управления является повышение эффективности государственной службы. Президент России в обращении к Федеральному Собранию 1 марта 2018 обозначил необходимость заинтересованности чиновников в эффективности и пользе своей работы, внедрения проектных методов работы, обозначил, также, что они должны быть «нацелены на достижение конечного результата»[4]. Также было отмечено об обеспечении продвижения профессионалов на государственной и муниципальной службе, в бизнесе, в экономике, науке. Одной из главных задач Правительства — это повышение престижа федеральной государственной гражданской службы, противодействие коррупционным действиям, постоянное повышение компетентности и профессионализма госслужащих, также развитие методов управления кадровым составом [1, с.59].

В нормативно-правовых актах понятие государственной службы раскрывается как правовой институт в системе служебного или административного права, и как вид деятельности служащего. Правовое регулирование государственной гражданской службы отличается от правовых основ военной и правоохранительной служб. Установлено, что определение «государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации» основывается на нормах федерального законодательства, законодательство конкретного субъекта Федерации может устанавливать свои собственные нормы в рамках федеральных правил. Согласно норме статьи 1 Закона РБ от 18 июля 2005 года № 206-з «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан», государственная гражданская служба Республики Башкортостан — это «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Республики Башкортостан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики Башкортостан и лиц, замещающих государственные должности Республики Башкортостан». То есть, в обязанности гражданских служащих субъекта Федерации, в данном случае государственных гражданских служащих Республики Башкортостан, входит обеспечение функционирования собственных государственных органов Республики, учрежденных нормативными правовыми актами Башкортостана, и обеспечение функционирования таких институтов как институт Главы Республики Башкортостан, институт Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан и других институтов. Перечень данных институтов, иначе говоря, перечень государственных должностей Республики Башкортостан, также устанавливается собственными нормативными правовыми актами субъекта Федерации. К примеру, в данный перечень входят Председатель Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, Председатель Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Руководитель Секретариата Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Министр Республики Башкортостан и другие государственные должности. Таким образом, основная функция гражданского служащего — содействовать решению задач, поставленных перед государственным органом Республики Башкортостан либо перед лицом, замещающим государственные должности Республики Башкортостан. Для того, чтобы замещать должности гражданской службы требуется соответствовать квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. Стоит обратить внимание как на качество работы государственного служащего, так и на совершенствование поощрения и материального стимулирования госслужащих.

На сегодняшний день в Республике Башкортостан ведется активная кадровая работа по формированию корпуса государственных гражданских служащих в системе государственного управления, которая проводится на платформе современных информационных технологий АИС «Кадровый резерв» — проект, который успешно осуществляется Управлением по вопросам государственной службы и кадровой политике Администрации Главы Республики Башкортостан. В Республике Башкортостан функционирует интернет-портал «Кадры республики», являющийся одним из проектов программы «Открытая Республика». Данный проект позволяет в максимально прозрачных условиях отслеживать изменения правовых актов управления государственных органов Республики Башкортостан, осуществлять их общественную экспертизу. Одной из задач портала «Кадры республики» является подбор энергичных, молодых, имеющих желание развиваться и вносить новые идеи, создавать новые проекты, потенциальных претендентов на замещение должностей как государственной гражданской службы, так и муниципальной службы. Этот инструмент призван обеспечивать прозрачность процессов отбора кандидатов, удобно структурированная информация портала дает возможность молодым специалистам ознакомиться с действующими нормативными       правовыми актами, регулирующими процедуру поступления на государственную гражданскую службу Республики Башкортостан, в целом дает возможность претендентам — гражданам Российской Федерации реализовать свои способности в системе государственной службы. Поскольку положения ст. 62 Конституции России статус иностранных граждан закрепили «с ограничением в тех случаях, когда это предусмотрено нормами федеральных законов или международных договоров Российской Федерации»[2, с.109], иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть приняты на государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Портал предоставляет необходимую информацию о вакансиях в органах власти Республики Башкортостан, об автоматизации процессов сбора, учета и хранения данных о претендентах на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, муниципальной службы Республики Башкортостан. Портал «Кадровый резерв» позволяет выполнять следующие операции: оставить заявку на предлагаемую вакантную должность, тем самым упрощает поиск работы; сотрудникам органов государственной власти предоставляется возможность осуществления выбора кандидатов на различные должности; обеспечить прозрачность проводимой кадровой деятельности в республике; молодым специалистам можно пройти различные курсы повышения квалификации. Кроме того, данный портал интегрирует информацию о подготовке государственных гражданских служащих в Республике Башкортостан. В частности, содержит список резерва управленческих кадров региона, который утвержден распоряжением Главы Башкортостана и включает 139 человек на 2019 год, еще 14 человек входят в молодежный резерв управленческих кадров. «Кадры республики» помогает развитию системы государственной гражданской службы в Республике Башкортостан.

Информационные технологии, электронные     базы данных, цифровизация, хранение данных в электронном формате приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства[6, с.103]. В этой связи, трудно переоценить значение Программы совершенствования кадровой политики, развития государственной гражданской службы Республики Башкортостан на 2017-2022 годы, утвержденной Указом Главы Республики Башкортостан от 7 ноября 2017 года[5]. Данная программа содержит требование ускоренного внедрения информационно коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы. В соответствии с положениями данного Указа поставлен ряд актуальных задач по совершенствованию системы государственной гражданской службы, по расширению практики применения дистанционного обучения и электронных образовательных технологий при осуществлении мероприятий профессионального развития государственных гражданских служащих. Дистанционное обучение позволит устранить часть вопросов и добиться массовости обучения государственных служащих, так как предлагаемый формат не предполагает отрыва от работы. Вышеуказанная программа предполагает формирование цифрового профиля гражданского служащего и цифрового профиля должности гражданской службы в рамках единой информационной системы. Однако, на сегодняшний день как на федеральном уровне, так и на уровне Республики Башкортостан эти положения еще не реализованы.

В заключении необходимо отметить, что нормативно-правовая база развития государственной гражданской службы в Республике Башкортостан характеризуется содержательностью и конкретикой, является логическим развитием той нормативно-правовой базы, которая принята федеральными органами власти Российской Федерации. Государственная служба должна быть не только открытой и доступной общественному контролю, объективно информировать общество, но и должна располагать кадрами, способными решать современные задачи[3, с.34]. Правовыми актами Правительства Российской Федерации в этих целях осуществлена разработка единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв госорганов. Методика определяет «порядок подготовки и проведения конкурсов, предварительного тестирования, методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов» [5].

 

 

Список использованной литературы:

  1. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. 2016. Т. 1. № 43. С. 57-60.
  2. Шарипова Э.А. К вопросу о соотношении конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4(58). С. 108-113.
  3. Байбурин Р.И. Шарипова Э.А. Принципы профессионализма и компетентности в системе государственной службы: проблемы и пути решения // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 12 (30). С. 33­35.
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018″Послание Президента Федеральному Собранию» 1 марта 2018 года[Электронныйресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/
  5. Об утверждении программы совершенствования кадровой политики, развития государственной гражданской и муниципальной службы Республики Башкортостан на 2017-2022 годы: указ Главы Республики Башкортостан от 7 нояб. 2017 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/450385097 (дата обращения: 07.03.2020). http://docs.cntd.ru/document/450385097
  6. Шарипова Э.А., Файзрахманова И.Р. Защита персональных данных в контексте основных принципов конституционно-правового статуса личности // Евразийский юридический журнал. 2019. №2 11 (138). С. 103-105.
  7. Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fssprus.ru/2515217/ (дата обращения: 07.03.2020).