ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

29 сентября 9:49

Понятие «деловая репутация» содержится в законодательстве, но не раскрывается. Этот термин указан в статье 150 Гражданского Кодекса Российской Федерации[1], которая содержит неисчерпывающий перечень нематериальных благ. Следовательно, законодатель относит деловую репутацию к числу нематериальных благ.

Согласно статье 128 Гражданского Кодекса РФ нематериальные блага являются объектами гражданских прав. В Гражданском Кодексе РФ выделяются два вида благ: материальные и нематериальные.  Нематериальные блага – это блага неэкономического характера, неразрывно связанные с личностью, непередаваемы и неотчуждаемы.

Деловая репутация неотделима от организации. Она не может быть самостоятельным объектом сделки, так как не является собственностью, ее невозможно купить или продать, обменять или подарить[2].

Существует несколько точек зрения относительно правовой природы деловой репутации.

Некоторые ученые считают, что деловая репутация является «нематериальным благом особого рода» – личностно–имущественным. О.В. Карайчева пишет, что у деловой репутации экономико–правовая природа. Она содержит в себе качества нематериальных благ, но не обладает нематериальным содержанием[3]. Принимая во внимание возможность денежной оценки и передачи деловой репутации, она не может приравниваться к числу нематериальных благ[4].

А.В. Жданов приходит к выводу, что юридическому лицу принадлежат два блага, которые связанны между собой и обозначены в законодательстве одним термином – деловая репутация. Первое благо – нематериальное. Второе – материальное, а именно производная от общественной оценки экономическая надбавка, обладающая экономической природой[5].

О.Ш. Аюпов пишет, что деловая репутация является благом. В основе ее формирования лежат нематериальные факторы. Она не имеет материального выражения и не может существовать отдельно от юридического лица. Она индивидуализирует лицо, с которым непосредственно связана. Деловая репутация не принадлежит лицу на праве собственности и не может являться самостоятельным предметом сделки. Деловой репутации присущи способы защиты нематериальных благ. Таким образом, деловая репутация по своей правовой природе есть нематериальное благо[6].

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 фев. 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» признает право на защиту деловой репутации граждан их конституционным правом, а деловую репутацию юридических лиц – одним из условий их успешной деятельности. Таким образом,  разграничивает их и их природу[7].

Деловой репутации физического лица присущ «морально–этический аспект». Отличия проявляются в способах защиты. Согласно пункту 11 статьи 152 Гражданского Кодекса РФ юридическое лицо, в отличии от гражданина, не может требовать возмещения морального вреда для защиты деловой репутации[8].

Ряд особенностей можно объяснить тем, что юридическое лицо создается специально для участия в деловом обороте, поэтому деловую репутацию оно использует для достижения целей, ради которых создано. Это обстоятельство не позволяет поставить знак равенства как между физическими и юридическими лицами, так и принадлежащей им деловой репутацией.

В соответствии с Толковым словарем русского языка В.И. Даля «репутация» – это общее мнение о ком–либо[9]. В доктрине гражданского права репутация понимается, как мнение общества об определенном субъекте, которое сложилось в результате оценки его общественно–значимых качеств и поведения. Деловая репутация — это частный случай репутации[10]. Таким образом, можно сделать вывод, что репутация является общим понятием по отношению к такому частному понятию, как деловая репутация.

В литературе отсутствует единое определение деловой репутации юридического лица как объекта гражданских прав. Деловая репутация юридического лица — это, в первую очередь, его нематериальный актив.

Есть авторы, которые понимают деловую репутацию, как мнение о лице, сложившееся у окружающих, его оценка. К примеру, А.П. Сергеев пишет, что деловая репутация – это мнение о лице, которое сложилось в результате оценки его профессиональных качеств[11]. М. А. Рожкова также трактует деловую репутацию как «сложившееся общественное мнение о физическом или юридическом лице, основанное на оценке его профессиональной деятельности и деловых качеств»[12]. Опираясь на данные определения, можно прийти к ошибочному выводу о том, что деловой репутацией обладают только физические лица, так как именно они могут иметь профессиональные качества, а юридические лица оцениваются как участники делового оборота.

З.В. Каменева более полагает, что в широком смысле под деловой репутацией понимается оценка обществом профессиональных, должностных качеств физических и юридических лиц, не зависимо от участия в деловом обороте, а в узком – оценка деловых качеств участников именно делового оборота [13]. Давая оценку вышеуказанному определению можно опять же прийти к выводу, что деловая репутация может принадлежать только физическим лицам. Узкий подход позволяет сделать вывод о том, что деловая репутация может принадлежать только коммерческим юридическим лицам и некоммерческим, осуществляющим предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей.

