ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА

1 мая 6:57

С целью повышения качества содержания, воспитания, обучения и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних происходит реализация мер, связанных с укреплением роли семьи и реализацией государственных мер, направленных на поддержку семьи, а также на повышение качества, эффективности и доступности услуг, представляемых семьям государственными и муниципальными органами и учреждениями. В данном ключе речь также идет о роли социальных служб, работа которых направлена на профилактику неблагополучия семейных отношений[1]. В частности речь идет о воздействии социальных служб на родителей, которые ненадлежащим образом выполняют обязанности, связанные с воспитанием детей, их содержанием, обучением, защитой прав и законных интересов.

Содержание и воспитание несовершеннолетних является обязанностью родителей и законных представителей. При осуществлении возложенных обязанностей родители и законные представители не должны оказывать препятствие и противодействие установленных государством социальных стандартов, связанных с воспитанием и развитием детей, а также принимать меры, связанные с реализацией прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или законными представителями обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, оставление несовершеннолетнего без присмотра, необеспечение пищей, одеждой, мерами медицинского характера, а также надлежащими условиями проживания являются противоправными формами поведения. Зачастую такие проявления связаны с употреблением родителями алкоголя, психотропных веществ, наркотических средств, а также ведением антиобщественного образа жизни.

Органы внутренних дел в таком случае обязаны принять меры, связанные с осуществлением государственного принуждения, в частности, привлечь родителей или законных представителей несовершеннолетнего к административной ответственности. Согласно положениям Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы внутренних дел наделены широкими полномочиями. В частности ключевую роль в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних играют территориальные подразделения органов МВД по делам несовершеннолетних.

Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» предусматривает, что на сотрудников указанных подразделений лежат обязанности, связанные с выявлением родителей и законных представителей, которые уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей в отношении несовершеннолетнего, а также установление родителей и законных представителей, которые ненадлежащим образом исполняют обязанности.

Ежегодно сотрудниками указанных подразделений пересекается около полумиллиона административных правонарушений. При этом доля выявляемых случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей в отношении несовершеннолетних с каждый годом растет. Наибольшее количество правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в отношении несовершеннолетних выявляется в отношении законных представителей. Положения законодательства, предусматривающие ответственность родителей и законных представителей несовершеннолетних предусматривает разнообразные способы и формы упущений и ошибок, которые могут послужить основанием для привлечения к ответственности и назначении административного наказания.

Помимо этого, родители и законные представители могут быть привлечены к ответственности за совершение правонарушения самим несовершеннолетним, например, если подросток был задержан в связи с курением в общественном месте. При этом зачастую родители или законные представители не всегда знают о наличии вредной привычки у их ребенка, поэтому при составлении протокола об административном правонарушении в отношении родителей или законных представителей сотрудники правоохранительных органов указывают на отсутствие надлежащего воспитания[2].

Однако подобная практика должна быть исключена, поскольку уполномоченные должные лица не должны выходить за пределы своей компетенции, их служебной задачей является установление наличия или отсутствия фактов, которые указывают на наличие причинно-следственной связи между противоправным действием несовершеннолетнего и  виной родителя или законного представителя. При привлечении указанных лиц к ответственности, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении необходимо обратить внимание на осуществление профилактической работы. Так, профилактическая работа должна осуществляться в отношении несовершеннолетних, родителей, законных представителей, которые не исполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности в отношении несовершеннолетних. Речь идет о совершении антиобщественных действий, о вовлечении несовершеннолетних в употребление спиртного, бродяжничества, курение, а также содержание несовершеннолетнего в условиях, которые отрицательно влияют на его развитие и поведение[3].

Должностные лица специализированных подразделений правоохранительных органов в установленном законе порядке рассматривают заявления о правонарушениях в отношении несовершеннолетнего, а также устанавливают признаки общественно опасного деяния, при наличии которых наступает уголовная ответственность[4]. Относительно юрисдикционных полномочий сотрудники органов внутренних дел наделены правом составлять протоколы об административном правонарушении в сфере защиты прав несовершеннолетних. После составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел рассматривают вопрос о постановке родителей или законных представителей на профилактический учет[5].

Таким образом, анализ состояния работы, связанный с выявлением и документированием административных правонарушений по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями законными представителя обязанностей в отношении несовершеннолетних говорит о том, что при совершении указанных правонарушений впервые родители имеют возможность избежать ответственности, представив положительные характеристики и доводы о том, что в их действиях не проявляется отрицательного влияния на несовершеннолетнего. На данный аспект обращает внимание законодатель в Приказе МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации». Данные изменения направлены на урегулирование ситуации, когда правонарушение совершается однократно, при отсутствии отрицательного влияния  жестокого обращения, а также при наличии положительных характеристик в отношении родителей и законных представителей несовершеннолетнего[6].

При установлении фактов неисполнения родителями или законными представителями своих обязанностей, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетнего, а также с допущением угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего, возникают основания для изъятия детей из обстановки, в которых присутствует прямая угроза жизни и здоровью, из обстановки, которая не отвечает требованиям безопасности и нормального развития[7].

