КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА И КОНЦЕПТ ‘BEAST’ В ЦИКЛЕ К.С. ЛЬЮИСА «ХРОНИКИ НАРНИИ»

15 сентября 11:16

Концептуальная (когнитивная) метафора — одна из основных ментальных операций, способ познания, структурирования и объяснения окружающего нас мира; пересечение знаний об одной концептуальной области в другой концептуальной области.

По Э. Маккормаку причиной возникновения метафоры является сопоставление человеческим разумом семантических концептов, в жизни не сопоставимых. Таким образом, метафора подразумевает сходство между ее составляющими с одной стороны, и различия, с другой, так как метафора создает новый смысл.

В когнитивной лингвистике огромный резонанс получила теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона, где метафора рассматривается как средство художественной выразительности и представляет собой проекцию одной области человеческого опыта на другую. Эти области называются областью-источником и областью-мишенью. Область-источник, проецируемая в область-мишень, является более известной и понятной, а область-мишень характеризуется недоступностью непосредственному восприятию.

Согласно теории Дж. Лакоффа и М. Джонсона, сущность концептуальной системы восприятия человека заключается в том, что мышление метафорично по самой своей природе, таким образом, метафора проявляется в восприятии, мышлении и действии человека. Все концептуальные метафоры основаны на опыте человека, индивидуальные различия одной и той же культуры также оказывают влияние на создание и восприятие метафор.

Большинство людей не считают метафору частью повседневного языка, для них она является инструментом литературного жанра и рассматривается не с мышлением и деятельностью, а со словами. Но на самом деле, метафора является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, где наша обыденная система понятий сама по себе метафорична и играет важную роль в определении реалий жизни.

В настоящее время когнитивному подходу к исследованию метафоры уделяется важное место в современной метафорологии. Делая ежедневно определенные дела, мы думаем и действуем согласно определенным схемам. Это происходит абсолютно машинально, неосознанно. Поэтому можно утверждать, что метафора рассматривается вне рамок языковой системы, а как явление взаимодействия культуры, языка и мышления. Благодаря когнитивной метафоре человек может осмыслить одни концепты через другие, которые являются базовыми.  М. Минский утверждает, что аналогии, основанные на когнитивной метафоре, «дают нам возможность увидеть какой-либо предмет или идею как бы в свете другого предмета или идеи, что позволяет применить знание и опыт, приобретенный в одной области, для решения проблемы в другой области».

В отечественной когнитивистике существуют несколько подходов к исследованию когнитивной метафоры. Исследователи А. Н. Баранов и Ю. Н. Караулов разработали совместно дескрипторную теорию метафоры, в которой «метафорическая модель интерпретируется как пара сущностей — соответствие между элементами источника и элементами цели». В теории А. Н. Баранова и Ю. Н. Караулова понятие метафоры отличается от когнитивной теории метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Метафорическая проекция представляет собой функцию отображения элементов области источника в элементы области цели, где источник оказывается областью отправления функции отображения, а цель — областью прибытия, а метафорической моделью становятся области источника, характеризующиеся однородностью с позиции человеческого опыта.

Хроники Нарнии — цикл из семи фэнтезийных повестей, написанных Клайвом Стэйплзом Льюисом. В них рассказывается о приключениях детей в волшебной стране под названием Нарния, где животные могут разговаривать, магия никого не удивляет, а добро борется со злом. Цикл состоит из семи повестей, три из которых были экранизированы.

Сравнивая оригинальный текст и текст перевода, мы нашли множество значений концепта beast.

Концепт «BEAST»

Если откроем словарь Макмиллан, то увидим следующее значение слову beast: an animal, especially a dangerous or strange one; a wild beast (животное, особенно опасное, дикое животное).

В повести «Хроники Нарнии» данный концепт носит чаще негативный характер, используется в основном в диалогах, то есть в разговорной речи, реже в описательных событиях.

Digory explained how beastly uncle Andrew had been. (стр. 27)

Дигори рассказал, какой плохой его дядя. (стр. 27)

‘Beasts!’ muttered Polly. (стр. 41)

Нет, какая гадина! – подумала Полли. (стр. 46)

Look here, — said Peter, turning on him savagely, shut up! You’ve been perfectly beastly to Lu ever since she started this nonsense about the wardrobe … (стр. 130)

Слушай, ты!.. – обрушился на него Питер. — … С тех пор, как Лу начала болтать все эти глупости насчет платяного шкафа, ты ведешь себя по-свински. (стр. 164)

‘I don’t care what you think, and I don’t care what you say… I wish I’d stay there and you are all beasts, beasts. (стр. 130)

— Мне все равно, что вы думаете, и все равно, что вы говорите!.. Лучше бы я там осталась навсегда! А вы все противные, противные.  (стр. 165)

There was a dead silence. ‘Well, of all the poisonous little beasts, — said Peter… (стр. 135)

Наступила мертвая тишина. – Да такого мерзкого типа… — начал Питер … (стр. 173)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что значение слова beast метафорично и может иметь такие значения, как:

— противный

— мерзкий тип

— плохой

— гадость

 

 

Литература:

  1. Минский М. Остроумие и логика когнитивного и бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. С. 291 — 292.
  2. Баранов А. Н. Метафорические модели как дискурсивные практики // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и яз. — 2004.
  3. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. / Дж. Лакофф, М. Джонсон; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. — М.: УРСС, 2004.
  4. К.С. Льюис «Хроники Нарнии: Начало истории. Четыре повести». М. – 2019.
  5. К.С. Льюис «Хроники Нарнии: Последняя битва. Три повести». М. – 2020.
  6. S. Lewis. The Chronicles of Narnia. HarperCollinsPublishers