В настоящее время наблюдается существенное отставание отраслей отечественной экономики от зарубежных, что обусловлено недостаточным уровнем конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. В условиях экономических санкций, локдаунов бизнес-среды, ограничений, вызванных распространением COVID-19, обостряется внимание со стороны менеджмента к стратегическому планированию своей деятельности для выживания организация и обеспечения ее устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
Стратегическое планирования в научной литературе рассматривается как элемент системы стратегического управления предприятием, предполагающий выбор методов управления исходя из плана достижения поставленных целей на долгосрочный период времени [5]. Сущность стратегического планирования заключается в определении процесса выбора стратегических целей предприятия и путей их успешного достижения в условиях высокой неопределенной внешней среды.
Внешняя среда характеризуется непрерывной динамикой, в связи с чем необходимо применять все большее число методов и инструментов стратегического планирования [3]. При этом, на мой взгляд, представляется целесообразным разграничивать методы зависимости от этапов процесса стратегического планирования.
Процесс стратегического планирования деятельности предприятия характеризуется замкнутым циклом (рис. 1).
Рисунок 1 – Процесс стратегического планирования деятельности предприятия
В зависимости от этапов процесса стратегического планирования деятельности хозяйствующего субъекта можно выделить следующие методы и инструменты (табл. 1). Следует отметить, что представленный перечень инструментов и методов не является исчерпывающим.
Таблица 1 – Методы и инструменты стратегического планирования деятельности предприятия
Этап стратегического планирования деятельности предприятия |
Инструменты и методы |
Формирование миссии и целей предприятия |
Морфологический анализ, экспертные методы, построение иерархий, метод мозгового штурма, дерево целей, стратегическая дорожная карта |
Оценка и анализ внешней среды |
Кабинетные исследования, PEST-анализ, SWOT-анализ, матрица 5 сил конкуренции М. Портера, бенчмаркинг, полевые методы исследования |
Оценка и анализ внутренней среды |
Кабинетные исследования, SWOT-анализ, экспертные оценки, многофакторный анализ, функционально-стоимостной анализ, матрица McKinsey, матрица БКГ, АВС-анализ, матрица Shell Chemicals |
Анализ стратегических альтернатив |
Методы сбора информации, карта рисков, анализ внутренней и внешней документации, портфельный анализ, экономико-математические методы, метод PIMS, экспертные методы |
Выбор стратегии |
Факторный анализ, экспертные методы, методы сравнения, методы моделирования |
Разработка стратегии |
Методы математического программирования, имитационное моделирование, анализ чувствительности, анализ зоны безопасности, система сбалансированных показателей |
Реализация стратегии |
Экспертные методы, регрессионный анализ, функционально-стоимостной анализ, анализ карты рисков, анализ стратегических данных |
Оценка результативности |
Анализ финансовых и социально-экономических показателей, экспертные методы оценки, статистические методы |
Распределение методов и инструментом по этапам стратегического планирования деятельности предприятия обеспечивает проведение более детального и объективного анализа различных сторон деятельности предприятия, его внешней среды и эффективности реализуемой стратегии. Далее рассмотрим наиболее популярные методы, применяемые в отечественной и зарубежной практике, подробнее.
Так, SWOT-анализ представляет собой наиболее комплексный метод стратегического анализа, который характеризуется простотой применения. В качестве недостатка метода следует признать его субъективный характер, так как возможности и угрозы для предприятия определяются интуитивной, а не математическим измерением. В связи с этим эффективность применения данного метода определяется детальностью и всесторонним описанием взаимодействия предприятия с внешней средой. Чем более факторов рассматриваются в рамках проведения анализа, тем более правильными и обоснованными будут его выводы [2].
Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) позволяет предприятию классифицировать продукты и услуги по их доле на рынке с учетом изменения этой доли, ее роста по сравнению с аналогичными видами групп продуктов [4]. Сущность применения методы сводится к тому, что на основе двух показателей (доля предприятия на рынке и изменение данной доли) осуществляется управления деятельностью хозяйствующего субъекта в режиме реального времени, что позволяет принимать решения касательно намеченных позиций на рынке и распределения денежных средств между продуктами.
Матрица McKinsey является своего рода улучшенным вариантом БКГ, так как она дает более полное представление о стратегическом положении предприятия за счет увеличения числа показателей и объема проводимого анализа. Данный метод возможно использовать для формирования стратегии предприятия, принимая во внимание значительное число факторов. Матрица включает в себя 9 полей и основана на оценке долгосрочной привлекательности отрасли и конкуренткой позиции предприятия.
Матрица Shell Chemicals (матрица направлений) имеет много общего с матрицей McKinsey, и позволяет определить рекомендации по разработке стратегии предприятия в зависимости от конкурентной позиции и отраслевой конкуренции [1].