По мнению А.М. Эрдлевского деловая репутация — это выраженная в общественном мнении оценка деловых качеств лица. Под деловыми, автор понимает те качества, которые обеспечивают самостоятельное осуществление или участие в деятельности, нацеленной на удовлетворение потребностей общества. Автор отмечает, что юридическое лицо образуется для участия в деловых отношениях, поэтому, любые его качества являются деловыми. Также А. М. Эрделевский деловую, профессиональную и прочие виды репутаций заменяет общим термином «репутация». Он пишет, что в случае ущемления репутации вопрос о ее виде решается непосредственно в суде в зависимости от субъекта, который обратился за защитой[14].

С.И. Ожегов в Толковом словаре русского языка определяет, что «деловой» – есть относящийся к работе, служебной или общественной деятельности[15]. Значит, деловая репутация – это репутация, имеющая отношение к какой–либо деятельности лица, будь то профессиональная, служебная, общественная или иная.

В соответствии с А. В. Кудрявцевой и С. П. Олефиренко, деловая репутация юридического лица представляет собой:

— динамическую категорию, приобретаемую юридическим лицом в процессе своей деятельности;

— распространенное мнение, т. е. «сам факт наличия деловой репутации…должен оцениваться как общеизвестный факт местного, российского или международного масштаба, иначе наличие деловой репутации юридического лица также должно подлежать доказыванию»;

— оценку деловых качеств организации.

 — условие успешной деятельности организации[16].

Такая черта, как залог успешной деятельности не отражает особенность деловой репутации именно юридического лица, поскольку профессиональная репутация гражданина является залогом его успешной деятельности в качестве работника.

В.В. Килинкаров пишет, что деловая репутация – есть профессиональное «я» лица, сумма его положительных и отрицательных свойств, которое отражено в мнении общества[17].

О.Ш. Аюпов понимает деловую репутацию, как «образ». По мнению автора, деловая репутация – это образ, который сложился в процессе оценки качеств лица. Проанализировав внутреннее законодательство и международные акты, участником которых является Российская Федерация, О.Ш. Аюпов констатирует, что государством гарантируется защита деловой репутации независимо от того, какой деятельностью занимается ее обладатель. При этом такая деятельность должна обладать качествами, имеющими значение для других лиц[18].

На основании изложенного выше можно сделать вывод, что деловая репутация – это сложившееся общественное мнение, в котором выражена оценка деловых качеств лица, то есть качеств, которые имеют отношение к какой–либо его социально–значимой деятельности (служебной, профессиональной, общественной, производственной или иной). Следует отметить, что окружающие могут оценить только те качества, которые им известны. Деловая репутация является нематериальным благом. Она может принадлежать любым юридическим и физическим лицам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон Рос. Федерации от 30 нояб. 1994 г. № 51 – ФЗ : (ред. от 28 марта 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  2. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 24 февр. 2005 г. № 3 // правовая «». – Режим : http://www.сonsultant.ru
  3. Аюпов О. Ш. Защита деловой репутации юридического лица от диффамации в гражданском праве России [Электронный ресурс] : дис. … канд. юрид. наук / О. Ш. Аюпов. – Томск, 2013. – 224 с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».
  4. Аюпов О. Ш. Понятие «деловая репутация юридического лица» // Правовые проблемы укрепления российской государственности. – 2010. – № 45. – С. 100 – 101.
  5. Гражданское право : учебник в 3 т. / Е. Н. Абрамова [и др.] ; под ред. А. П. Сергеева. – М. : РГ–Пресс, 2011. – Т. 1. – 1006 с.
  6. Даль В. И. Толковый словарь русского языка : современная версия / В. И. Даль. –М.: Эскимо, 2005. – 735 с.
  7. Дьяченко Е. М. Деловая репутация юридических лиц [Электронный ресурс] : дис. … канд. юрид. наук / Е. М. Дьяченко. – Краснодар, 2005. – 218 с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».
  8. Жданов А. В. Деловая репутация юридического лица и ее правовая природа // Российское правоведение : трибуна молодого ученого. – 2012. – Вып. 12. – С. 97 – 99.
  9. Защита деловой репутации в случаях ее диффамации или неправомерного использования (в сфере коммерческих отношений): научно – практическое пособие / М. А. Рожкова [и др.] ; под ред. М. А. Рожковой. – Статут. – 2015. – 159 с. [Электронный ресурс] // правовая «». – Режим : http://www.сonsultant.ru
  10. Каменева З. В. Деловая репутация как объект гражданского права // Адвокат. – 2014. – № 5. – С. 19 – 22.
  11. Карайчева О. В. Деловая репутация как объект гражданских прав [Электронный ресурс] : дис. … канд. юрид. наук / О. В. Карайчева. – Краснодар, 2014. – 211 с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».
  12. Килинкаров В. В. Право на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] : дис. … канд. юрид. наук / В. В. Килинкаров. – С.–Петерб., 2011. – 204 с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».
  13. Кудрявцева А. В., Олефиренко С. П. Доказывание морального вреда в уголовном судопроизводстве. — М.: Юрлитинформ, 2011. — 127с.
  14. Кушнир В. С. Деловая репутация юридического лица как объект гражданского права // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. – 2015. – № 9. – С. 13 – 17.
  15. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2003. – 939 с.
  16. Рожкова М. А. Судебная практика по делам о защите деловой репутации юридических лиц и предпринимателей [Электронный ресурс] // Приложение к ежемесячному юридическому журналу Хозяйство и право. 2010. – № 2. – 48 с.
  17. Тюленев И. В. Защита чести, достоинства и деловой репутации по российскому и международному законодательству [Электронный ресурс] : дис. … канд. юрид. наук / И. В. Тюленев. – М., 2010 – 200 с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».
  18. Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда. Анализ и комментарий законодательства и судебной практики / А. М. Эрделевский– 3–е изд., испр. и доп. – М.: ВолтерсКлувер, 2004. – 320 c.

