ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ВИДЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ

30 июня 4:55

Проблема детско-родительских отношений в современной психологической науке занимает особое положение. Психологический климат определяет развитие личности ребенка и благополучие семьи. Детско-родительские отношения оказывают непосредственное влияние на формирование представлений подростка о себе, на его самооценку, систему ценностей. В родительской семье закладываются модели взаимодействия индивида с окружающими, а также представления о будущей семье. В научных источниках широко представлены такие понятия, как родительское отношение, родительские позиции, стиль воспитания и взаимодействия  в системе «родитель-ребенок». В психологических словарях понятие «детско-родительские отношения» определяется как субъективно переживаемые взаимосвязи между детьми и родителями в ходе совместной жизнедеятельности и общения. В своем исследовании мы придерживаемся мнения Э.Г. Эйдемиллера и под стилем семейного воспитания понимаем характерные способы и формы взаимоотношений родителя и ребенка, содержащие набор  средств, методов воздействия и определенный тип родительского поведения [4].

Исследования родительской позиции как системы отношений родителей к детям отражены в работах Т. В. Архиреевой, О.А. Карабановой,
Р.В. Овчаровой. А.С. Спиваковская отмечает, что в основе родительских позиций положена сознательная или бессознательная оценка ребенка родителями, проявляющаяся в характерных способах и формах взаимодействия в семье [3]. При этом Н.И. Медведева считает, что характер эмоционального отношения к ребенку со стороны отца и матери является основополагающим для родительских позиций [2, с. 42].

В подростковом возрасте, важнейшим внутренним мотивом и желанием ребенка является потребность быть замеченным, принятым и понятым своими родителями. Американский психолог О. Коннер указала, что тип родительской позиции воздействует на психическое развитие ребенка, в частности, формирует его будущую модель поведения и особенности личности. Как писал Э. Эриксон, «взаимоотношения подростка с родителями сложные и проблематичные. Формирование самосознания и рефлексии подростков способствуют осознанию отношений с родителями. Однако зачастую подростки плохо представляют себе как свою позицию, так и позицию родителя. Как правило, они используют только одну стратегию поведения и выхода из конфликтной ситуации» [5, с. 45]. Согласно мнению отечественных и зарубежных психологов, дисгармоничные детско-родительские отношения, психологический дискомфорт, нестабильная эмоциональная атмосфера могут стать причиной возникновения отклоняющегося поведения, повышенного уровня агрессивности и тревожности, а также отклонений в развитии личности.

Для изучения преобладающих видов детско-родительских отношений в семьях с подростками, нами было проведено эмпирическое исследование на базе  средней школы №27 г.Йошкар-Олы. В исследовании были использованы методики  «Незавершенные предложения» (Л. Сакс, В. Леви) и «Подростки о родителях» (ADOR Е. Шафера в модификации З. Матейчика и П. Ржичана). Мы изучали представления испытуемых о своей семье, понимание ими родительских функций, характера внутрисемейного взаимодействия, установок родителей и их тактики.

Анализ данных по шкале «отношения подростков к отцу» показал, что подросткам не хватает его внимания и любви (24%). В то же время они очень верят в своих отцов. 19% респондентов отметили, что их отцы могут сделать всё, что попросишь, что их отцы хорошие и добрые. Позитивный интерес в отношениях отца с подростком рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. Психологическое принятие подростками отцов основано, прежде всего, на доверии к ним. У большей части подростков позитивный интерес к ним со стороны отца находится на низком уровне (38%). Директивность отца в отношениях с подростком выражается, главным образом, в управлении и своевременной коррекции поведения, исключая амбициозную деспотичность (30%). Есть семьи с высоким уровнем враждебности отцов (62%). 30% отцов стремятся удовлетворить требования детей, быть хорошим и поддерживать положительные отношения. Автономность отца проявляется на позициях силы и деспотичности. По мнению отцов, ребенок «сам должен все знать» (43%). Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к детям подростки видят в непредсказуемости эмоциональной и поведенческой реакции отца на поведение сына или дочери (66%).

