КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ

10 сентября 12:45

Интеллектуальная собственность является глобальным общественным правовым институтом, смысл которого, согласно Всемирной организации интеллектуальной собственности, можно интерпретировать следующим образом: закрепленное на законодательном уровне право на владение субъектами результатами их интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной областях.

На сегодняшний день именно интеллектуальная собственность позволяет активно развивать национальную экономику и внедрять результаты научно-технического прогресса в различные сферы хозяйствования и жизнедеятельности. Без развития интеллектуальной собственности не представляется возможным перейти к новому постиндустриальному обществу. Необходимо срочное решение проблем, связанных с правовым регулированием интеллектуальной собственности, что возможно осуществить только при наличии правовой базы, соответствующей международным стандартам. Главенствующая роль в определении правовых положений интеллектуальной собственности принадлежит главному закону страны – Конституции.

Общественные отношения и условия функционирования российской экономики признают институт интеллектуальной собственности, который охраняется нормативно-правовой базой. Интеллектуальная собственность во всем мире является одним из важнейших элементов устойчивого развития, следовательно, актуальность по вопросам ее правового регулирования не может исчерпать себя.   Защиту интеллектуальной собственности в отечественной правовой среде, обеспечивает Конституция Российской Федерации.[1]

Конституция РФ является основой конституционного права и утверждает демократические принципы правового государства; в ч. 1 ст. 44 приводится формулировка, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, а интеллектуальная собственность охраняется действующим законодательством. Таким образом, наше государство признает, что охрана объектов интеллектуальной собственности на территории России является одной из важнейших основ гарантии свободы творчества и интеллектуального развития личности. Правовое регулирование интеллектуальной собственности в части 1 ст. 71 прямо отнесено к ведению государства.

Россия также участвует в международных договорах в области интеллектуальных прав, например является участником ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) и ратифицировала конвенцию. Следовательно, Россия должна соблюдать международные договоренности и защищать результаты интеллектуальной деятельности и вытекающую из них интеллектуальную собственность.

Интеллектуальная собственность представляет значительную долю в объеме создаваемых произведений науки, литературы, искусства и других сфер. В отношении объектов интеллектуальной собственности признаются интеллектуальные права (ГК РФ ст. 1226): исключительное право (имущественное); личные неимущественные права (в случаях, предусмотренных законом); иные права (право следования, доступа и т.д.).

Конституция является основным источником интеллектуального права, однако конституционное право является слишком обобщающим и не может объяснить конкретные положения интеллектуального права, тем более на вопросы интеллектуальной собственности оказывают значительное влияние отдельные личности и структуры. Лоббирование интересов в области интеллектуальной собственности легче осуществлять с помощью множества отдельных мелких документов, а не посредством одного крупного. О данных проблемах говорил еще в начале XXI века отечественный правовед В.А. Дозорцев, который также отметил, что дифференцированное регулирование конкретного вида интеллектуального права возражений в правовых средах практически не вызывает, тогда как создание обобщенных положений в области построения взаимосогласованной системы интеллектуальных прав приводит к значительному сопротивлению со стороны научных кругов.[2] Одни согласны с созданием обобщенной системы, другие говорят о невозможности таковой и необходимости дифференцированного подхода к интеллектуальной собственности.

Рассматривая отечественные особенности регулирования интеллектуальной собственности, следует отметить пункт «о» ст. 71 Конституции РФ, согласно которому правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении российской правовой системы. Полномочия по исключительному ведению осуществляются федеральными органами государственной власти и регулируются федеральными законами и федеральными конституционными законами.

Так, в ст. 26.1 («Суд по интеллектуальным правам») ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» указывается, что данный вид суда является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.[3] Например, ФЗ «О защите конкуренции»[4] сообщает, что не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Регулирование интеллектуальной собственности на конституционном уровне является важным шагом к трансформации общественных отношений и серьезно меняет сложившиеся мнения по вопросам интеллектуального права. Происходит формирование государственных механизмов по разрешению многих правовых проблем. Раскрытие конституционных основ таких категорий, как «интеллектуальная собственность», «интеллектуальные права» и «защита интеллектуальной собственности», в научной среде позволит в дальнейшем выработать единый правоприменительный подход к разрешению спорных ситуаций.[5]

Перечень конституционных экономических прав достаточно обширен, и абсолютно полное его правовое описание составить практически невозможно, что напрямую связано с ч. 1 ст. 55 Конституции РФ,[6] согласно которой перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Интеллектуальные права относятся к разряду экономических и постоянно развиваются, а значит, и полный их перечень подробно рассмотреть в правовой науке невозможно.

В результате исследования можно сделать вывод, что конституционно-правовые основы интеллектуальной собственности остаются до сих пор весьма глобальной проблемой, а современные тенденции развития государства связаны с универсализацией и интенсификацией конституционных ценностей на большинство правовых институтов с целью их сближения и сокращения коллизий. Интеллектуальное право не является исключением.

Дальнейшие тенденции в области правовой науки связаны с необходимостью более глобального изучения роли человека и интеллектуального продукта его мыслительной деятельности. Это поможет выработать справедливые методы присвоения и защиты результатов интеллектуальной деятельности. Интеллектуальная собственность с конституционной позиции должна рассматриваться как исключительное право человека-творца на все возможные результаты его интеллектуальной деятельности, в том числе и еще не проработанные в действующем законодательстве.

С нашей точки зрения, наиболее рациональным подходом для предоставления конституционно-правовой защиты интеллектуальной собственности с максимальной справедливостью является совершенствование законодательства Российской Федерации на основе опыта наиболее развитых иностранных государств и выработка единой государственной политики в сфере правового регулирования результатов интеллектуальной деятельности. Например, во Франции конституция регулирует интеллектуальную собственность и в 2012 году признала правильным закон о вознаграждении за использование фонограмм в личных целях.  Можно считать эффективным проведение дальнейших научных изысканий в области сравнительного изучения развития отношений интеллектуальной собственности и их защиты.

 

Список источников и литературы

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/
  3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/

 

Литература:

  1. Дмитриев Н.Д., Ермошин П.Ю. Конституционно-правовые основы интеллектуальной собственности // Вестник ННГУ. 2021. №1.С.44-45.
  2. Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Юридический мир. 2020. № 3–6. С. 4–9.
  3. Морозова Т.А. Защита интеллектуальной собственности: правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации // Современное право. 2019. № 8. С. 75–80.
  4. Курбанов Р.А., Шведкова О.В., Белялова А.М. История становления и развития права промышленной собственности // Экономика. Право. Общество. 2015. № 4. С. 13–23.
  5. Шамба Т.М. Интеллектуальная собственность и культурные ценности. М.: ВШ, 2021. 170 с.

 

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

[2] Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Юридический мир. 2020. № 3–6. С. 9.

[3] Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/

[4] Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/

[5] Морозова Т.А. Защита интеллектуальной собственности: правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации // Современное право. 2019. № 8. С. 75.

[6] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/