ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ЗДАНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

5 августа 6:07

Говоря об опасности объектов, чаще всего имеют в виду развлекательные заведения типа ночных клубов, торгово-развлекательных центров. Это не удивительно, ведь все помнят пожары со страшными последствиями, а пожарная безопасность в общественных местах такого назначения на многих объектах до сих пор не обеспечена в соответствии с противопожарными нормами. При этом часто без внимания остаются административные здания, которые в течении года для решения своих проблем посещают миллионы людей, поэтому стоит узнать, какие к ним требования.

Нормы и требования

Обеспечение пожарной безопасности объектов административного назначения невозможно без строгого соблюдения противопожарных требований официальных нормативных документов как на стадии проектирования, возведения, так и в ходе длительной эксплуатации; внутренних перепланировок этажей, помещений; текущих, капитальных ремонтов, реконструкции зданий:

СП 117.13330.2011 – об общественных зданиях административного назначения.

СП 118.13330.2012* – об общественных объектах, являющийся актуализированной редакцией СНиП 31-06-2009.

СНиП 21-01-97*, устанавливающий требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям любого вида, назначения.

СП 12.13130.2009, в котором даны методики определения категории по взрывопожарной опасности помещений объектов, в том числе в административных зданиях.

СП 7.13130.2013, устанавливающий требования ПБ к системам вентиляции зданий, в том числе в части создания систем противодымной защиты объектов.

СП 31.13330.2012, являющийся актуальной версией СНиП 2.04.02-84, в части обеспечения наружного противопожарного водоснабжения административных зданий.

СП 10.13130.2020 – о внутреннем противопожарном водопроводе зданий, являющимся одним из основных элементов внутреннего противопожарного водоснабжения объектов административного назначения.

СП 1.13130.2020 – об эвакуационных путях, выходах.

СП 3.13130.2009 – о требованиях ПБ к системам оповещения, управления эвакуацией из зданий (СОУЭ).

СП 484.1311500.2020, СП 485.1311500.2020, СП 486.1311500.2020 – о проектировании установок пожаротушения, сигнализации.

СП 113.13330.2016, служащий актуальной редакцией СНиП 21-02-99* – о стоянках автомобилей, которые не редкость в современных зданиях административного назначения.

ПУЭ, устанавливающие в том числе правила пожарной безопасности при размещении, эксплуатации электроустановок, электрооборудования в общественных зданиях.

НПБ 240-97 – о приемосдаточных, периодических испытаниях противодымной защиты объектов, в том числе систем дымоудаления, подачи свежего воздуха в помещения на пути эвакуации из зданий.

НПБ 245-2001 – о требованиях, испытаниях всех типов пожарных лестниц, а также наружного типа эвакуационных лестниц.

ГОСТ Р 51844-2009 – о требованиях к пожарным шкафам, в которых в административных зданиях размещают не только комплекты пожарных рукавов, стволов с соединительными головками; но и водные, воздушно-пенные, порошковые огнетушители.

ГОСТ 12.4.026-2015, устанавливающий требования к сигнальной расцветке, форме, размерам знаков ПБ, необходимых к размещению в административных зданиях.

Документом, обязательным к изучению, руководством по проведению инструктажей по пожарной безопасности, по программам обучения ПТМ для ответственных за ПБ объектов административного назначения служат НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», которые утверждены Приказом МЧС РФ № 645 от 26.12.2007.

Противопожарное инженерно-техническое обеспечение

Любое эксплуатируемое административное здание, а также каждый его пожарный отсек, при делении объектов большой площади противопожарными перегородками, стенами с установленными в их проемах противопожарными дверьми, шторами, окнами, люками, согласно требованиям норм должно быть защищено комплексом инженерно-технического оборудования автоматической противопожарной защиты:

Установками сигнализации, преимущественно с использованием датчиков дыма, эффективно обнаруживающих очаги возгорания всех видов пожарной нагрузки, характерных для основных отсеков зданий административного назначения, но для отдельных помещений также допустимо использовать тепловые пожарные извещатели максимального или максимально-дифференциального типа.

Стационарными системами пожаротушения. Большинство помещений защищают водяными установками пожаротушения, с установленными на разводящих трубопроводах спринклерными, реже дренчерными оросителями. Для защиты помещений серверных, архивов с особо важной документацией, носителями информации также используют газовые или порошковые системы пожаротушения, практически не наносящие вреда защищаемым ценностям.

В составе противодымной защиты здания, чрезвычайно важной для организации безопасной эвакуации, кроме противопожарных преград и заполнений проемов них, систем дымоудаления, подачи чистого воздуха, еще используют огнезадерживающие клапаны, противопожарные вентиляционные решетки, устанавливаемые на коробах вентиляционных систем здания.

