АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ РОССИЙСКОЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

21 мая 9:03

Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.

Источниками права России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.[1]

Конституция является первоисточником права России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт, противоречащий Конституции, признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.

Несмотря на тот факт, что такое понятие, как правовая система повсеместно используется в юридической литературе, научных исследованиях, правотворчестве, в современной юридической науке нет единого подхода к определению правовой системы и ее структуры. Также существуют различные представления об этой проблеме, как на внутригосударственном, так и на международно-правовом уровнях, поэтому даже в наше время этот вопрос остается достаточно дискуссионным и актуальным для юридической теории.

Вопрос понимания правовой системы активно обсуждается в отечественных ученых кругах с 60-х годов прошлого столетия. Ведутся активные споры по поводу критериев правовой системы, которые также довольно часто рассматриваются, как элементы правовой системы, соотношения правовой системы и системы права государства, предмета, объема и содержания понятия правовой системы (Рисунок 1).

Основу законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд составляют положения: (Рисунок 2) [5]

  

Рисунок 1. Уровни правового регулирования в РФ

  1. Конституция Российской Федерации. Особоезначению имеют положения ст. 71 Конституции РФ, которые установают порядок организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти (п. «г»), правовых основ единого рынка (п. «ж»), гражданское законодательство (п. «о»).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (нормы части первой ГК: глава 11 «Исчисление сроков» статьи 190-194, глава 28 «Заключение договора» статьи 447-449; нормы части второй ГК: статьи 525-534, статья 709, статья 769-775).
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (статьи 72-73, 301). [2]
  4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактнй системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  5. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[4]
  6. Нормативные правовые акты, утвержденные Президентом Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Рисунок 2. Основа законодательства РФ в контрактной системе [6]

  1. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
  2. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти о контрактной системе в сфере закупок. Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство экономического развития РФ.
  3. Нормативные правовые акты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» о контрактной системе в сфере закупок. Полномочия ГК «Росатом» по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности регламентированы положениями ст. 8 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», согласно ч. 1 которой ГК «Росатом» на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности по вопросам, перечисленным в данной части.
  4. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
  5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о контрактной системе в сфере закупок.
  6. Нормы международного договора.

Главенствующее, центральное и системообразующее место в структуре законодательства о контрактной системе в сфере закупок отведено Федеральному закону от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где определено, что другие федеральные законы, содержащие нормы права, связанные с закупкой товаров, работ, услуг, должны соответствовать его нормам.

Таким образом, Федеральный  закон  от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях: (Рисунок 3)[3]

— повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг,

— обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок,

— предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

В качестве элементов сферы применения выделяют: (Рисунок 4)

1) планирование закупок товаров, работ, услуг;

2) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключение гражданско-правового договора;

4) особенности исполнения контрактов;

5) мониторинг закупок товаров, работ, услуг;

6) аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральный закон №44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с: [3]

1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;

2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите согласно Федеральному закону от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральному закону от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;

 

Рисунок 3. Сфера регулирования Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Госфонда России;

4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом;

5) привлечением адвоката к оказанию гражданам бесплатной юридической помощи.

 

Рисунок 4. Полный цикл регулирования контрактной системы ФЗ-44 от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Таким образом, с принятием Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начал формироваться механизм осуществления закупок, состоящий из стадии определения контрагентов (размещения заказа) как процесса непосредственного приобретения товаров, работ, услуг и стадии закупки как части контрактной системы, включающей в себя планирование закупок и контроль за правомерностью и эффективностью их осуществления. Однако для дальнейшего совершенствования контрактной системы в Российской Федерации необходимо последовательное и системное внесение изменений в отдельные положения этого закона.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.04.2021.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 8 декабря 2020 г. //http://www.garant.ru/ 04.2021.
  3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) //http://www.garant.ru/ 04.2021.
  4. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция) //http://www.garant.ru/ 04.2021.
  5. Кикавец В.В., Маковлев А.Ю. Особенности  правового   регулирования в сфере государственных закупок за рубежом // Госзаказ в вопросах и ответах. 2010. №1. электронная версия статьи, размещенная на интернет-сайте Международного центра финансово-экономического развития, http://www.mcfr.ru/journals/.
  6. Контрактная система   в   сфере   закупок   товаров,  работ,  услуг  для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Сборник нормативных правовых актов. 10-е изд. – М.: ИД «Юриспруденция», – 416 с. (ISBN 978-5-9516-0725-6).