Учебник всегда был основным источником получения новых знаний, неотъемлемой частью в обучении. Великий чешский педагог Я. Коменский, отводил именно учебнику ведущее место среди всех компонентов учебного процесса.
Требования, выдвигаемые к современному учебнику, выросли: это и соответствие уровню современной науки, и обеспечение связи между теорией и практикой, а также обеспечение национального воспитания. Компьютеризация сделала возможным создать и использовать новое поколение информационных образовательных технологий, что существенно повышает качество обучения.
Основными принципами для создания современных электронных учебников являются:
- Использование разнообразных данных, таких как: текст, графика, аудио, видео, анимации (мультипликации);
- Доступность и простота в поиске и выборе справочной информации;
- Более совершенна система контроля знаний (объективность, разносторонность);
- Интерактивная связь ученика и учителя. 1, с.45
Современный электронный учебник создается с помощью мультимедийных технологий, что позволяет ему войти в новое поколение средств обучения, объединяющие передовые достижения педагогической науки с дидактическими возможностями современных информационных и коммуникационных технологий.
Сегодня электронному учебнику отводиться роль принципиально нового способа познания, который интегрирует функции других элементов системы благодаря применению гипермедийных средств и телекоммуникационных технологий.
Для образования учебно-познавательной среды, электронного учебника, необходимо обосновать и определить структурные компоненты, их дидактическую функцию и определить особенность их реализации.
Главной задачей электронного учебника является обеспечение теоретическим материалом, контролем, методическими указаниями для работы, тренировочными заданиями. В целом он представляет собой программно-методический комплекс.
Основываясь на изучение педагогического опыта в применении компьютерных средств обучения, опираясь на базовые положения теории учебника и дидактические возможности современных гипертекстовых и сетевых технологий разрабатывается теоретическая модель современного электронного учебника. Основываясь на функциональный подход, установлена структура элементов электронного учебника, определена функция, взаимосвязь, устройство взаимодействия в условиях применения гипермедийных технологий для их реализации. Это позволяет определить особенности современного электронного учебника. 2, с.50
Можно выделить пять особенностей современного электронного учебника.
Первая особенность – это новый принцип построения учебного материала. Многоуровневость информации в сочетании с информационными массивами разных типов, образуя единое смысловое целое. Преимущества для ученика:
- может сформировать собственную систему существенных связей между видами знаний;
- усвоить не только фактологические сведения, но и причинно- следственные отношения между соответствующими информационными единицами;
- обучаться по индивидуальному пути и в удобном темпе.
Доступность усвоения учебного материала происходит за счет различных уровней сложности дидактического материала. Для реализации личностно-ориентированного обучения необходимы условия создания разно уровневых заданий. Важнейшим требованием к электронному учебнику также является оптимальное и рациональное использование мультимедийных форм представления учебного материала. 3, с.101
Вторая особенность это деятельностный характер обучения. Она заключается в возможности использования гипермедийных возможностей современных компьютерных технологий. Структурные элементы дадут возможность объединения традиционных и новых видов учебной деятельности. Их комплексное использование – разработка теоретического материала на динамических моделях, проведение компьютерного эксперимента, решения задач в интерактивном режиме и тому подобное.
Таким образом, электронная форма соединит учебник с исследовательской лабораторией, что сделает обучающегося, активным участником процесса обучения и простимулирует его познавательную активность.
Третья особенность – это использование иллюстрационного и звукового материала. Данная особенность решает проблему сложности чтения текстов большого размера. Возможно применение двух режимов обучения: текстового и звукового. Аналогом книги можно считать текстовый режим, а аналогом учебного фильма – звуковой. Эти два способа отображают учебный материал.
Для обогащения процесса обучения следует применять:
- Наглядный высококачественный иллюстративный материал в виде двухмерного, объемного, статического и динамического изображения;
- Звуковое сопровождение, которое будет отображать на экране материал и действия обучаемого. 3, с.102
Данная особенность заключается в аудиовизуальном представлении материала, которая включает образную и эмоциональную память. Система восприятия и запоминания существенно влияет на формирование представлений, которые занимают центральное место в образном и словесно- логическом мышлении.