И также в зависимости от архитектурных, объемных решений административного здания используют зенитные фонари дымоудаления, противопожарные фрамуги, позволяющие за короткое время удалить из помещений огромное количество летучих токсичных продуктов горения органических материалов отделки, обстановки, имущества.

Для оповещения сотрудников, посетителей, управления эвакуационными потоками людей административное здание должно быть оборудовано световыми табло, указателями; речевыми, звуковыми пожарными извещателями; а также микрофонной консолью, средствами записи, воспроизведения тревожных сообщений, установленных в помещении пожарного поста, охраны или диспетчерской.

Для того чтобы все оборудование, компоненты противопожарных систем, установок административного здания постоянно находились в работоспособном состоянии, а при необходимости оперативно проводился их ремонт, необходимо заключение договоров со специализированными предприятиями, оказывающими услуги по техническому сервису на основании лицензий, выданных МЧС России.

Требования пожарной безопасности

К объектам административного назначения относятся как здания органов федерального, краевого (областного), местного муниципального управления, так государственных, корпоративных, частных предприятий; общественных, хозяйственных организаций и других учреждений кабинетного, офисного типа, не связанных в этих зданиях деятельностью по производству какой бы то ни было товарной продукции, материальных ценностей, оказания услуг населению.

Типовая планировка общественных зданий:

Ячеистая, при которой кабинеты (офисы) размещены по одной или обеим сторонам коридора.

Коридор, как правило, с обоих торцов здания заканчивается одним из типов эвакуационных лестниц – внутренней, размещенной в лестничной клетке, или наружной, ведущей по маршам вниз на территорию, прилегающую к зданию.

На первом этаже обычно находится вестибюль, размещен гардероб.

Залы для заседаний/собраний обычно расположены на первом или верхнем этаже административного здания, имея минимум 2 эвакуационных выхода, в том числе допускается выход наружу, выполненный согласно норм.

Технические, хозяйственные, вспомогательные помещения – от электрощитовых, вентиляционных камер, насосных станций пожаротушения до складов, мастерских, как правило, размещают в цокольном, подвальном этаже административного здания.

Для обслуживания многоэтажных зданий устанавливают грузовые, пассажирские, в том числе пожарные лифты.

Такая планировка, устройство административных зданий позволяет провести быструю эвакуацию людей при пожаре, тем более что сотрудники организаций, размещенных в административных зданиях, чаще всего работают там годами, прекрасно знают планировку, особенности своего места работы, способны помочь посетителям, впервые оказавшихся там.

Но, для этого необходимо неукоснительно выполнять меры пожарной безопасности, изложенные в Федеральном законе РФ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях ПБ» и ППР, а именно:

Собственник или руководитель организации, которой принадлежит административное здание, должен разработать декларацию пожарной безопасности, являющуюся формой оценки противопожарного состояния объекта.

Должен быть разработан, изготовлен полный комплект документов по пожарной безопасности для объекта, в том числе общая инструкция ПБ, в которой с учетом специфики здания, режима работы организации должны найти отражения как требования по организации противопожарного режима, так действия при пожаре сотрудников, позволяющие ликвидировать очаг возгорания, правильно провести эвакуацию.

Необходимо проведение точного расчета необходимого количества огнетушителей, в том числе углекислотных для тушения очагов возгорания в помещениях электрощитовых, компьютеров, офисной оргтехники.

Необходимо регулярное – не реже, чем дважды в году проведение тренировок по практической эвакуации всех сотрудников, технического персонала из административного здания, организованных на основе инструкций по действиям при пожаре; существующих, развешанных на всех этажах планов эвакуации людей при пожаре.

Нарушение требований пожарной безопасности в административных зданиях носят типичный характер, это как правило:

курение вне отведенных мест;

оставление включенным в сеть после окончания работы различного электрического оборудования – от компьютерной оргтехники до нагревательных приборов;

перепланировка помещений, затрудняющая эвакуацию, сужающая нормативную ширину проходов; или полностью отсекающая возможность воспользоваться двумя выходами;

загромождение, захламление проходов, лестничных клеток запасных эвакуационных выходов из здания, отслужившей свой срок мебелью, оргтехникой; штабелями документации, которой не нашлось места в архиве;

закрытые двери выходов, без оборудования их противопожарной фурнитурой, в том числе противопожарными дверными ручками, позволяющими без наличия ключей открывать их изнутри, что называется, одним движением.

Однако при надлежащем исполнении ответственным за пожарную безопасность административного здания своих обязанностей, своевременном информировании руководства, эти проблемы решаемы, причем без значительных затрат. Если в здании соблюдаются основные требования норм, то ни проверка МЧС России, ни возникший очаг возгорания, скорее всего, не смогут привести к значительным неприятным последствиям.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
  2. СП 117.13330.2011 Общественные здания административного назначения
  3. СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (с Изменениями N 1-4)
  4. СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы
  5. СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
  6. СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности
  7. СП 484.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования
  8. СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
  9. СП 486.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности