ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПИЧНОГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

26 ноября 10:29

Личностная характеристика правонарушителя изучается различными отраслями права — психологией, философией, криминалистикой, криминологией, судебной медициной. Каждая отрасль науки рассматривает личность согласно своей специфике и предмету изучения.

Наиболее полно на вопрос о качествах характера правонарушителей, на наш взгляд, отвечает криминальная психология, так как она рассматривает процессы, происходящие в психике лица на момент совершения преступного деяния [1]. Однако, так как «личность» не есть понятие единое для каждой приведенной отрасли, только комплексный подход может отразить целостную картину внутреннего мира отдельного человека.

Применительно к науке криминалистики, существует понятие «криминалистическая характеристика личности». Рассмотрим несколько определений данного понятия:

  1. Ведерников Н.Т. приводит следующее определение: характеристикой личности является собирание, анализ и оценка криминалистически значимой информации о личности, которая необходима для ее идентификации, соотношения полученной информации с тактическими задачами расследования преступления, а также установления полной картины совершенного преступления и реализации предупредительно–профилактических мер.
  2. Лушечкина М.А. дает несколько иное определение: это установление криминалистичеки значимой информации о лице, которая включает в себя сведения о присущих ей анатомических, биологических, психологических и социальных свойствах, необходимых для идентификации личности, установления картины преступления в процессе его раскрытия и расследования, а также использование ее для дальнейшей криминалистической профилактики [2].

Таким образом криминалистическая характеристика личности представляет собой процесс собирания и использования информации о личности, ее свойствах, необходимой для дальнейшей идентификации лица в процессе расследования преступления, а также принятия профилактических мер в дальнейшем.

Профессор Антонян Ю.М. в своём научном труде утверждает, что без изучения личности преступника, невозможно предупредить преступления различного рода, так как сама личность преступника является носителем причин совершения преступления [2].

Достаточно четко смысл установления личности преступника в криминалистике отразил Зуйков Г.Г., говоря, что именно установление личности является наиболее сложной частью раскрытия и расследования преступления. В ходе этой деятельности с использованием различных методов и средств происходит обнаружение, выявление, исследование и фиксация разного рода информативных свойств и признаков человека, имеющих существенное значение для раскрытия и расследования преступления. Эта деятельность на основе полученных данных построение модели искомого человека и организацию оперативных мероприятий, следственных действий, в том числе проведение судебных экспертиз по установлению личности [3].

Изучение данных личности преступников, классификация их по отдельным признакам, помогает сотрудникам правоохранительных органов верно оценить сложившуюся обстановку на месте преступления, выдвинуть те или иные следственные версии, по имеющимся следам определить возможные черты характера лица, совершившего преступление, что приведет к сужению круга потенциальных подозреваемых.

Личность преступника можно определить как личность человека, который совершает преступление вследствие определенных особенностей психического развития, антисоциальных взглядов и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей. Названные нами особенности психического развития Рогозиной Т.И. определяются как некоторая совокупность индивидуальных качеств человека, которая будет определять типичное для него поведение [4].

Юридическая литература содержит различные классификации типичных для большинства преступников особенностей психического развития, однако существуют следующие черты, с которыми соглашается большинство теоретиков:

  1. Общественная опасность, представляющая собой потенциальную способность лица нанести вред охраняемым государством общественным отношениям.
  2. Минимальная социальная адаптация. Данную особенность трактовать следует как недостаточное принятие человеком норм и ценностей, признаваемых обществом, а так же слабую коммуникативную способность человека.
  3. Антиобщественные взгляды, привычки.
  4. Низкий уровень правосознания, либо намеренное неприятие закрепленных законом норм.
  5. Негативная оценка собственных перспектив.
  6. Агрессия, иногда сопровождаемая вспышками гнева.
  7. Импульсивность — желание действовать по первому эмоциональному побуждению [5].
  8. Обидчивость и уязвимость в общении с обществом, применение насилия в состоянии обиды.

Нельзя утверждать, что наличие данных черт будет являться доказательством вины человека в абсолютном большинстве случаев, но их наличие ведет к тому, что человек может стать потенциальной опасностью для общества. Именно эти черты наиболее часто встречаются у правонарушителей.

Российским ученым, кандидатом психологических наук, Б.Г. Бовиным было проведено исследование на основе разработанного в 1930-1940-х годах Миннесотского многоаспектного личностного опросника (здесь и далее — ММЛО) и адаптированной в СССР Методики многостороннего исследования личности (здесь и далее ММИЛ). Бовин Б.Г. опросил 575 осужденных, ответы которых, в последствие, сравнил с ответами обычных граждан. Наиболее сильные различия наблюдались по следующим пунктам обеих методик:

1) 4-я шкала, которая отвечает за импульсивность личности;

2) 6-я шкала, отвечающая за склонность к злопамятности, конфликтности;

3) 8-я шкала, то есть склонность лиц уходить в «свой мир», избегать реальности, так же данная шкала отвечает за наличие у лица шизофрении.

Данные полученные Бовиным полностью сходились с исследованиями, проводимыми ранее учеными в США, а так же с данными, которые получили ученые из СССР. Указанные различия в шкалах 4, 6, 8 показывают отличие человека с криминагенными наклонностями от человека, у которого подобные наклонности отсутствуют. Шкала 4, например, отражает незрелое поведение, невозможность предсказать последствия своих поступков, пренебрежительное поведение к нормам морали и нравственности. Шкала 6 показывает, что человек подозрителен и злопамятен. Шкала 8 говорит об отчуждении человека от общества и его нежелание социализироваться [5].

