ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ КОМПОЗИЦИОННУЮ СТРУКТУРУ ГОРОДА

27 декабря 4:11

Общественные здания играют важную роль в композиционной структуре города, являясь основными элементами застройки общегородского центра и районов. Планировочные и функциональные связи с системой улиц, площадей, транспортных магистралей создают основу городского плана, образуя городские ансамбли, которые подчиняют территорию своему художественно-образному воздействию и воспринимаются как композиционное целое. Г. Орлов и К. Держинский («Советская архитектура. Творческие проблемы») считали, что ансамбль, соединяя пространственную и изобразительную форму, способен эстетически обогащать образную содержательность среды жизнедеятельности человека, формируя композиции исключительно высокого идейно-художественного [1].

Являясь местами притяжения масс людей, здания размещаются на оживленных транспортных направлениях и площадях города или в непосредственной близости. Транспортные и пешеходные сети создают планировочную схему города, где общественные здания являются точкой опоры и играют роль архитектурной доминанты  или служат ориентиром. Ярким примером является здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, шпиль которого видно с 3 магистралей: Невского проспекта, улицы Гороховой и Вознесенского проспекта, создающих планировочный трезубец, который основал планировочную структуру и силуэт большого района.

В прошлом, в основном культовые здания определяли городской силуэт, задавая определенный «характер»: Коломенский дворец, Казанский Кремль в Казани, Петропавловский собор и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, колокольня Киево-Печерской лавры в Киеве и т.д. Сегодня эту функцию выполняют общественные здания: главные здания МГУ и МВД в Москве, комплекс «Москва-Сити», инновационный культурный центр в Первоуральске и т.д. Выгодное размещение таких зданий в центральной части города позволяет использовать их высотность не только, как ориентир, но и как «опорную точку» для создания градостроительной структуры и городского облика, а также может подчеркивать  функциональную значимость [2].

Современные социально-экономического городские условия требуют быстрого роста численности населения и развитию транспортных сетей,  что приводит к увеличению плотности застройки и всестороннего общественного обслуживания. Это явилось результатом появления  укрупненных и концентрированных комплексов, в которых скооперированы различные общественные учреждения. На размещение таких зданий в структуре города, объёмно-пространственную композицию и конфигурацию плана большое влияние оказывают развитие транспортного сообщения, т.к. привлекают население не только внутренних районов города, но и обширной внешней зоны [3]. Требования заключаются в комфортном пользовании транспортом, расположении остановок и парковок, безопасных пешеходных путях и прямом сообщении с внешними частями города. В результате, разрабатываются новые архитектурно-планировочные решения, объединяя общественные здания и транспортные сооружения, что создает многоуровневые комплексы с пешеходно-транспортными путями, галереями, стоянками для автомашин др. Социально-функциональная организация и пространственное окружение общественных зданий формируют архитектуру отдельного здания, которое становится градостроительным явлением и влияет на структуру композиции города [4].

Художественная выразительность, формирующая эстетическую композицию города и отражающая социально-экономические процессы развития, формирует у населения образные представления о качественной среде обитания, идейные и духовные предпочтения и  культурное воспитание. Именно «социальная архитектура»  создает  полноценные и востребованные общественные пространства и архитектурные ансамбли, а также мощные градостроительные акценты в городском контексте [5]. Проектные решения должны соответствовать возможностям всех категорий населения и повышать качество архитектурной среды, отвечая критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для обычных граждан и маломобильных групп населения без ущемления их возможностей [6]. 

Функциональное значение общественных зданий определяет их расположение в определенной структуре города. Учебно-воспитательные здания  размещаются рядом с жилой застройкой, спортивные сооружения планируются  вблизи скверов, парков и водоемов, торговые предприятия и «общепит»  требуют тесную взаимосвязь с центром города и развитой транспортной инфраструктурой [7]. В ряду улицы общественные здания, как правило, заглубляют по отношению к ее застройке, образуя парадные курдонеры и создавая композиционные акценты улиц. Даже в самой урбанизированной среде здания стараются связывать с природой, располагая их на возвышенностях, на берегах водоемов, вписывая в парковые массивы, и т. д. Для рационального решения генерального плана составляют схемы функционального зонирования городской среды, которые показывают нужду в размещении общественных комплексов, коммунальных объектов и зданий, обслуживающих потребности населения [8].

К каждому виду общественных зданий предъявляются определенные требования к проектированию, и имеется свой функционально-технологический процесс. Помещения здания должны соответствовать  функциональному назначению, создавая оптимальные условия для человека, а пространство отвечать технологическому процессу. В совокупности условий, определяется пространственная организация, размеры и формы здания [9].

Библиографический список

  1. Советская архитектура. Творческие проблемы / Орлов Г. М., Держинский К. А – М.: 1977.
  2. Белоусов В.Н и Кулаг Л.Н «Основы формирования архитектурно-художественного облика городов». – М.: Стройиздат, 1981.
  3. «Руководство по проектированию общественных центров городов, поселков и сельских населенных мест». Учебное пособие / ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя. – М.: Стройиздат, 1982.
  4. Гутнов Э.А «Эволюция градостроительства». – М.: Стройиздат, 1984.
  5. Маклакова, Т.Г. Проектирование жилых и общественных зданий/ Т. Г. Маклакова, С. М. Нанасова, В. Г. Шарапенко. – М.: АСВ, 1998.
  6. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1989.
  7. Бочаров Ю.П., Кудрявцев О.К. Планировочная структура современного города. – М.: Стройиздат,1972.
  8. Груза И. Теория города. – М.: Стройиздат, 1972.
  9. Кудрявцев О.К. Город и транспорт. – М.: Знание, 1975.

Bibliography

  1. Soviet architecture. Creative problems/Orlov G. M., Zhovinsky K. A — M.: 1977.
  2. Belousov VN and Kulag L.N «Basics of Formation of Architectural and Artistic Appearance of Cities.» — M.: Stroyizdat, 1981.
  3. «Guidelines for the Design of Public Centres of Cities, Towns and Rural Settlements.» Training Manual/CNIIP of Urban Planning State Citizen. — M.: Stroyizdat, 1982.
  4. Gutnov E.A «Evolution of Urban Planning.» — M.: Stroyizdat, 1984.
  5. Maklakov, T.G. Design of Residential and Public Buildings/T. G. Maklakov, S. M. Nanasova, V. G. Sharapenko. — M.: ASV, 1998.
  6. Architectural design of public buildings and structures: textbook for universities. — M.: Stroyizdat, 1989.
  7. Bocharov Yu.P., Kudryavtsov O.K. Planning structure of the modern city. — M.: Stroyizdat, 1972.
  8. Pora I. Theory of the city. — M.: Stroyizdat, 1972.
  9. Kudryavtsov O.K. City and Transport. — Moscow: Knowledge, 1975.

а