ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МСП ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ГОСЗАКУПОК

7 октября 4:01

Участие малых и средних предприятий в госзакупках — один из самых востребованных форматов господдержки бизнеса. Одной из наиболее действенных мер поддержки спроса на продукцию малых и средних предпринимателей (МСП) и наращивание ими объемов производства в условиях сниженного платежеспособного спроса населения стал государственный заказ.

Госзаказ для предприятий МСП реализуется в рамках контрактов по 44-ФЗ (закупки госучреждений) и 223-ФЗ (закупки госкомпаний, в которых не менее 50% принадлежит государству). Также малым и средним предпринимателям доступны заказы сектора ЖКХ, в том числе на капремонт жилых домов. Малые предприятия выполняют самые разнообразные виды работ: некрупные строительные и ремонтные работы для федеральных ведомств и муниципалитетов, услуги в сферах ИТ, безопасности и клининга, обслуживания школьных столовых, транспорта, логистики и т.д.

Очевиден прогресс в доступе МСП к госзаказу за последние несколько лет. Так, закупки у МСП в сфере государственного и муниципального заказа в 2018 году (по сравнению с 2017-м), по данным Минфина РФ, увеличились с 15,4 до 29,7% в общей структуре госзаказа.

Согласно данным Корпорации МСП, объем госзакупок у компаний из сегмента МСП за два года вырос с 1,51 трлн. руб. в 2016 году до 3,25 трлн руб. в 2018-м. Количество номенклатурных позиций за три последних года также увеличилось в десятки раз.

Законодательство о контрактной системе в России сегодня представляет собой динамично развивающуюся отрасль права, которая обеспечивает эффективное внедрение инновационных и электронных технологий. Изменения в механизме организации государственных закупок дает возможность обеспечить единство экономического пространства, расширять возможности для участия в закупках отдельных категорий поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что даст возможность развивать добросовестную конкуренцию. Через систему установления льгот и преференций в контрактной системе Российское законодательство стимулирует участие субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках.

Федеральный Закон № 44-ФЗ предусматривает следующие возможности и «льготы» участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках:

  1. Частью 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ предусмотрена прямая обязанность всех заказчиков провести закупки у6 субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму не менее 15 % от совокупного годового объема закупок.
  2. Ранее постановлением правительства № 642 от 04.11.2006 года был установлен конкретный перечень товаров, работ и услуг при осуществлении закупок на которые заказчик обязан был устанавливать преференции субъектам малого предпринимательства. С

вступлением в силу Закона No44-ФЗ данный перечень утратил силу. На сегодняшний день у заказчика имеется одно ограничение для закупок – стартовая  (максимальная) цена конкурентных процедур не может превысить 20 миллионов рублей.

  1. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона №44-ФЗ заказчик имеет право устанавливать обязательные требования к участникам закупки не являющимися субъектами малого предпринимательства о привлечении к реализации контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства.
  2. Постановлением правительства № 1042 от 30.08.2017 года были утверждены правила определения размеров штрафов, если обязательства по контракту не выполнены. Для субъектов малого предпринимательства этими правилами утверждена система льготных штрафов. В этих правилах так же предусмотрена ответственность за несоблюдение подрядчиком условия привлечения к исполнению контракта лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства.
  3. Частью 8 статьи 30 Закона 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика об оплате поставщику (подрядчику, исполнителю), являющемуся субъектом малого предпринимательства закупок в сроки, не превышающие 15 рабочих дней с момента исполнения контракта.
  4. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона № 44-ФЗ срок возврата обеспечения исполнения контракта по закупкам, осуществленным с ограничением для субъектов малого предпринимательства, составляет 15 календарных дней, а для закупок, проведенных на общих основаниях, этот срок составляет 30 календарных дней.
  5. Частью 6 статьи 96 Закона №44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом антидемпинговых мер для закупок, проводимых с ограничением для субъектов малого предпринимательства, рассчитывается от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены контракта.
  6. Участник, являющийся субъектом малого предпринимательства, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом антидемпинговых мер, если предоставит три исполненных без штрафных санкций контракта, сумма которых составляет не менее начальной (максимальной) цены контракта [4].

В 2020 году в закупках по Закону N 223-ФЗ также внесены изменения в соответствии, с которыми малый и средний бизнес будет быстрее получать оплату по договорам. Предприниматели будут получать деньги в течение 15 рабочих дней. Срок сократят для всех ситуаций:

— закупка проведена на общих основаниях;

— участвовать в ней могли только СМСП;

 — СМСП выступали субподрядчиками по договорам, в которых было условие об их обязательном привлечении.

Новые правила заработают с 1 января и распространятся на закупки, начатые после этой даты.

Увеличится объем закупок у СМСП. С 1 января общий годовой объем закупок у СМСП должен будет составлять не менее 20%. При этом доля стоимости договоров с СМСП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, вырастет до 18% [1].