Подростки любят, ценят и уважают своих мам: 48% ответили, что их мамы хорошие, 61% подростков считают себя и своих мам очень дружными. Периодически случаются ссоры и конфликты между детьми и матерями. Так 35% подростков отметили, что их мамы ругаются, 13% – что между ними происходят ссоры, 26% – что мамы их наказывают. Считают свою семью хорошей — 43% подростков, лучшей – 22%, в целом нормальной – 13%. Согласно полученным данным, подростки более часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. 35% подростков отмечают высокий уровень директивности матерей, которая проявляется в навязывании им чувства вины по отношению к ней. Враждебность матери характеризуется подростками как ее агрессивность и чрезмерная строгость (61%). Автономность матери понимается подростками как диктат, она не воспринимает их как личность, считая, что они обязаны во всем ей подчиняться (43%). Можно сказать, что автономность со стороны отца и матери проявляется практически одинаково, они не предоставляют должной свободы и права выбора своим детям.

Подростки ценят свои семьи. Однако, 48% из них утверждают, что в их семьях обращаются с ними как с маленькими детьми. Наблюдаются низкий и средний уровни показателей по шкале «позитивного интереса к подросткам» как со стороны матери (30%), так и со стороны отца (38%). Ребята испытывают потребность в помощи и поддержке родителей, в нахождении  позитивной домашней атмосферы. Они желают, чтобы родители были для них верными друзьями.

Одной из предпосылок девиантного поведения подростков является враждебное отношение к ребенку со стороны, как матери, так и отца. Подростки считают, что родители настроены враждебно по отношению к ним и мало заинтересованы их жизнью в целом. Исследование показало, что враждебность как матери так и отца приводят к искаженным представленим подростков о норме родительского воспитания. Автономность матери и отца способствуют искажению представлений подростков о родительской и их собственной будущей семье.

Можно отметить наличие у подростков ряда проблем психологического характера, которые определяются недостатком родительской любви и внимания. В представлениях подростков, наблюдается единая воспитательная практика, как со стороны отца, так и со стороны матери. Проведенное исследования показало, что большей части родителей и подростков требуется проведение с ними психологической работы по коррекции детско-родительских отношений. На практике продемонстрировали свою высокую эффективность групповые тренинговые занятия с подростками, консультирование их родителей. Организация совместной творческой, социально полезной деятельности сближает членов семьи, тем самым повышает ее ценность в глазах подростков и родителей.

 

Литература

  1. Гарибашвили Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2016. – Т. 68, № 13. – С. 119-120.
  2. Медведева Н. И. Психологическое сопровождение семей группы риска: коллективная монография.– Ставрополь: СКФУ, 2015.– 191 с.
  3. Спиваковская А. С. Терапия для взрослых // Наша психология. – 2017, № 4, – С. 84-97
  4. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – М.: Речь, 2017. – 560 с.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 342 с.

 

Literatura

  1. Garibashvili T.I. Issledovaniya detsko-roditel`skix otnoshenij
    v otechestvennoj psixologii // Izvestiya Taganrogskogo gosudarstvennogo radiotexnicheskogo universiteta. – 2016. – T. 68, № 13. – S. 119-120.
  2. Medvedeva N. I. Psixologicheskoe soprovozhdenie semej gruppy riska: kollektivnaya monografiya.– Stavropol: SKFU, 2015. – 191 s.
  3. Spivakovskaya A. S. Terapiya dlya vzroslyx // Nasha psixologiya. – 2017, № 4. – S. 84-97
  4. Ejdemiller E .G. Semejnyj diagnoz i semejnaya psixoterapiya. – M.: Rech, 2017. – 560 s.
  5. Erikson E. Identichnost: yunost i krizis / per. s angl. – M.: Flinta, 2006. – 342 s.