К четвертой особенности относится качественная обратная связь. Она необходима для развития самостоятельности учащегося, для эффективного самообучения, самоконтроля, самокоррекции. Достигается путем взаимодействия, обучающегося и средой электронного учебника, а также наличием диагностической системы. Автоматическая диагностика знаний предоставляет статистические данные о ходе обучения, что предоставляет преподавателю проанализировать, сделать необходимую корректировку, а также спрогнозировать учебный процесс. Обучающийся будет иметь возможность прослеживать рост своих достижений, что будет способствовать поднятию его самооценки.
Пятая особенность – это интегрированность. С одной стороны, электронный учебник сочетает разные компоненты системы дидактических средств:
- теория, задачи для усвоения и обработки знаний;
- средства для проведения компьютерного эксперимента;
- тестовые задания для разных видов контроля знаний. 3, с.103 Овладению учащимися такими методами познания как: индукция,
дедукция, ассоциативность, зависит от качества подбора учебного материала, тренировочных упражнений, тестовых задач разного уровня.
Для достижения этой цели необходимы знания и умения по другим предметам для реализации межпредметных связей, созданию заданий на сравнение, выделение главного, классификацию, обобщение, систематизацию.
Также происходит интеграция учебных ресурсов, находящиеся в электронном виде, в том числе и глобальной сети Интернет.
Это сочетание способствует быстрому обновлению и преобразованию представленного в учебнике учебного материала, динамичного накопления его новым содержанием, что будет соответствовать уровню современной науки, а также к изменениям в стандартах образования.
Незаменимым в электронном учебнике должны быть интерактивные инструменты и мультимедийный контент. Дополнительной возможностью может быть такой важный инструмент, который позволит сделать заметку, закладку, использовать словарь, выделить текст, осуществить поиск, по ключевым словам, и другое.
Электронный учебник – это эффективное средство самообучения, который ориентирован на формирование познавательной деятельности ученика, его активности в изучении дисциплины, что является первоочередной задачей самообразования. 4, с.52
Электронный учебник также реализует деятельностный подход, который заключается в развитии, логики, аналитики, конструктивного мышления. С его помощью происходит обогащение методами познания, средствами быстрого доступа к знаниям. Ведущей функцией, с данной точки зрения, следует считать развивающе-воспитательную функцию, так как на основе развития личности производится воспитательный эффект.
Таким образом, следует учитывать особенности электронного учебника и тщательно спланировать:
- учебный материал, с использованием традиционных методов и форм преподавания;
- увеличение материала для самостоятельной разработки;
материал, с применением исследовательского и поискового методов и др.
Таким образом, электронные учебники, имеющие возможность использования современных средств информационно-коммуникационных технологий, существенно отличаются от бумажных. Электронный учебник не дублирует традиционный, а дополняет его структурными компонентами. К основным чертам структурной организации такого электронного учебника относят: интерактивность, использование возможностей мультимедиа, обратную связь, возможность организованного доступа с страниц электронного учебника к необходимым информационным ресурсам Интернета, многоуровневость изложения учебного материала, быстрый поиск информации, наличие иллюстративных примеров и моделей, сопровождение текстового материала аудио- и видеоинформацией, организация разноуровневого контроля знаний. 4, с.53
Электронные учебники должны удовлетворять учебно-методическим, дизай-эргономическим и техническим требованиям, которые основываются на критериях к электронным учебным изданиям. Требования учебно- методического плана традиционные, однако имеют и определенные особенности. Среди них важно выделить научность содержания электронного учебника. Содержание текстового учебного материала должено раскрывать то ключевое положение, которое признано среди ученых, и одновременно с этим предоставлять другие возможные теории. Комфортный размер шрифта текста обязан соответствовать требованиям, которые обеспечивают сохранение зрения у обучающихся.
При современной информатизации образования, быстрого развития и совершенствования информационных технологий необходим новый подход к средствам обучения, что делает необходимым разрабатывать и внедрять в образовательную практику электронных учебников.
Роль электронного учебника – повышать качество обучения нового поколения. Практика показывает то, что использование такого рода учебников повышает эффективность образования и в перспективе будет играть главную роль в получении знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Текст] учебное пособие / И. Г. Захарова. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 188 с.
2 Коблова, Д. В. Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе / Д. В. Коблова, С. А. Косарева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012.
3 Кузнецов А.А. Сергеева Т.А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. 2006, № 2. С.50
4 Червякова, Я.И., Чибисова, О. В. Электронный учебник как средство новых информационных технологий // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. №4.– С.52-53.