В настоящее время криминалистическая наука активно развивается в Российской Федерации. Следственная и оперативно-розыскная практика, очень часто от безысходности ряда ситуаций, активно применяют новые идеи, например, возможность использования достижений биоритмологии или гипноза в криминалистике.
Нетрадиционные методы — это способы и приемы, которые употребляются лишь в решении единичных ситуаций в целях раскрытия преступления, при условии, что данный приём или метод не принят еще практикой в качестве, рабочего, устойчивого, типового, законного.
Сама по себе идея применения нетрадиционных способов в ходе расследования преступления находит свое не однозначное мнение на страницах научной и специальной литературы довольно продолжительное время. Например, на данную тему исследования положительно одобряют такие авторы как И.А. Остапенко, И.В. Александров, Л.Я. Драпкин, Н.П. Яблоков [2,4,5].
В тоже время другая группа ученых (Ларин А.М., Ратинов А.Р.) открыто критикуют следственный гипноз, полагая, что он нарушает права человека, является формой психического воздействия на участников уголовного процесса [3].
Проблема использования гипноза в деле борьбы с преступностью пока находится в эмбриональном состоянии, однако имеются основания надеяться на то, что в недалеком будущем в российской криминалистике сложится новое полнокровное направление – криминалистическая гипнология, способное существенно улучшить тактическое оснащение следственной практики.
В настоящее время большинство следователей скептически относятся к данному способу, но есть весомые прецеденты. Пример следственной практики из Пермской области. В поиске серийного убийцы следователи провели гипнорепродуктивный опрос свидетелей с помощью эксперта-психолога, который привел следователей к поимке преступника [1].
В следственной практике нередко можно наблюдать использование полиграфа для определения уровня лживости проверяемого, особенно при допросе свидетелей или подозреваемых. Эффективность данного метода заключается в изобличении скрытой информации, которая отрицательно может сказаться на судьбе допрашиваемого. Однако использование полиграфа имеет ограничения и способы «обхода» полиграфа: например, запрет применения на детях и беременных; способы — скрещивание ног и рук, применение медицинских аппаратов.
Широкое применение может достичь следующий не менее важный способ – биоритмология, цель которого заключается в установлении психического состояния допрашиваемого при использовании методов психологического воздействия. И как следствие следователь должен уметь использовать при допросе обвиняемого не просто отдельные его эмоции, но и его настроение.
Привлечение экстрасенсов при расследовании преступления в целом понятна, и может быть выражена в том, что в случае невозможности или при столкновении со значительными трудностями при раскрытии преступления, в целях торжества справедливости, неотвратимости наказания, ответственности за совершенное преступное деяния может быть привлечен экстрасенс, который теми или иными своими действия может способствовать раскрытию преступления. Вторая точка зрения как было указано выше, полностью диаметральна. Это связанно в первую очередь с тем что показания экстрасенсов очень трудно проверить, экстрасенсорные способности на сегодняшний день не получили официального признания научной общественности, кроме того экстрасенса не возможно подвести ни под одну из категорий специалистов или экспертов указанных в УПК РФ. Кроме того, ряд ученых, также считает, что получение доказательств по делу при помощи экстрасенсорики получены вне принципа законности, обоснованности и допустимости собранных доказательств по делу.
В различных источниках сомнамбулизмом называется особый вид помутнения сознания, при котором человек совершает повседневные по своему содержанию действия ходьбы, переезды в транспорте, перекладывание вещей и т.п. Всё происходящее в состоянии сомнамбулизма не осознаётся человеком, целиком и полностью забывается.
В следственной практике имелись эпизоды, когда при правильном инструктировании оперативных сотрудников следственных изоляторов и уголовных розысков, которые обеспечивали оперативное сопровождение расследуемых сложных уголовных дел (особенно убийств, изнасилований, разбойных нападений и т.п.), приводило к положительному результату при фиксации разговора во сне заключённых под стражу лиц, и как следствие получении от них правдивых показаний.
По моему мнению, думается, что рекомендации использовать нетрадиционные методы, сопровождаемые успокоительными оговорками о том, что данные, полученные в результате их применения, имеют ориентирующий характер, могут использоваться только в ОРД для формирования и выдвижения версий, но не в качестве доказательств, способны направить расследование в ложном направлении
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что с учетом нарастания социально-экономических конфликтов в России и дальнейшего усложнения преступлений будет неизбежно увеличиваться использование нетрадиционных приемов расследования для раскрытия любого преступления.
Список литературы:
- Фоторобот под гипнозом [Электронный ресурс] // Российская газета. — Режим доступа: https://rg.ru/2009/04/09/gipnoz.html (дата обращения: 15.04. 2020).
- Александров И.В. Криминалистика: учебник для вузов / И. В. Александров [и др.]; под общей редакцией И. В. Александрова; ответственный редактор Н. Н. Егоров. – М.: Юрайт, 2020. – 216 с.
- Ларин А. М. Криминалистика и паракриминалистика. – М.: БЕК, 1996. – 192 с.
- Остапенко И.А. О возможности применения нетрадиционных способ и знаний при расследовании преступлений // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 5. С. 161-163.
- Яблоков Н. П. Криминалистика : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Н. П. Яблоков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 239 с.