На сегодняшний день работа, связанная с обеспечением профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних и привлечением к ответственности лиц, которые не исполняют или исполняют ненадлежащим образом предписанные законом обязанности в отношении несовершеннолетних, требует совершенствования в виде формирования системы оценочных знаний для сотрудников правоохранительных органов. Применение такой системы позволило бы устранить наличие пробелов, встречающихся в предписаниях нормативно-правовых актов, а также позволило бы использовать психологические основы и знания об особенностях поведения несовершеннолетних в работе по профилактике правонарушений, совершаемых ими.

 

Список использованной литературы

 

  1. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 // СЗ РФ. 2017. № 23. Ст. 3309.
  2. Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.12.2018) // СЗ РФ. 2018. № 29. Ст. 4475.
  3. Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» (вместе с «Планом мероприятий на 2017 — 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»): Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // СПС «КонсультантПлюс».
  5. О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: Приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 // СПС «КонсультантПлюс».
  6. О внесении изменений в Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»: Приказ МВД России от 28 июня 2018 года № 404 // СПС СТРАС «Юрист».
  7. Аристов Е.В. Совершенствование административного законодательства о привлечении законных представителей несовершеннолетних к административной ответственности / Е.В. Аристов, Г.Г. Фахрутдинова // Административное и муниципальное право. 2018. № 6. С. 17 — 24.
  8. Аристов Е.В., Фахрутдинова Г.Г. Совершенствование административного законодательства о привлечении законных представителей несовершеннолетних к административной ответственности // Административное и муниципальное право. 2018. № 6.
  9. Киселев А. О ювенальной юстиции в Российской Федерации / А. Киселев // СПС «КонсультантПлюс», 2019.

 

  1. Ob ob#javlenii v Rossijskoj Federacii Desjatiletija detstva: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29 maja 2017 g. № 240 // SZ RF. 2017. № 23. St. 3309.
  2. Ob utverzhdenii plana osnovnyh meroprijatij do 2020 goda, provodimyh v ramkah Desjatiletija detstva: Rasporjazhenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 6 ijulja 2018 g. № 1375-r (s izm. i dop., vstup. v silu s 14.12.2018) // SZ RF. 2018. № 29. St. 4475.
  3. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitija sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih na period do 2020 goda» (vmeste s «Planom meroprijatij na 2017 — 2020 gody po realizacii Koncepcii razvitija sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih na period do 2020 goda»): Rasporjazhenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 22 marta 2017 g. № 520-r // SPS «Konsul’tantPljus».
  4. Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii dejatel’nosti podrazdelenij po delam nesovershennoletnih organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: Prikaz MVD Rossii ot 15 oktjabrja 2013 g. № 845 // SPS «Konsul’tantPljus».
  5. O dolzhnostnyh licah sistemy Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii po sostavleniju protokolov ob administrativnyh pravonarushenijah i administrativnomu zaderzhaniju: Prikaz MVD Rossii ot 30 avgusta 2017 g. № 685 // SPS «Konsul’tantPljus».
  6. O vnesenii izmenenij v Prikaz MVD Rossii ot 15 oktjabrja 2013 g. № 845 «Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii dejatel’nosti podrazdelenij po delam nesovershennoletnih organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii»: Prikaz MVD Rossii ot 28 ijunja 2018 goda № 404 // SPS STRAS «Jurist».
  7. Aristov E.V. Sovershenstvovanie administrativnogo zakonodatel’stva o privlechenii zakonnyh predstavitelej nesovershennoletnih k administrativnoj otvetstvennosti / E.V. Aristov, G.G. Fahrutdinova // Administrativnoe i municipal’noe pravo. 2018. № 6. S. 17 — 24.
  8. Aristov E.V., Fahrutdinova G.G. Sovershenstvovanie administrativnogo zakonodatel’stva o privlechenii zakonnyh predstavitelej nesovershennoletnih k administrativnoj otvetstvennosti // Administrativnoe i municipal’noe pravo. 2018. № 6.
  9. Kiselev A. O juvenal’noj justicii v Rossijskoj Federacii / A. Kiselev // SPS «Konsul’tantPljus», 2019.

 

[1] Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» (вместе с «Планом мероприятий на 2017 — 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»): Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р // СПС «КонсультантПлюс».

[2] Аристов Е.В., Фахрутдинова Г.Г. Совершенствование административного законодательства о привлечении законных представителей несовершеннолетних к административной ответственности // Административное и муниципальное право. 2018. № 6.

[3] Киселев А. О ювенальной юстиции в Российской Федерации / А. Киселев // СПС «КонсультантПлюс», 2019.

[4] Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // СПС «КонсультантПлюс».

[5] О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: Приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 // СПС «КонсультантПлюс».

[6] О внесении изменений в Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»: Приказ МВД России от 28 июня 2018 года № 404 // СПС СТРАС «Юрист».

[7] Аристов Е.В. Совершенствование административного законодательства о привлечении законных представителей несовершеннолетних к административной ответственности / Е.В. Аристов, Г.Г. Фахрутдинова // Административное и муниципальное право. 2018. № 6. С. 17 — 24.