Введение: Преступления коррупционной направленности, бесспорно, входят в число наиболее негативных социальных явлений. К примеру, по статистическим данным МВД России общее число преступлений коррупционной направленности, зарегистрированных в 2019 году – 30991. В том числе за январь – декабрь 2019 года выявлено 1647 преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, из которых 1294 преступления связанные с коммерческим подкупом и 990 – коммерческий подкуп. Данные преступные проявления несут угрозу основам правопорядка, резко ухудшают деятельность различных институтов и организаций, наносят вред государству, обществу, а так же отдельным его гражданам. В современных сложных экономических отношениях неоправданные экономические риски, банкротство организаций, в том числе коммерческих, может быть не только в следствии объективно бытующих экономических причин, бесхозяйственности и «обычных форм незаконного изъятия чужого имущества», но и в следствии более сложных злоупотреблений, преступного характера. Одним из таковых, попадающим под описание данных явлений и содержащимся во многих актах международного и национального законодательства, является – коммерческий подкуп.
Цель статьи: Провести анализ уголовно-правовой характеристики преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ;
Изложение основного материала статьи: Ответственность за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) предусмотрена в разделе 8 «Преступления в сфере экономики». Рассматриваемая норма призвана защитить нормальную деятельность коммерческих и иных организаций, и все, что обеспечивает их надлежащее функционирование, т.е. их законные интересы. Управление такими организациями осуществляют специально уполномоченные лица, которые состоят с организацией в служебных отношениях. И в силу своих профессиональных полномочий данные лица обязаны действовать исключительно в интересах организации. Эта обязанность прямо вытекает из различных норм права: трудового, гражданского и иных, корпоративных норм, норм-принципов и конкретных норм.
В рассматриваемой норме закреплены два состава преступления. Часть 1 – 4 статьи 204 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную передачу коммерческого подкупа, а часть 5 – 8 данной статьи инкриминирует незаконное его получение. При коммерческом подкупе посягательству подвергается служебная деятельность, которая находится на стадии принятия каких-либо управленческих решений, имеющих значение, как для самой представляемой организации, так и для иных физических и юридических лиц.
В уголовно-правовой литературе объект коммерческого подкупа понимается, как порядок деятельности коммерческих и иных организаций, как их нормальная деятельность и функционирование[1].
Непосредственный объект коммерческого подкупа – это урегулированные нормативно-правовыми актами служебные отношения между коммерческой или иной организацией (не являющейся государственным или муниципальным органом или учреждением) и ее служащим, наделенным этой организацией полномочиями в отношениях с иными лицами принимать юридически и экономически значимые решения от имени организации и в ее интересах[2].
В качестве факультативного объекта коммерческого подкупа, как правило, выступают авторитет, деловая репутация, престиж, кадры организации, служебная информация, без которой невозможна нормальная деятельность данной организации. Так же, в качестве дополнительных объектов могут выступать права и законные интересы граждан, интересы общества и государства, имущественные и иные правомерные интересы организации.
По видовому признаку коммерческий подкуп относится к преступлениям простив интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Родовым объектом коммерческого подкупа нужно рассматривать нормальное функционирование деятельности связанное с исполнением служебных обязанностей в коммерческих и иных некоммерческих организациях. Причем независимо от того, в какой сфере эта деятельность осуществляется (экономическая, политическая, социальная).
Далее представляется целесообразным рассмотреть вопрос о предмете коммерческого подкупа, как это традиционно принято в теории уголовного права.
Законодатель определил, что предметом вознаграждения при коммерческом подкупе являются деньги, ценные бумаги, какое-либо иное имущество, услуги имущественного характера, иные имущественные права. К перечню предметов вознаграждения при коммерческом подкупе законодатель добавил иные имущественные права лишь в 2011 году[3]. Имущественные права включают в себя не только право на имущество, но и иные права, которые имеют денежное выражение. Дополнение содержания предмета связано с тем, что получение подкупа в виде незаконного предоставления имущественных прав предполагает возникновение у лица определенной, юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом, как своим собственным, либо требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств, получая таким образом соответствующую выгоду.
Как указывалось выше, особенностью рассматриваемого нами деяния, выступает то обстоятельство, что ст. 204 УК содержит в себе диспозиции двух самостоятельных, отличающихся по объективной стороне и тесно связанных, составов преступлений: незаконная передача вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (ч. 1 – 4 ст. 204 УК РФ) и незаконное получение такого вознаграждения (ч.5 – 8 ст. 204 УК РФ).
Объективная сторона преступления, предусмотренного частями 1 – 4 стстатьи 204 УК РФ, состоит из действий в виде передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, предмета коммерческого подкупа, а равно оказания ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица, либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). Уголовный запрет на совершение такой передачи, подразумевает ее незаконность.
Для исследования субъективных признаков коммерческого подкупа предлагается последовательно проанализировать признаки субъективной стороны состава преступления, а так же признаки его субъекта.
Раскрытие и детальная характеристика субъективной стороны любого деяния играет важную роль в теории и практике уголовного права, а так же основ квалификации. Преступление коммерческий подкуп характеризуется умышленной формой вины. При этом умысел – прямой.