С 1 января заработает ГИС «Независимый регистратор», данная система будет следить за действиями (бездействием) при проведении электронных конкурсов и аукционов, участниками которых могут быть исключительно СМСП. СМСП не смогут участвовать в закупках без регистрации в ЕИС. При нарушении этого правила оператор электронной площадки вернет заявку участнику. Участники должны указывать страну происхождения товара. С 1 января это обязательно для всех закупочных процедур, кроме электронного запроса котировок, независимо от того, применяется ли нацрежим. Информация о стране происхождения товара нужна и в случаях, когда товар поставляют при выполнении закупаемых работ или оказании закупаемых услуг. В связи с этим заказчику нужно скорректировать в документации требования к составу заявки, а комиссии – учитывать новшества при рассмотрении заявок.

Предложено возложить на органы Казначейства контроль за соблюдением правил нацрежима при исполнении контрактов. Так с 1 января заказчик при заключении контракта должен будет направлять в реестр контрактов информацию о стране происхождения товара, если при закупке были предусмотрены условия, запреты или ограничения допуска. Для исполненных контрактов заказчик обязан делать это с 7 ноября 2019 года.

С 1 января Казначейство должно проверять соответствие этой информации, условиям контракта начиная с момента заключения, и заканчивая моментом его исполнения. Если наименование страны происхождения, направленное заказчиком, не соответствует условиям контракта, то результат проверки будет отрицательным, сведения в реестр контрактов не включат.

Самозанятые получат те же льготы, что и субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП). Преимущества, которые есть у субъектов малого и среднего предпринимательства при закупках, распространят на самозанятых граждан (ст. 2 Закона N 474-ФЗ). Сейчас они участвуют в закупках на общих основаниях. Воспользоваться льготами можно будет с 28 марта (п. 2 ст. 3 Закона N 474-ФЗ). Новшества не будут распространяться на закупки, начатые до вступления поправок в силу. Новые правила должны помочь становлению бизнеса самозанятых и будут стимулировать выход таких граждан из тени. По последним данным Федеральной налоговой службы (ФНС), число участников эксперимента по уплате налога на профессиональный доход в 23 регионах превысило 465 тысяч человек.

Также Минфином было предложено упростить процедуру госзакупок. Для этого был подготовлен проект поправок к Закону N 44-ФЗ в связи с этими поправками планируется сократить количество конкурентных способов закупок, определить новые случаи закупки у единственного поставщика, скорректировать правила направления сведений в РНП, а также изменить порядок подачи жалоб.

В части конкурентных способов закупок исключаются следующие способы: двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений.

Конкурентными способами будут:

— конкурс (открытый и закрытый конкурсы, проводимые в электронной форме, закрытый конкурс);

— аукцион (электронный аукцион, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);

— запрос котировок в электронной форме.

Новшества затронут, в частности, запрос котировок в электронной форме. Так с 1 июля провести запрос котировок в электронной форме можно будет, если НМЦК не превышает 3млн. руб. При этом годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10% от СГОЗ.

Меньше времени дадут на подачу заявок и заключение контракта. Изменить извещение будет нельзя, зато отменить запрос котировок будет возможно всего за один час до срока окончания подачи заявок. Участником будет предоставляться в заявке больше сведений. Например, нужно будет приложить весь перечень документов, подтверждающий соответствие данного участника всем предъявленным требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. А вот страну происхождения участник будет указывать, только если заказчик запросил эту информацию в извещении. Изменится и порядок рассмотрения заявок. Проект снимает с заказчиков обязанность составлять документацию для проведения закупки открытыми конкурентными способами. Вся необходимая информация будет включаться в извещение о закупке, которое будет формироваться в ЕИС. Документацию потребуется составлять, например, при закрытом аукционе в электронной форме. По-прежнему будут применяться списки товаров (работ, услуг), при закупке которых можно будет получить преимущества. При заключении контракта с организацией инвалидов или учреждением (предприятием) УИС нужно будет увеличить предложенную ими цену, цену за единицу товара (работы, услуги) на 15%, но не более чем до размера НМЦК (НЦЕ). Сейчас такая величина может быть менее 15% (ч. 2 ст. 28 и ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, будет запрещено закупать в рамках одной закупки товары (работы, услуги) из перечня и товары (работы, услуги), не входящие в него.

Что касается закупок у единственного поставщика, то таких закупок станет больше. Заключить контракт неконкурентным способом можно будет, в частности, при закупке здания по результатам торгов, проводимых в соответствии с земельным законодательством, законодательством об исполнительном производстве, о несостоятельности (банкротстве).

Подготовлен проект постановления с размерами НМЦК, при превышении которых заказчиков обяжут согласовывать контракты с единственным поставщиком (ЕП) после несостоявшихся электронных процедур: конкурса, аукциона и запроса предложений. Поправки касаются и закрытых способов закупки.

