ИЗУЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭВЕНОВ- ОЛЕНЕВОДОВ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВЫЖИВАНИЯ В СУРОВЫХ УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

9 мая 11:16

Актуальность:

Актуальностью нашего исследования является трудовая деятельность эвенов- оленеводов ,как  способ существования и выживания в суровых условиях Севера.

 Объект:  оленеводы оленстадо «Муола».
 Цель работы: Изучить распределения труда по сезонам года.

Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.

  1. Изучить трудовую деятельность эвенов- оленеводов оленстадо «Муола» .

Научная новизна работы. Впервые изучен труд эвенов – оленеводов оленстадо «Муола».

Практическая значимость работы.  Данная работа  может использоваться на уроках  географии, биологии и кружковых работах.

Методика:  Исследование проводилось оленстаде «Муола», где путем наблюдения и опроса изучена введения оленеводческого хозяйства.

Результаты исследований:

1.Изучение литературы. В трудовой деятельности оленеводов существовал определенный ритм, согласованный с окружающей средой и только четко распределив обязанности между членами оленстадо могли выдержать столь суровые условия.

В эвенской семье ребенок рано приобщался к трудовой деятельности. Дети с 10-12 лет, как и взрослые, в соответствии с традициями осуществляют  выпас и уход за животными на базовых стоянках. Они  с оленеводами дежурят в течение суток, сменяя друг друга по очереди через каждые 8-12 часов.  Обязанности дежурного входит постоянное наблюдение за стадом во время пастьбы и при перегоне на новое место выпаса и разыскивание оленей в случае, если несколько животных отобьются от стада, охрана их, особенно молодняка, от хищников, и т. п.  За отбившимися животными летом следуют пешком.

  Дети , долгое время работающие вместе с пастухами в стадах, наблюдательны и хорошо знают особенности животных. Они могут быстро отобрать в стаде верховых или упряжных оленей или заметить отсутствие даже небольшого их числа. Вместе со взрослыми дети проводят   осмотр оленей, учатся лечить копыт, отпиливают верхние ветви рогов самцов перед гоном (в конце лета- начале осени), с тем чтобы они не повредили друг друга в брачный период, и помогают обслуживать новорожденных телят в конце апреля после отела важенок. 

   Девочек с малолетства готовили к роли матери, хозяйки, хранительницы домашнего очага. Они помогали подвешивать крюки на перекладины в чуме, носили воду и дрова. С 6-7 лет девочки помогают матери в приготовлении пищи, ухаживают за младшими братьями и сестрами, а с 10 лет выделывают оленьи шкуры и лапки, учатся вышивать бисером.

  1. Изучение труда по сезонам года

Зима (Декабрь-  февраль)

1.Разведывание зимнего пастбища, выяснение состояния кормов;

  1. Дежурство в стадах, сменяясь через день. (охрана от диких зверей);
  2. Проверка наличия оленей;

4.Охота;

Весна (март — май)

  1. Кораллизация оленей: переучет, разделение стад на плодовую и не плодовую части.
  2. Формирование нагульного стада.
  3. Обмен хорами с о стадом Томпонского района.
  4. Выбраковка больных оленей.
  5. Солевая подкормка.
  6. Круглосуточная охрана.
  7. Мечение, учет и обработка новорожденных телят.
    8.Охота, рыбалка

Лето (июнь — август)

  1. Переход на летние пастбища.
  2. По окончанию отела, объединение оленей.
  3. Мечение, учет и обработка новорожденных телят.
  4. Кораллизация оленей: переучет.
  5. Защита оленей от оводов и гнуса (опрыскивание химикатов, дымовое).
  6. Проверка болезней, дегельминтизация.
  7. Круглосуточная охрана.
    8. .Охота, рыбалка

Осень (сентябрь — ноябрь)

  1. Подготовка к гону.
  2. Убой оленей.
  3. Кораллизация оленей: переучет.
  4. Выбраковка больных оленей.
  5. Круглосуточная охрана.
    6. .Охота, рыбалка
  6. Трудовая деятельность женщин.

Женщины вели кочевой образ жизни, со своими мужьями и детьми долгие месяцы пасли оленей в тундре. Родители передавали своим детям все необходимые навыки, которые пригодились в дальнейшей жизни, если отцы учили сыновей управляться с оленями, ходить на охоту, то матери дочерей учили  выделывать оленьи шкуры и лапки, шить одежду из оленьих шкур, вышивать бисером, готовить еду, ухаживать за детьми ..

   Скудность окружающего ландшафта способствовала возникновению и развитию особых эстетических требований к материальной культуре народа. Ни одни унты, ни одна шуба не шились женщинами – эвенами без декоративных украшений. Оленьи упряжки обильно украшались тканями различного цветосочетания.  У северных народов   эстетичность являлась практически, синонимом трудолюбия. Весь уклад жизни и хозяйственная деятельность тесно связано с Матушкой Природой. Природа — богатейший источник эстетических переживаний. (Википедия. Эвены).

Вывод:

 Изучая труд, как основу жизни эвенов- оленеводов, мы  пришли к следующему выводу:
1.    Вся   жизнь эвенов- оленеводов  тесно связана с окружающей природой, кочевым образом жизни.  
2. В трудовой деятельности оленеводов существует определенный ритм, согласованный с окружающей средой.

  1. Между членами оленстадо четко распределены обязанности.
    4.Дети эвенов с малых лет приобщены к труду и самостоятельности.
    5. Любовь к северному оленю и оленеводству передается из поколения в поколение.

Литература

  1. Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью, М., Мысль. 1988
  2. Василевич Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII — нач. XX вв.). Л., 1969.
  3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: предмет, проблемы, современные поиски// Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы научно-практической конференции (6 — 7 декабря 2001 г.). Элиста, 2003.
  4. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.
  5. Гребенников И. В. Этика и психологи семейной жизни, М., 1986
  6. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М., 1989)    Кон И.С. Социология личности. — М., 1968.
  7. Кон И.С. Социология личности. — М., 1968.
  8. Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. — М., 1976.
  9. Эвены. Википедия . Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. — М., 1988.

Literature

  1. Bestuzhev-Lada I. V. Steps to family happiness, M., Thought. 1988
  2. Vasilevich G.M. Evenki: Historical and ethnographic essays (XVIII — beginning of XX centuries). L., 1969.
  3. Volkov G.N. Ethnopedagogy: subject, problems, modern searches // Formation of ethnopedagogy as a branch of pedagogical science: Materials of the scientific-practical conference (December 6 — 7, 2001). Elista, 2003.
  4. Vygotsky LS. Imagination and creativity in childhood. — M., 1991.
  5. Grebennikov I.V. Ethics and psychologists of family life, M., 1986
  6. Kovalev S. Century Psychology of family relations. M., 1989) Kon I.S. Sociology of personality. — M., 1968.
  7. Kon I.S. Sociology of personality. — M., 1968.
  8. Usova A.B. The role of the game in raising children. — M., 1976.
  9. Evens. Wikipedia 10. Elkonin D.B. Features of the mental development of children 6-7 years of age. — M., 1988.