Совершенствование методов обучения истории занимает важное место в поиске современной обновленной концепции воспитания. Центральной задачей методики обучения истории является поиск отправной точки формирования исторических представлений. Очевидно, что о любви к Родине, ее героическому прошлому педагоги начинают говорить в начальной школе в интегрированном курсе «Окружающий мир», но методика преподавания начального курса истории окончательно не разработана, поскольку подготовка учителя для этой сферы деятельности отсутствует в педагогических вузах. Для выработки четкой методологической концепции преподавания истории младшим школьникам необходимо обратиться к истории развития исторического образования в целом с привязкой к возрастным особенностям и отбору содержания.
Преподавание собственно истории началось в России в XVII веке для детей из царской семьи и их приближенным по специально подготовленным рукописным азбуковникам. В содержании данных книг были освещены яркие события прошлого, которые были представлены в виде картинок, изображавших исторические события, бытовые эпизоды и занятия жителей разных стран [6, c. 132]. В этот период из Западной Европы в Россию пришла традиция изготовления «потешных книг». Вначале они были названы «фряжскими картинками», затем «потешными листами», а позже «лубочными картинками» или же «лубком». Данные листы содержали картинки из истории, географии и быта различных стран. Именно эти книги стали началом обществоведческого и исторического просвещения русских детей различных сословий [6, c. 133].
Стоит отметить, что лубочные картинки и рукописные книги как первый источник исторического образования для детей 7-12 лет впервые появились в XVII в. и довольно быстро приобрели популярность среди городских сословий и крестьянства из-за возможности освещения большого обилия тем. Происхождение самого термина «лубок» до сих пор достоверно неизвестно, однако, принято считать, что слово «луб» значило «липовая кора», которую использовали в качестве материала для создания различных сюжетов, гравюр, самих лубочных книг. Это сравнительно дешевые и примитивные массовые издания, снабженные яркой незамысловатой картинкой, рассчитанные на непритязательную аудиторию. Именно ее и использовали в качестве элементарных пособий для привития детям младшего возраста интереса к исторической информации в целом. В литературе подобного жанра XVII века значительная роль отдается религиозной тематике. Всевозможные жития святых, псалтыри, молитвенники, святцы, творения святых отцов выступают пособиями для тех, кто расширяет кругозор детей. Элементарные знания исторической географии, о расселении народов, их этнической принадлежности содержались именно в них. Помимо религиозной литературы в этот период появляется и публицистика, которая содержит примеры моральных поступков и грехов, представлений о добре и зле, справедливости и корысти и т.п. Литература, подобная повести «Шемякин суд», выступает своеобразным средством обучения, направленным на решение воспитательных задач.
Преобразовательные тенденции XVIII века изменили и содержание обучающей литературы, которая стала приобретать новые черты, новые сюжеты, основывающиеся на народных сказаниях, например, о Добрыне, Илье Муромце и Алеше Поповиче. Здесь уже четко демонстрируется любовь к Отечеству, дается представление о его границах и необходимости защиты от врага. Такое понимание исторического прошлого было направлено на осознание ребенком идеи служения своему государству, рождало чувство сопричастности единому историческому прошлому России. Благодаря выходу в 1786 году Устава народных училищ, история была введена как отдельный предмет в младших классах гимназий, народных училищ и частных пансионатов, предназначенных для дворянских детей от 9 до 12 лет. Пропедевтический характер предмета «История» зиждился на идеях Я.А. Коменского. Его идеи заключались в следующем: учителям рекомендовалось использовать иностранные учебники и такие методы обучения, как пересказ прочитанного и чтение текстов, рассказ учителя, составление синхронических таблиц учителем и детьми, а также зазубривание вопросов и ответов по тексту [6, c. 279].
После Отечественной войны 1812 года и восстания декабристов в 1825 году царское правительство провозгласило историю вредным предметом. После чего история была исключена из курса обучения начальных классов вплоть до 60-х годов XIX века. Однако несмотря на это, в учебниках литературного чтения началась печать обширных текстов по древней истории, так же детям предлагалось множество интересных фактов из жизни царей, святых и полководцев [8, c. 498].
Сама методика преподавания начального курса истории появилась позже, чем предмет «История», – во второй половине XIX века. Методисты-историки дали обоснование понятию исторической пропедевтики в начальных классах, определили ее место в школьном курсе истории, разработали основные компоненты методической системы. Основоположниками методики пропедевтического курса истории являются К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.), Н.Ф. Бунаков (1837-1904 гг.) и С.И. Гессен (1887-1950 гг.) [2, c. 19].