Цены будут различаться в зависимости от уровня заказчика, а также от способа определения победителя закупки. Так, для каждого уровня нужд в документе предусмотрены ценовые пороги: Для федеральных нужд: — 1 млрд. руб. — при аукционе; — 20 млн. руб. – при конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, запросе предложений. Для региональных и муниципальных нужд: — 100 млн. руб. — при аукционе; — 10 млн. руб. — при конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, запросе предложений. При закрытых способах закупки — 1 тыс. руб. Также планируется утвердить порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком. Для их согласования нужно будет сформировать обращение, приложить к нему необходимые документы и направить его в контрольный орган.

С 1 июля согласование заключения контракта с единственным поставщиком будут иначе:

  • Заключение контракта потребуется согласовывать и после несостоявшихся электронных процедур.
  • Согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить правительство.
  • Будут проводить электронные малые закупки. Заказчик сможет проводить такие закупки на сумму до 3 млн. руб. с учетом годового лимита.
  • Участник закупки будет формировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара, а заказчик — размещать извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС.
  • Оператор электронной площадки выберет пять предварительных предложений с наименьшей ценой за единицу и направит заказчику.

Дальнейшая процедура пройдет в упрощенном порядке. Обращения будут подаваться при электронной закупке обращение в электронной форме в ЕИС и подписать усиленной квалифицированной электронной подписью [2].

При закрытых способах закупки его будут подавать на бумаге в единственном экземпляре и при возможности на съемном носителе без использования ЕИС. В этом случае обращение нужно будет составить по форме, указанной в приложении к проекту порядка.

Планируется, что такие правила будут действовать с 1 января 2021 года. До этой даты все обращения будут подаваться «бумажным» способом без использования ЕИС. В проекте порядка предусмотрены подробные перечни информации и документов, которые нужно будет приложить (сформировать) к обращению. Потребуются, например: заявки (или их копии) на участие в электронной процедуре, документация (или копия) о закупке при закрытом способе.

В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, законопроектом вводится новый случай непредоставления такими субъектами обеспечения исполнения контракта.

Заказчики могут получить право не требовать в 2020 году от субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) обеспечения исполнения госконтрактов, следует из поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ), подготовленных Минфином в рамках исполнения плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

Предлагаемая Минфином норма предусматривает, что до конца текущего года заказчики смогут не устанавливать требование обеспечения исполнения контрактов, заключаемых с субъектами МСП, при условии, что такие контракты не предусматривают выплата аванса.

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд «
  2. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/customerreports/quicksearch/search.html17 .
  3. Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок. URL:http://www.kspvo.ru/docs/prikaz/audit-zakupok/
  4. Орлова Ю.В., Мокеева Н.Н. Условия осуществления закупки у единственного поставщика в рамках реализации законодательства о государственных закупках /Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 9 частях. Тамбов, 30 июня 2014 г. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2014. Ч. 4. С. 110 — 113. . // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:http://ucom.ru/doc/conf.2014.06.04.pdf.19
  5. Самозанятым упростили доступ к госзакупкам. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://rg.ru/2020/02/27/samozaniatye-smogut-uchastvovat-v-goszakupkah-naravne-s-msb.html
  6. Правительство с 2020 года увеличит для госкомпаний квоту по закупкам у малого бизнеса. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/msp/6726798

Spisok ispol’zovannoj literatury

  1. Federal’nyj zakon ot 05.04.2013 N 44-FZ (red. ot 27.02.2020) «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal’nyh nuzhd «
  2. Oficial’nyj sajt Edinoj informacionnoj sistemy v sfere zakupok. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/customerreports/quicksearch/search.html17 .
  3. Metodicheskie rekomendacii po provedeniyu audita v sfere zakupok. URL:http://www.kspvo.ru/docs/prikaz/audit-zakupok/
  4. Orlova YU.V., Mokeeva N.N. Usloviya osushchestvleniya zakupki u edinstvennogo postavshchika v ramkah realizacii zakonodatel’stva o gosudarstvennyh zakupkah /Sovremennoe obshchestvo, obrazovanie i nauka. Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: V 9 chastyah. Tambov, 30 iyunya 2014 g. Tambov: Konsaltingovaya kompaniya YUkom, 2014. CH. 4. S. 110 — 113. . // [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: URL:http://ucom.ru/doc/conf.2014.06.04.pdf.19
  5. Samozanyatym uprostili dostup k goszakupkam. // [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa:  https://rg.ru/2020/02/27/samozaniatye-smogut-uchastvovat-v-goszakupkah-naravne-s-msb.html
  6. Pravitel’stvo s 2020 goda uvelichit dlya goskompanij kvotu po zakupkam u malogo biznesa. // [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://tass.ru/msp/6726798