РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

13 апреля 4:46

Изучая педагогический аспект данной проблемы, мы обратились к источникам и выяснили, что предложение отбирать и интенсивно обучать одарённых детей впервые было высказано еще Конфуцием более 2,5 тысяч лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одарённых детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы[1].

Ряд авторов (А.В. Хуторской; О.Е. Лебедев; Д.А. Иванов и др.) предлагает классификацию образовательных компетенций по трём уровням, соответствующим содержанию образования: предметные, общепредметные и метапредметные, относящиеся к общему содержанию образования. Примером метапредметной компетенции может служить исследовательский опыт, включающий в себя целый комплекс образовательных компетенций, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся[2].

Федеральная целевая программа «Дети России», её подпрограмма «Одарённые дети», предусматривают реализацию системы мер по созданию благоприятных условий в стране для развития и обучения одарённых детей. Это, по мнению авторов программ, позволит им самореализоваться, а государству и обществу своевременно использовать творческие возможности и уникальные результаты их деятельности[3].

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» отмечает, что «одним из основных направлений общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей»[4]. Федеральная целевая программа развития образования приоритетным направлением считает «внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста»[5]. Созданные условия должны формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Одарённые дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одарённость адекватно оценивается учителем.

Одарённых детей отличает высокая скорость переработки и усвоения информации. Работать с такими детьми интересно и трудно. На уроке они требуют особого подхода в рамках системы обучения. Для одарённых детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании. Способность одарённого ребенка к самостоятельному обучению необычайно высока. Ученик, обладающий внутренним стимулом к познанию, получает от своей работы удовольствие. Поэтому в педагогической практике мы стремимся к тому, чтобы мотивировать учащихся. Мы привлекаем их к внеурочной деятельности, поддерживаем в них состояние успеха. Опыт показывает, что это очень важно для раскрытия потенциальной одарённости ребенка.

«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии». Одаренный   ребёнок выделяется   яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Свою работу мы выстраиваем на основе концепции «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой. Одарённость на ранних возрастных этапах менее дифференцирована и должна преимущественно рассматриваться как общая способность. Но с возрастом накладывается влияние среды. В результате одарённость приобретает предметную направленность, реализуется в каком-либо виде деятельности.

Проблема одарённости детей исследовалась давно. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX в. прочно утвердились в научных трактатах. Исследуя этот вопрос, можно выделить два направления: первое определяло одарённость как «особый вид вдохновения, сообщаемый художнику высшими и по природе своей недоступными ни вызову, ни какому-либо сознательному воздействию божественными силами». Так, античный философ Платон объяснял причину одарённости: «…поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения».

Второе направление возникло эпоху Просвещения. Философы и ученые, в частности, Джон Локк, Фрэнсис Хатчесон, Дени Дидро усомнились в том, что гениальность имеет божественное происхождение. По их мнению, все люди рождаются с одинаковыми способностями, и только жизненные обстоятельства делают всех разными. Именно в это время появилось такое понятие, как «гений» и связано оно было с такими именами, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Эразм Роттердамский, Николай Коперник, Вильям Шекспир и др.

Поворотом в концепции одарённости стал рубеж XIX и XX веков. Выдающийся английский ученый Фрэнсис Гальтон первым в книге «Наследственность таланта, ее законы и последствия» попытался доказать экспериментальным путем, что выдающиеся способности (гениальность) – результат действия в первую очередь наследственных факторов, то есть одаренность – это врожденный фактор. Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (IQ). Автором этой технологии определения одаренности был А. Бине. Благодаря его тестам появилось такое определение как «интеллектуальная одарённость».

Русские педагоги отстаивали свои позиции о специфике индивидуального развития детей, вступая в полемику с западными коллегами. Наиболее яркое отражение разработка проблемы одаренности как психологии потребностей нашла в работах исследователя способностей Бориса Михайловича Теплова. Он отмечал: «При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия «способность» для Б.М. Теплова одаренность связана с проявлением определённой способности ребёнка.

Л.С. Выготский указывал на необходимость создания определённых условий для развития одарённого ребёнка… «если талантливому человеку не оказывать поддержку, он утратит свой творческий потенциал; если же талант развивать, можно получить гения».

В настоящее время забота об одарённых детях – это одно из важнейших направлений государственной политики. В 2012 году президентом РФ В.В. Путиным была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В Концепции говорится: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов». А задача педагога состоит в том, чтобы в процессе учебной деятельности выявить, поддержать и создать условия для талантливого ребёнка.

  1. Альфред Бине. Выявление способностей к обучению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/101207 . — (Дата обращения – 24 февраля 2021).  Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.
  2. Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/05/sovremennye-kontseptsii-odarennosti . — (Дата обращения – 24 февраля 2021). 
  3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/. – (Дата обращения – 22 февраля 2021). 
  4. Можиловская И.М. История проблемы одаренности [Электронный ресурс]. //Научно-теоретическая конференция «Проблемы одаренности учащихся»: материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории // Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО». – 2008. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/. – (Дата обращения – 20 февраля 2021).
  5. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uozato.ucoz.com/docs/nasha_novaja_shkola.pdf . — (Дата обращения – 24 февраля 2021). 
  6. Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности». Распоряжение от 20 июня 2019 г. N Р-63.
  7. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. – 817 с.
  8. Платонов К.К. Об изучении и формировании личности учащегося/ К. К. Платонов, Б. И. Адаскин. — Москва: Высшая школа, 1966. — 224 с.
  9. Платонов С.М. Детская одарённость. Санкт- Петербург, Издательство Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, 2011 г.- 81 с.
  10. Сущность одарённости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/165/10177-2.php . — (Дата обращения – 24 февраля 2021). 
  11. Теплов Б.М. Способности и одарённость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://transyoga.ru/assets/files/books/sposobnosti/teplov.pdf . – (Дата обращения 0 24 февраля 2021).
  12. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18268/ . — (Дата обращения – 24 февраля 2021). 
  13. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: изд. центр, 2000. – 320 с.

 

[1] Можиловская И.М. История проблемы одаренности [Электронный ресурс]. //Научно-теоретическая конференция «Проблемы одаренности учащихся»: материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории // Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО». – 2008. – Режим доступа:  https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/. – (Дата обращения – 20 февраля 2021).

[2]Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: изд. центр,  2000. – С. 89.

[3] Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление

и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности».  Распоряжение от 20 июня 2019 г. N Р-63.

[4] Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://uozato.ucoz.com/docs/nasha_novaja_shkola.pdf . — (Дата обращения – 24 февраля 2021). 

[5] Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://government.ru/docs/18268/ . — (Дата обращения – 24 февраля 2021).