Н.Ф Бунаковым и К.Д. Ушинским была создана методика объяснительного чтения, согласно которой дети должны были читать и пересказывать исторические тексты. Н.Ф. Бунаков считал важнейшей задачей обучения воспитание школьника гражданином своей страны и призывал учителей поддерживать в ребенке чувство народности [1, c. 231].
К.Д. Ушинский создает для младших классов гимназий и народных училищ учебник под названием «Детский мир и Хрестоматия» [11, c. 203]. Сам педагог отмечает большую воспитательную роль исторических статей учебника, что делает его книгу актуальной и в наши дни, когда патриотическое воспитание детей имеет немаловажное значение для нашей страны. Стоит отметить, что при работе с детьми К.Д Ушинский предлагал вводить школьников в науку с помощью знакомых и близких им образов действительности, при этом с использованием таких методов обучения истории как: эвристическая беседа, рассказ учителя и беспрерывное повторение [3. C. 140].
Такой исследователь, как С.И. Гессен, известный русский педагог, называл историю начальных классов «эпизодическим курсом», так как выдвигал идею показывать ученикам лишь основные эпизоды развития общества. Так же он разработал «проблематические» методы обучению истории: «живой диалог», работа с историческими текстами, элементарное исследование [7, c. 271].
Третьим этапом становления исторического образования в начальной школе являются идеологически направленные общественно-исторические предметы (1920–1990-е гг.). Народный комиссариат просвещения после Октябрьской революции в 1920 г. ввел цикл общественно-исторических предметов «Родиноведение», «Обществоведение и история» с увеличенным временем для их изучения, по программе которых планировалось проводить беседы в 1-3 классах с привлечением исторических сведений. Данное нововведение сыграло важную роль в формировании личности учащихся младших классов в довоенный период, так как оно выполняло главное требование обществоведческого образования в то время: заложить в умы детей основы представления об истории развития социалистического государства [6, c. 279].
В 1934 г. в начальных классах был введен элементарный курс «История СССР», а уже в августе 1937 г. в качестве постоянного учебника был утвержден краткий курс истории СССР под редакцией А.В. Шестакова. Это был первый советский учебник элементарного курса истории, предназначенный для учащихся начальной школы 2-3 классов, который охватывал историю нашей страны от первобытного общества вплоть до 30-х гг. XX века [10, c. 139].
В 1951 г. Г.А. Глудманом было создано методическое пособие «Уроки объяснительного чтения исторических статей в 3-м классе», где учителям предлагались словарь исторических терминов, конспекты уроков истории, а также перечень детской литературы по истории для внеклассного чтения.
С 1961 г. в начальной школе действует учебник хрестоматия Т.С. Голубевой и Л.С. Геллерштейна «Рассказы по истории СССР для 4 классов», а в 1965 г. к этому учебнику было создано методическое пособие как конспекты уроков к курсу эпизодических рассказов [10, c. 140].
С 1966–1969 гг. история в качестве учебного предмета в 1–3-х классах исчезает, а начальная школа становится трехлетней. Четвертый класс теперь не относится к начальной школе, а потому в нем работают учителя-предметники, в результате чего историю стали преподавать учителя-историки, плохо разбиравшиеся в возрастных особенностях младших школьников. Данное положение с начальным историческим образованием существовало вплоть до 90-х гг. XX в. [10, c. 140]
В четвертом этапе мы можем выделить такую тему, как обществознание и история в качестве составляющих частей курса «Окружающий мир» (конец XX – начало XXI в.). В 90-е гг. XX в. начальная школа вновь стала четырехлетней. В школьную программу вводится учебный предмет «Окружающий мир», на основе которого вновь осуществляется историческая пропедевтика. В состав интегрированного курса «Окружающий мир» входят историко-обществоведческая и природоведческая составляющая. В первом и втором классах они изучаются интегрировано, а в третьем и четвертом классах разделяются на два самостоятельных предмета [12, c. 76].
Основной задачей исторической пропедевтики на начальном этапе изучения истории является пробуждение интереса к Отечественной истории, желания искать и узнавать новую информацию, знакомство с духовным опытом прошлых поколений, человечества в целом, а также подготовка учащихся к освоению следующего, более сложного курса истории старших классов. Однако учителю начальных классов необходимо понимать, что у учеников начальной школы еще нет базовых исторических знаний о прошлом, поэтому важной задачей учителя является именно наделение учеников необходимыми знаниями и обучение основным методам исторического познания. Ребенок по окончанию курса должен быть подготовлен к систематическому изучению истории в средней школе, обладать основными навыками и умениями работы с картой и хронологией [5, c. 256].
