В последние годы в Арктической зоне Российской Федерации активно формируется особый порядок государственного управления, направленный
на обеспечение национальной, экологической безопасности, социально-экономическое развитие и превращение Арктической зоны в важнейшую ресурсную базу Российской Федерации. Это обусловлено геополитическими и стратегическими интересами в данном регионе.
В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г., было определены главные цели, основные задачи и приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике. Был введен значимый в политическом, экономическом и правовом плане новый термин — «Арктическая зона Российской Федерации».
Ключевым элементом в освоении Арктических территория является – координация. Необходимо выстроить четкую систему управления и механизм координации действий между федеральным центром и Арктическими регионами.
В вопросах государственной политики в Арктике одной из важнейших и первостепенных задач является совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации.
Государственная регуляторная политики является одним из инструментов стратегического государственного управления, позволяющим сформировать цели правового регулирования и эффективное достижение целесообразного результата. В этом контексте государственное управление выражается в форме регуляторной политики и определяет стратегии трансформации институтов национальной правовой системы в парадигме модернизации социально-экономической и политической систем, основанной на соответствии комплекса используемых правовых средств достижимости поставленной цели, ценности, качества и полезности достигнутых результатов. Ключевым моментом государственной регуляторной политики выступает критерий ее эффективности в контексте оптимизации и повышения качества стратегий и технологий государственного управления.
Безусловная значимость государственной регуляторной политики детерминирована фундаментальным противоречием между движением к устойчивому развитию и возрастанием риска жизни1. Риск-рефлексия является сформировавшимся атрибутом современного социально значимого мышления, а снижение риска — важнейшим компонентом построения государственных стратегий, релевантных и подчиненных общественным интересам. Соответственно, конструирование государственной политики должно производиться гибридным способом, то есть по группам интересов, обеспечивающим социально распределенную экспертизу за счет гетерогенности различных спецификаций коллектива и преодоления контрастности между ними, путем политического общения.
Устойчивость патернализма в российском общественном сознании, ориентированном на модель исключительных прерогатив государства в политико-правовом конструировании, дефицит коммуникативных компетенций соответствующего содержания у тех или иных авторов, недостаточность активности и социальной ответственности самих граждан могут приводить к дефектам идентификации надлежащих контрагентов формирования модели государственной регуляторной политики, в том числе учитывая уровень сложности и правила интерпретации соответствующей правовой информации. Тем важнее в контенте стратегического государственного управления оптимальная селекция субъектов, способных транслировать правовую информацию необходимого уровня содержания, результатом взаимодействия которых, прежде всего, станет система программно-ценностных и нормативных актов, определяющих правовую основу государственной политики, обеспечивающей государственное управления как в целом на уровне страны или же отдельно взятого субъекта, так и по отдельным сферам жизнедеятельности общества.
Освоение Российской Арктики может считаться результативным лишь в условиях сбалансированного изъятия всех природных ресурсов и восстановления потенциала окружающей среды, диверсификации экономики и взаимовыгодного экономического сотрудничества с зарубежными странами, сбалансированности мест приложения труда и системы расселения населения.
Исследователи в области регионального развития отмечают, что одним из факторов устойчивости региональной экономической системы является состояние кадровых ресурсов. Их квалификация и объем определяют ограничения экономического развития, влияют на миграционные потоки и должны учитываться при разработке и реализации экономической, социальной и миграционной политики регионов.
Это означает, что устойчивое региональное развитие требует своевременного обеспечения выбранных приоритетов квалифицированными кадрами, что обусловливает необходимость их заблаговременной профессиональной подготовки, а также предъявляет повышенные требования к количественному и качественному составу кадров как одному из ключевых факторов функционирования и эффективного развития региональной экономики.
В данном контексте кадровое обеспечение экономики региона можно трактовать как комплексный процесс наполнения региональной экономики необходимым количественным и качественным кадровым составом, требуемым для реализации стратегических приоритетов в целях достижения устойчивого развития региона. Процесс кадрового обеспечения экономики региона, направленный на достижение устойчивого регионального развития, должен быть непрерывным и включать в себя следующие обязательные этапы:
- Оценка текущего кадрового состава региональной экономики.
- Формирование прогноза кадровой потребности экономики с учетом стратегических приоритетов развития региона.
- Информирование населения для вовлечения в процесс кадрового обеспечения, в т. ч. профессиональная ориентация населения.
- Определение источников обеспечения кадровой потребности экономики региона.
- Подготовка и переподготовка кадров.
Распределение и трудоустройство кадров Оценка текущего (существующего на данный момент времени) кадрового состава региональной экономики через набор количественных и качественных показателей позволяет дать характеристику имеющемуся кадровому потенциалу, оценить его достаточность и уровень соответствия приоритетам социально- экономического развития региона.
Таким образом, качество регуляторной политики определяется путем интеграции качества правотворчества, включая качество документов политического, программно-ценностного характера, и качества правоприменения. Меры, выработанные таким способом, не должны быть абсолютными во времени; они нуждаются в перманентном совершенствовании в контексте их проверки на адекватность реальной социально-экономической ситуации и непротиворечивости иным нормам действующего законодательства.
Литература
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
- Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
- Указ Президента РФ от 26.02.2019 № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
- Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
- Распоряжение Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 132-p «Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. 6. Закон Республики Саха (Якутия) «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера» // СПС «Гарант» (дата обращения 15.04.2021).,