ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

8 сентября 11:16

Стертая дизартрия – это речевое нарушение, при котором страдают фонетический и просодический компоненты, возникающие из-за микроочаговых поражений мозга. Данное расстройство организации речевого процесса все более чаще встречается у детей старшего дошкольного возраста. при игнорировании данного дефекта возникает его значительное прогрессирование. Нередким бывает его сочетание с общим недоразвитие речи всех уровней, заиканием, детским церебральным параличом и многими другими недостатками речевого и неречевого развития. Традиционной формой работы при устранении данного нарушения является коррекционное воздействие, направленное на ослабление или исправление присутствующих у ребенка дефектов.

Нетрадиционными методами можно назвать комплексную деятельность по созданию, распространению, внедрению и использованию новых практических средств, направленных на раскрытие потенциальных возможностей ребенка и достижение им оптимального уровня навыков. В связи с этим, в течение последних лет, отечественные логопеды все больше уделяют внимание нетрадиционным методам, поскольку с их помощью коррекционный процесс можно сделать более совершенным. Это коснулось и процесса развития речевого дыхания, так как они позволяют создавать эмоционально благоприятный фон и способствовать активации познавательной деятельности детей. Однако стоит уточнить, что данные методы не стоит определять в качестве самостоятельных и самодостаточных. Результатами работы, выполняющейся посредством такой деятельности, являются изменения содержания, методов, форм и технологий, которые используются при организации коррекционных средств.

В процессе коррекционной работы нами были использованы следующие нетрадиционные методы:

Фитотерапия – лечение при помощи лекарственных растений;

Ароматерапия – лечение посредством ароматизирующих средств;

Музыкотерапия – терапевтическое воздействие музыкой;

Хромотерапия – лечение организма при помощи цвета;

Пескотерапия – развитие ребенка посредством игр на песке.

Раннее начало воздействия нетрадиционными методами гарантирует больший эффект от их применения. Именно это и было выявлено нами в процессе проведения комплексного обследования дыхательной функции детей.

У детей со стертой дизартрией отмечается недостаточный уровень объема набираемого воздуха. В связи с этим дети постоянно добирают воздух в процессе речевой активности, что приводит к появлению судорожных вдохов, а также латентному периоду между дыханием, голосообразованием и артикуляцией. По мере дополнительной коррекции посредством нетрадиционных методов показателей внешнего дыхания происходило увеличение длительности речевого выдоха, достаточного для продуцирования синтагмы. В характеристиках дыхания детей со стертой дизартрией отмечалось увеличение глубины и ритмичности дыхательной функции.  

Нами были обследованы дети 5-6 лет со стертой дизартрией. Сравнительно проанализировав полученные результаты, мы отметили заметное увеличение показателей внешнего и речевого дыхания.  Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) поднялась в своем объеме на 12%, увеличившись с начала года с 70% до 82%. Также на 13% повысился минутный объем дыхания. Повышение данных параметров оказало влияние на состояние речевого дыхание. Его показатель на начало года составлял 40%, а на конец – 79%.

Также в процессе анализа результатов, проведенного нами обследования, была выявлена положительная динамика в использовании речевой функцией, процентное соотношение которой составило 20%. Вместе с этим до 70% улучшилось фонематическое восприятие.

Таким образом, итоги обследования показали, что проведенная нами коррекционная деятельность положительно влияет на развитие дыхательной функции у детей со стертой дизартрией. Вместе с этим она оказывает стимулирующее воздействие на речевое развитие ребенка, что способствует повышению эффективности коррегирующего обучения.

Список литературы:

  1. Beljakova L.I., Goncharova N.N., Shishkova T.G.. Metodika razvitija rechevogo dyhanija u doshkol’nikov s narushenijami rechi. — M.: Knigoljub, 2004.
  2. Gus’kova A.A. Razvitie rechevogo dyhanija detej 3-7 let. — M.: TC Sfera, 2011.
  3. Maksakov A.I. Pravil’no li govorit vash rebenok. — M.: Mozaika-Sintez, 2006.
  4. Metody obsledovanija rechi detej: posobie po diagnostike rechevyh narushenij / pod obshh. red. G.V. Chirkonoj. 3-e izd., dop. — M.: ARKTI, 2003ю.