Арктические районы РС (Я) отличаются от других районов Крайнего Севера более высокой стоимостью строительства жилых, производственных и инфраструктурных объектов, затратами на содержание техники и на обустройство одного работника промышленно-производственного персонала. Проблема развития арктических районов,
в том числе и РС (Я), состоит в сложности реализации природно-ресурсного потенциала на неосвоенных и необжитых территориях муниципальных образований Республики Саха (Якутия), входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации.
Основные ограничения и сдерживающие факторы связаны с:
— экстремальными климатическими условиями территории (самые низкие в стране среднегодовые температуры, длительный период отопительного сезона, ультрафиолетовая недостаточность), которые относятся к абсолютно и экстремально дискомфортным зонам
для проживания человека;
— существенными инфраструктурными ограничениями, в первую очередь, труднодоступностью, отсутствием круглогодичной наземной транспортной системы, связывающей арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны;
— повышенной ресурсоемкостью и северным удорожанием в его экстремальной арктической форме (арктическое удорожание), обусловленными особенностями территории;
— крайне высокими издержками и низкой конкурентоспособностью отраслей местного производства;
— высокой уязвимостью природных комплексов к антропогенному воздействию и длительностью их восстановления;
— отсутствием комплексного обеспечения комфортных условий
для проживания, работы и отдыха населения, слабой доступностью
и дефицитом качества основных социальных услуг (образования, здравоохранения, культурно-досуговых учреждений и т.д.);
— абсолютной зависимостью объектов жизнеобеспечения и условий жизнедеятельности и населения от северного завоза;
— продолжающимся миграционным оттоком населения (в основном, отток молодого, трудоспособного населения в возрасте от 16 до 35 лет), сокращением численности трудоспособного населения.
Ключевыми определяющими конкурентными преимуществами Арктической зоны Республики Саха (Якутия) являются:
— этнокультурный потенциал территории; население, обладающее уникальными арктическими компетенциями и навыками ведения традиционного хозяйствования;
— значительный природно-ресурсный потенциал территории;
— промышленные запасы полезных ископаемых;
— флора и фауна, обладающие высокой биологической активностью биологических сред, органов и тканей, являющиеся ценными охотничьими и рыболовными ресурсами, сырьем для медицинской и пищевой промышленности;
— уникальная ископаемая мамонтовая фауна;
— значительный потенциал поверхностных водных ресурсов;
— потенциал развития экологического, охотничьего, рыболовного туризма;
— наличие разведанных месторождений востребованных на мировом рынке полезных ископаемых (алмазов, золота, цветных и редкоземельных металлов), высокий потенциал по углеводородному сырью;
— наличие судоходных водных путей, протяженной трассы Северного морского пути вдоль 5 приморских районов республики с действующими портами в низовьях северных рек Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма, которые впадают в арктические морские акватории и являются артериями Северного морского пути;
— уникальный транзитный потенциал территории, обеспечивающий кратчайший путь странам Азиатско-Тихоокеанского региона к Северному морскому;
— государственная политика поддержки, сохранения и развития традиционных видов хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, северных якутов и русскоязычного старожильческого населения (оленеводство, рыболовство, охотничий промысел);
В настоящее время, дальнейшее развитие правового и стратегического регулирования Арктической зоны РС (Я) зависит реализации норм приведенных в Указе Главы РС (Я) «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» от 14 августа 2020 года № 1377.
Литература
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ
о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021). - Федеральный закон «О стратегическом планировании
в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021). - Указ Президента РФ от 26.02.2019 № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
- Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период
до 2035 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021). - Указ Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
- Постановление Правительства Российской Федерации
от 30.03.2021 № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021). - Указ Главы РС (Я) «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» от 14 августа 2020 года № 1377 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).
- Проект Федерального закона «О развитии арктической зоны Российской Федерации» (подготовлен Минэкономразвития России)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 08.11.2017) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2021).