В предметную основу курса должны входить такие знания по истории, которые ребенок сможет связать со своим личным жизненным опытом, чтобы в полной мере освоить получаемую информацию. Однако необходимо учитывать, что опыта у учеников еще очень мало, поэтому следует опираться на то, что им знакомо и близко: историю родного края, историю своей семьи.
В настоящее время для более быстрого и полного понимания курса «Окружающий мир» активно используются педагогами при подготовке урока, а также учениками для самостоятельного изучения материала, электронные образовательные ресурсы. К ним относятся: приложения, электронные учебники, контрольные, тренажеры, самостоятельные, тесты, проверочные работы. Этот список также дополняют следующие виды сайтов: тематические ЭОР, электронные средства наглядностей, сайты для педагогов и детей. Например, на сайте «Российская электронная школа» находится очень информативный и наглядный курс «Окружающего мира», который довольно простой для детского восприятия. Курс охватывает 13 разделов на самые важные темы: «человек и общество», «общение», «чему учит экономика», «здоровье и безопасность» и т.д. [10, с. 141]
Одной из основных проблем преподавания истории в начальных классах в конце XX – начале XXI веков, как и в 60-е гг. XIX века является соотнесение сложности и объема учебного материала с психологическими и возрастными возможностями школьника [9, c. 5]. В начальной школе в настоящее время реализуется несколько учебно-методических комплектов (УМК), каждый из которых по-разному решает проблему общественно-исторического образования младших школьников [4, c. 144].
Подводя итоги, мы хотим отметить, что проблему исторического образования младших школьников каждый автор учебно-методических комплектов решает по-разному, но, несмотря на это, половине из них удалось объединить и взаимно дополнить три непохожих друг на друга раздела, такие как история, обществознание и естествознание.
Так же стоит сказать и про методы обучения, предлагаемыми современными педагогами. Они предлагают сочетать развивающие личностно ориентированные методы с репродуктивными, то есть применять в данной деятельности: проблемный диалог, исследование, рассказ учителя и доклад ученика, демонстрации слайдов и картин.
Стоит отметить, что методики обучения учеников начальной школы как современных учителей, так и преподавателей прошлых лет направленны на всесторонне и комплексное развитие детей, приучают их работать с различными источниками информации, ориентироваться в ней без особых усилий. По итогу прохождения пропедевтического курса истории ученик начальной школы должен научиться самостоятельно ставить проблему по тому или иному материалу и задавать правильные вопросы, что приводит к формированию у него собственного индивидуального и критического мышления.
Таким образом, основной задачей начального этапа обучения истории является введение учащихся в контекст исторической науки и необходимость помочь детям ориентироваться в большом объеме информации. На данном этапе важнее всего научить ребенка работать не только с текстами, но и с картами, таблицами различных видов – генеалогическими, хронологическими и т.д. Начальная школа представляет собой основу, на которой базируется все школьное воспитание и обучение, а также стремиться воспитать всесторонне развитую и гармоничную личность.
Список литературы:
- Бунаков Н.Ф. Школьное дело: учебный материал, проработанный на учительских съездах и курсах за 30 лет (1872–1902 г.). 3-е изд., значит. перераб. СПб.: Гутзац, 1906. 231 с.
- Гессен С.И. Глобальная «метода», или глобальное обучение грамоте / под ред. А. Павлова, С.И. Гессена, Н.А. Ганца и др. // Русская школа. Прага: Земгора, 1935. № 2–3. с. 19–41.
- Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. 270 с.
- Гурцкой, А. А. В мире чудес. Пособие для внеклассного чтения в начальной школе и не только… // А.А. Гурцкой. — М.: Феникс, 2017. 144 c.
- Кульневич С. В. Анализ урока в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов // С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. — М.: Учитель, 2019. 256 c.
- Лыжина О.А. Формирование исторических представлений младших школьников на уроках исторической пропедевтики // Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2016. 279 c.
- Методика начального обучения истории // под ред. М.С. Васильевой. М.: Просвещение, 2016. 271 с.
- Никитченков, А. Ю. Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе // А.Ю. Никитченков. — М.: Прометей, 2017. 498 c
- Саплина Е. В. История в начальной школе // Преподавание истории в школе. 2008. №8. С. 5-12.
- Синеева М. В., Налимова Т. А., Кропочева Т. Б. Историческое образование младших школьников на основе краеведения // Вестник Томского государственного университета. 2018 г. № 429. С. 132-142.
- Ушинский, К. Д. Детский мир и хрестоматия в 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 203 с.
- Чутко Н.Я. О преподавании истории в начальной школе. Система Л.В. Занкова // Начальная школа. 2018. № 11. С. 76.