Модель, в которой раскрыт формализованный подход в стратегическом выборе, является PIMS («Воздействие на прибыль маркетинговой стратегии»). Эта модель позволяет выявить и воздействовать на те факторы, которые напрямую связаны с рентабельностью деятельности хозяйствующего субъекта. Преимущество данного метода заключается в том, что он предполагает применение эмпирического материала, которые, однако, являются лишь средством в принятии управленческих решений, а не заменяют их. В качестве недостатка следует отметить склонность к несколько механическому взгляду и отрыв от реалий бизнеса [7].
Портфельный анализ предполагает оценку основных направлений деятельности и перераспределения ресурсов предприятия там образом, чтобы обеспечилось направление наибольшего объема ресурсов на приоритетные виды деятельности хозяйствующего субъекта.
Матрица ADL/LC представляет собой модель жизненного цикла продукции, разработанную компанией «Артур Д. Литтл». Она включает в себя 20 ячеек и позволяет формировать предприятию стратегию развития в зависимости от двух параметров – стадий жизненного цикла производства и конкурентных позиций. Данная модель обеспечивает менеджеров оригинальной методикой стратегического анализа и планирования, дает им мощный инструмент анализа портфельных стратегий для определения разумной диверсификации деятельности многоотраслевой организации, который можно было бы использовать как на корпоративном уровне, так и на уровне отдельных хозяйственных звеньев. В качестве недостатком данной модели является то, что она очень схематична и может привести неопытных менеджеров к механическим и нетворческим решениям.
Из математических методов можно выделить методы классической и прикладной математики. Первая группа методов включает в себя математический анализа и теорию вероятностей, а методы математического анализа – дифференциальное и вариационное исчисление. Методы прикладной математики, как правило, применяются на этапе определения стратегических альтернатив. В данном аспекте можно выделить большую группу методов: оптимального и линейного программирования, математической статистики, комбинаторные, теорий расписаний и игр и т.д.
Экспертные методы стратегического планирования деятельности предприятия базируются на интуитивных знаниях об объекте планирования, которые существуют на уровне предчувствий. Среди данной группы методов наибольшее распространение получили методы: круглого стола, Дельфи, программного прогнозирования, коллективной генерации идей и т.п.
Таким образом, эффективность стратегического планирования деятельности предприятия во многом обусловлено применяемыми методами и инструментами. На каждом этапе стратегического планирования применяется свой круг методов, при этом не следует ограничиваться каким-либо одним методом для получения более объективного, детального и достоверного результата анализа.
Литература
- Балюк И. Стратегическое планирование как инструмент повышения эффективности экономики: зарубежный опыт и российская практика / И. Балюк, М. Балюк // Общество и экономика. – 2021. – № 2. – С. 43-59.
- Воронцова Г. В. Развитие системы стратегического планирования промышленного предприятия / Г. В. Воронцова, А. С. Сахно // Заметки ученого. – 2021. – № 2. – С. 194-197.
- Гуцариева Л. Б. Практическое применение методов стратегического планирования на предприятии / Л. Б. Гуцариева // Национальная Ассоциация Ученых. – 2020. – № 56. – С. 33-39.
- Зотова В. А. Стратегическое планирование, его значение и этапы / В. А. Зотова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 2 (70). – С. 97-99.
- Маркова М. М. Стратегическое планирование и развитие промышленных предприятий / М. М. Маркова // Человек. Социум. Общество. – 2021. – № 4. – С. 39-42.
- Портер М. Конкуретная статегия. Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. / М. Портер. – Москва : Альбина Паблишер, 2016. – 456 с.
- Савкина Р. В. Особенности стратегического планирования в условиях кризиса / Р. В. Савкина // Научный альманах. – 2019. – № 3 (17). – С. 301-307.
Literature
- Balyuk I. Strategic planning as a tool to improve the efficiency of the economy: foreign experience and Russian practice / I. Balyuk, M. Balyuk // Society and Economy. — 2021. — No. 2. — S. 43-59.
- Vorontsova G.V. Development of the strategic planning system of an industrial enterprise / G.V. Vorontsova, A.S. Sakhno // Notes of a scientist. — 2021. — No. 2. — S. 194-197.
- Gutsarieva LB Practical application of methods of strategic planning at the enterprise / LB Gutsarieva // National Association of Scientists. — 2020. — No. 56. — S. 33-39.
- Zotova V.A.Strategic planning, its significance and stages / V.A.Zotova // Actual scientific research in the modern world. — 2021. — No. 2 (70). — S. 97-99.
- Markova MM Strategic planning and development of industrial enterprises / MM Markova // Man. Society. Society. — 2021. — No. 4. — P. 39-42.
- Porter M. Competitive strategy. Methods for analyzing industries and competitors: per. from English / M. Porter. — Moscow: Albina Publisher, 2016 . — 456 p.
- Savkina R.V. Features of strategic planning in a crisis / R.V. Savkina // Scientific almanac. — 2019. — No. 3 (17). — S. 301-307.