Несмотря на все вышесказанное, нельзя утверждать, что личность человека, который совершил какое-либо противозаконное деяние, обязательно будет иметь существенные отличия от человека, который противозаконных деяний не совершал. Во-первых, правонарушитель может иметь твердые убеждения о своих действиях и воспринимать их как единственно правильные, а во-вторых, может сложиться ситуация, когда правонарушитель мог неверно понять ситуацию и действовать правомерно, с его стороны, а равно если он не знал или не мог знать о неправомерности своих действий.

На основании работы Рогозиной Т.И., представляется возможным привести психологические портреты правонарушителей разных типов:

  1. Воры: личности социально адаптированные, сильная импульсивность не выражена, аккуратные, спокойные, для достижения цели способны идти на близкие отношения, выраженный самоконтроль.

Действительно, даже в обывательском представлении воры — это лица спокойные. Для того, чтобы они смогли завершить задуманное, им нужно быть привлекательными для людей. Воры умеют убеждать и входить в доверие, а некоторые лица обладают ярко выраженным актерским талантом.

  1. Насильники: высокая склонность к контролю ситуаций, доминирование в отношениях с жертвой, минимальная эмпатия, высокая импульсивность, яркая демонстрация мужской модели поведения.
  2. Убийцы: замкнутость, пессимизм, тревожность, частые приступы состояния аффекта, внешне не агрессивны, однако имеют склонность к агрессии словесной, мышление затуманивается аффектом, может присутствовать невротичность, желание уединения.
  3. Киллеры: спокойствие, холодность в общении, высокий уровень самоконтроля, бесстрастность, мобильность.
  4. Многоэпизодные убийцы по сексуальным мотивам: ранимость, напряженность, импульсивность, сильный эгоцентризм, ощущение собственной уникальности, необычности, пренебрежение чувствами других [6].

Наиболее подходящий пример последнего типа правонарушителя — Андрей Чикатило, известный так же как «Ростовский потрошитель». Андрей Романович Чикатило, обвиняемый в 53 преступлениях, был известен как человек, обладающий повышенным чувством собственной уникальности, считавший себя талантливым человеком. По заключению психиатров, он был признан человеком без психических отклонений, однако из материалов его допроса явно следовало, что убийства приносили ему психологическое наслаждение [7].

Таким образом, изучение личности как в психологии и смежных с ней науках, так и в криминалистике имеет большое значение в целостном изучении данного аспекта. Применительно к криминалистике изучение личности необходимо для того, чтобы верно истолковать сложившуюся следственную обстановку на месте преступления, а также для дальнейшего выдвижения следственных версий и последующей профилактической деятельности. Сама личность преступника может складываться из различных черт, которые можно свести к нескольким основным: общественная опасность, неразвитая социальная адаптация, антиобщественные взгляды, правовой нигилизм, негативная самооценка, агрессия, склонность к резкой негативной оценке окружающего. Данные признаки могут отсутствовать, однако в большинстве случаев, описанных в литературе, они присутствуют в большинстве.

 

Список использованной литературы:

  1. Борисова С.Е. Психологические особенности личности преступника // Юридическая психология, 2007, № 3. С. 26-32.
  2. Исюткин-Федотков Дмитрий Владимирович Понятие и сущность криминалистического изучения личности // Актуальные проблемы российского права. 2018. №7. С. 186-192.
  3. Зуйков Г.Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления // Социальная Законность. 1971. № 11. С. 126-141.
  4. Рогозина Т.И. Юридическая психология: учебное пособие, Омская юридическая академия, 2013, 84 с.
  5. Шевченко В.М. Юридическая психология: учебное пособие, М.: Юнити-Дана, 2015, 287 с.
  6. Михайлова В.П., Корытчекова Н.И., Александрова Л.А. Юридическая психология, 2-е изд., ФЛИНТА, 2013, 392 с.
  7. Прокуратура Ростовской области. «Потрошитель» (дело Чикатило) // [Электронный ресурс] URL: http://www.prokuror-rostov.ru/history/17239/17432/ (Дата обращения 13.04.2020).

 

Spisok ispol’zovannoj literatury:

  1. Borisova S.E. Psihologicheskie osobennosti lichnosti prestupnika // Juridicheskaja psihologija, 2007, № 3. S. 26-32.
  2. Isjutkin-Fedotkov Dmitrij Vladimirovich Ponjatie i sushhnost’ kriminalisticheskogo izuchenija lichnosti // Aktual’nye problemy rossijskogo prava. 2018. №7. S. 186-192.
  3. Zujkov G.G. Kriminalisticheskoe uchenie o sposobe sovershenija prestuplenija // Social’naja Zakonnost’. 1971. № 11. S. 126-141.
  4. Rogozina T.I. Juridicheskaja psihologija: uchebnoe posobie, Omskaja juridicheskaja akademija, 2013, 84 s.
  5. Shevchenko V.M. Juridicheskaja psihologija: uchebnoe posobie, M.: Juniti-Dana, 2015, 287 s.
  6. Mihajlova V.P., Korytchekova N.I., Aleksandrova L.A. Juridicheskaja psihologija, 2-e izd., FLINTA, 2013, 392 s.
  7. Prokuratura Rostovskoj oblasti. «Potroshitel’» (delo Chikatilo) // [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.prokuror-rostov.ru/history/17239/17432/ (Data obrashhenija 13.04.2020).