LIST OF REFERENCES

  1. Civil Code of the Russian Federation (Part One): Feder. the law Ros. Federation from 30 nov. 1994 No. 51 — FZ: (as amended on March 28, 2017) // Sobr. legislation Ros. Federation. — 1994. — No. 32. — Art. 3301.
  2. On judicial practice in cases of protecting the honor and dignity of citizens, as well as the business reputation of citizens and legal entities [Electronic resource]: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation. Federation from 24 Feb. 2005 № 3 // rights Reference legal author’s abstract system «Legal ConsultantPlus». — Mode were able to access: http: //www.сonsultant.ru
  3. Ayupov O. Sh. Protection of the business reputation of a legal entity from defamation in civil law of Russia [Electronic resource]: dis. … Cand. jurid. Sciences / O. Sh. Ayupov. — Tomsk, 2013 .— 224 p. — Electron. version print. publ. — Access from «Electronic Library: Dissertations».
  4. Ayupov O. Sh. The concept of «business reputation of a legal entity» // Legal problems of strengthening Russian statehood. — 2010. — No. 45. — P. 100 — 101.
  5. Civil law: a textbook in 3 volumes / E. N. Abramova [and others]; ed. A.P. Sergeeva. — M.: RG-Press, 2011. — T. 1. — 1006 p.
  6. Dal V. I. Explanatory dictionary of the Russian language: modern version / V. I. Dal. –M .: Eskimo, 2005. — 735 p.
  7. Dyachenko EM Business reputation of legal entities [Electronic resource]: dis. … Cand. jurid. Sciences / E. M. Dyachenko. — Krasnodar, 2005 .— 218 p. — Electron. version print. publ. — Access from «Electronic Library: Dissertations».
  8. Zhdanov A. V. Business reputation of a legal entity and its legal nature // Russian jurisprudence: the tribune of a young scientist. — 2012. — Issue. 12. — S. 97 — 99.
  9. Protection of business reputation in cases of its defamation or misuse (in the field of commercial relations): scientific and practical guide / MA Rozhkova [and others]; ed. M.A.Rozhkova. — Statute. — 2015 .— 159 p. [Electronic resource] // rights Reference legal author’s abstract system «Legal ConsultantPlus». — Mode were able to access: http: //www.сonsultant.ru
  10. Kameneva ZV Business reputation as an object of civil law // Lawyer. — 2014. — No. 5. — P. 19 — 22.
  11. Karaicheva OV Business reputation as an object of civil rights [Electronic resource]: dis. … Cand. jurid. Sciences / O. V. Karaicheva. — Krasnodar, 2014 .— 211 p. — Electron. version print. publ. — Access from «Electronic Library: Dissertations».
  12. Kilinkarov VV The right to business reputation of subjects of entrepreneurial activity [Electronic resource]: dis. … Cand. jurid. Sciences / V.V. Kilinkarov. — St. Petersburg, 2011. — 204 p. — Electron. version print. publ. — Access from «Electronic Library: Dissertations».
  13. Kudryavtseva A. V., Olefirenko S. P. Proving moral harm in criminal proceedings. — M .: Jurlitinform, 2011 .— 127s.
  14. Kushnir VS Business reputation of a legal entity as an object of civil law // Bulletin of the Essentuki Institute of Management, Business and Law. — 2015. — No. 9. — P. 13 — 17.
  15. Ozhegov SI Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions / SI Ozhegov, N. Yu. Shvedova. — M.: ITI Technologies, 2003 .— 939 p.
  16. Rozhkova MA Judicial practice in cases of protecting the business reputation of legal entities and entrepreneurs [Electronic resource] // Appendix to the monthly legal journal Economy and Law. 2010. — No. 2. — 48 p.
  17. Tyulenev IV Protection of honor, dignity and business reputation on Russian and international legislation [Electronic resource]: dis. … Cand. jurid. Sciences / I. V. Tyulenev. — M., 2010 — 200 p. — Electron. version print. publ. — Access from «Electronic Library: Dissertations».
  18. Erdelevsky AM Compensation for moral harm. Analysis and commentary of legislation and judicial practice / A. M. Erdelevsky — 3rd ed., Rev. and add. — M .: WaltersKlover, 2004 .— 320 p.