В случаи незаконной передачи (ч. 1 – 4 ст. 204 УК РФ), с точки зрения интеллектуального момента умысла виновный осознает, что он незаконно передает подкупаемому лицу, которое осуществляет управленческую деятельность в коммерческой или иной некоммерческой организации, и одновременно, своими действиями, порождает возможность для подкупаемого незаконно приобрести или воспользоваться имущественными выгодами за совершение в пользу подкупающего лица каких-либо действий (бездействия), либо оказывать ему покровительство или попустительство по службе с использованием своего служебного полномочия. Волевой момент умысла при передаче подкупа характеризуется желанием получения результата от действий лица, выполняющего управленческие функции. Цель рассматриваемого преступления состоит в том, чтобы побудить подкупаемого, путем удовлетворения его корыстных потребностей и интересов, к совершению в интересах предоставившего вознаграждение каких-либо действий (бездействия) в связи с занимаемым им служебным положением.
Субъект незаконной передачи должен четко понимать и осознавать, что услуги, которые он оказывает лицу, осуществляющему управленческие полномочия, носят заведомо незаконный характер. Это значит, что оказание подобных услуг не предусмотрено ни законодательством, ни учредительными документами организации. «Заведомость» означает, что подкупающий полностью уверен в том, что его действия носят незаконный характер. Уголовная ответственность исключается в том случае, когда передающий подкуп уверен в том, что действует законно[4].
Состав незаконного получения (ч. 5 – 8 ст. 204 УК РФ) по субъективной стороне так же характеризуется виной в форме прямого умысла. При получении подкупа интеллектуальный момент характеризуется тем, что виновный осознает, что используя свое служебное положение, либо в силу своего служебного положения он или кто-либо с его указания получают незаконную имущественную выгоду за совершение каких-либо действий (бездействия) в пользу подкупающего или представляемых им лиц, либо за оказание им покровительства или попустительства по службе, при этом с использованием своего служебного положения[5]. Так же интеллектуальный момент получателя подкупа состоит в том, что подкупаемый должен осознавать, что вознаграждение, которое он получил, является незаконным, и в связи с этим он должен совершить определенные действия в отношении подкупающего. То есть, виновный полностью понимает, что соответствующие его действия противоречат интересам службы в организации, которой он осуществляет свою деятельность.
Волевой момент умысла при получении подкупа характеризуется желанием подкупаемого получить незаконным путем какие-либо имущественные выгоды. Мотив и цель, в рассматриваемом деянии, могут быть абсолютно разные и на квалификацию преступления, как правило, не влияют. Содержание корыстной мотивации определяется только через материальные блага. Поэтому корыстный мотив можно определить как побуждение, выражающее стремление виновного к незаконной имущественной выгоде, когда преступление используется виновным как средство удовлетворения своих материальных потребностей и интересов[6].
Субъект незаконной передачи (ч. 1 – 4 ст. 204 УК РФ), общий – физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 — летнего возраста. Если фактическая передача подкупа осуществляется лицом, не достигшим 16-летнего возраста, то исполнителем такого подкупа будет считаться лицо, руководившее соответствующими действиями такого лица.
Применительно к ч. 5 – 8 ст. 204 УК РФ, субъект коммерческого подкупа специальный. Данный субъект обладает конструктивными признаками, без которых рассматриваемый состав отсутствует, т.е. помимо признаков общего субъекта должны присутствовать специальные признаки, которые являются обязательными для данного состава. Таким образом, субъект получения коммерческого подкупа – лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Многообразие закрепленных в законе и дополняющих его характеристик коммерческого подкупа, а так же связанных с ними мнений и взглядов на вопросы квалификации данного деяния, свидетельствуют о том, что процесс совершенствования законодательства об ответственности за коммерческий подкуп является постоянно действующим и требующим глубокого познания.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ — дата обращения 20.12.2019 г.
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ — дата обращения 03.04.2020 г.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ — дата обращения 03.04.2020 г.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ — дата обращения 03.04.2020 г.
- «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 97-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
- Волженкин Б.В. Уголовная ответственность юридических лиц / — С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та Генеральной прокуратуры РФ, 1998. — 40 c.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И.Скуратова и В.М.Лебедева. М.: Норма, 2001. – 880с.
- Уголовная ответственность за коммерческий подкуп. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Макаров С.Д. — Иркутск, 1999. — 204 c.
- Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для вузов / Под ред. профессора Н. Г. Кадникова. М.: Городец, 2006. – 911с.
- Уголовное право: Часть особенная: Учебник для вузов (под ред. Ветрова Н. И., Ляпунова Ю. И.) Изд. 3-е, испр. , доп. М.: Юриспруденция, 1998. — 704 с.
- Черебедов С.С. Злоупотребление полномочиями по российскому уголовному праву: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2008. — 24с.
- Шалыгина Е.С. Коммерческий подкуп; уголовно правовые и криминологические аспекты: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Челябинск., 2010. – 30 с.
[1] См. например: Уголовное право. Части Общая и Особенная: учебник для бакалавров / отв. ред. А.И. Рарог. М.: Статут, 2015. С. 362; Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для вузов / Под ред. профессора Н. Г. Кадникова. М.: Городец, 2006. С. 599.
[2] Макаров С.Д. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп. Учебное пособие. Иркутск.: Иркут. юрид. ин-т Генер. Прокуратуры, 2001. С. 12.
[3] «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 97-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
[4] Волженкин Б.В. Служебные преступления. М.: Юристъ, 2000. С. 311.
[5] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ.ред.Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М.: Норма, 2001. С. 493–494.
[6] См.: Шалыгина Е.С. Коммерческий подкуп; уголовно правовые и криминологические аспекты: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Челябинск., 2010. 32с.