 

[1]Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон Рос. Федерации от 30 нояб. 1994 г. № 51 – ФЗ : (ред. от 28 марта 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

[2]Защита деловой репутации в случаях ее диффамации или неправомерного использования (в сфере коммерческих отношений): научно – практическое пособие / М. А. Рожкова [и др.] ; под ред. М. А. Рожковой. Статут. 2015. 159 с. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

[3]Карайчева О. В. Деловая репутация как объект гражданских прав [Электронный ресурс] : дис. … канд. юрид. наук / О. В. Карайчева. Краснодар, 2014. С. 56 – 57. Электрон. версия печат. публ. Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».

[4]Кушнир В. С. Деловая репутация юридического лица как объект гражданского права // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2015. № 9. С. 15.

[5]Жданов А. В. Деловая репутация юридического лица и ее правовая природа / Российское правоведение : трибуна молодого ученого. 2012. Вып. 12. С. 97 – 99.

[6]Аюпов О. Ш. Защита деловой репутации юридического лица от диффамации в гражданском праве России [Электронный ресурс] : дис. … канд. юрид. наук / О. Ш. Аюпов. Томск, 2013. С. 16. Электрон. версия печат.публ. Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».

[7]О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 24 февр. 2005 г. № 3 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

[8]Дьяченко Е. М. Деловая репутация юридических лиц [Электронный ресурс] : дис. … канд. юрид. наук / Е. М. Дьяченко. Краснодар, 2005. С. 40. Электрон. версия печат. публ. Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».

[9]Даль В. И. Толковый словарь русского языка : современная версия. / В.И. Даль. М.: Эскимо, 2005. С. 499.

[10]Тюленев И.В. Защита чести, достоинства и деловой репутации по российскому и международному законодательству [Электронный ресурс] : дис. … канд. юрид. наук / И.В. Тюленев. М., 2010. С. 31 – 32. Электрон. версия печат. публ. Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации», Гражданское право : учебник в 3 т. / Е. Н. Абрамова [и др.] ; под ред. А. П. Сергеева. М. : РГ–Пресс, 2011. Т. 1. С. 419.

[11]Гражданское право : учебник в 3 т. / Е. Н. Абрамова [и др.] ; под ред. А. П. Сергеева. М. : РГ–Пресс, 2011. Т. 1. С. 419.

[12]Рожкова М. А. Судебная практика по делам о защите деловой репутации юридических лиц и предпринимателей // Приложение к журналу «Хозяйство и право». 2010. № 2. С. 4.

[13] Каменева З. В. Деловая репутация как объект гражданского права // Адвокат. 2014. № 5. С. 19

[14]Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда. Анализ и комментарий законодательства и судебной практики / А. М. Эрделевский. 3–е изд., испр. и доп. М.: ВолтерсКлувер, 2004. С. 146.

[15]Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М. : ИТИ Технологии, 2003. С. 367.

[16]Кудрявцева А. В., Олефиренко С. П. Доказывание морального вреда в уголовном судопроизводстве. — М.: Юрлитинформ, 2011. С. 126-127

[17]Килинкаров В. В. Право на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] : дис. … канд. юрид. наук / В. В. Килинкаров. С. –Петерб., 2011. С. 13 – 14. Электрон. версия печат. публ. Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».

[18]Аюпов О. Ш. Понятие «деловая репутация юридического лица» // Правовые проблемы укрепления российской государственности. 2010. № 45 С. 100 – 101.